6 дней
О сайте42 2 | СМ 03271-4 (2 пл.) 1972 |
ИСКУССТВО ФУГИ В. 1080 Редакция и инструментовка Р. Баршая 1 сторона Contrapunctus 1 (N 1). Contrapunctus 2 (N 2) Contrapunctus 3 (N 3). Contrapunctus 4 (N 4) Canon 1 (por Augmontationem in contrario motu (N 14) Contrapuncfus 5 (N 5). Contrapunctus 6 (a 4, im Stile francese) (N 6). 2 сторона Contrapunctus 7 (a 4, por Augmontationem of Diminutionem) (N 7) Canon 2 (alia Ottava) (N 15) Contrapunctus 8 (a 3) (N 8). Contrapunctus 9 (a 4, alia Duodecimo) (N 9) Canon 3 (alla Decima, Contrapuncfo alla Terza) (N 16) Contrapunctus 10 (a 4, alla Decima) (N 10) 3 сторона Contrapunctus 11 (a 4) (N 11) Canon 4 (alla Duodecima in Contrapuncto alla Quinta) (N 17) Contrapunctus 12, I (a 3, rectus) (N 12, I) Contrapunctus 12, II (inversus) (N 12, II) Contrapunctus 13, I (a 4, rectus) (N 13, I) Contrapunctus 13, II (inversus) (N 13, II) 4 сторона Fuga (a 2 Clav.) (N 18, I) Alio modo Fuga (a 2 Clav.) (N 18, II) Fuga a 3 Soggotti (N 19) Московский камерный оркестр. Дирижер Р. БАРШАЙ М. МУНТЯН (клавесин) Примечание: Нумерация фуг и канонов, проставленных в скобках, соответствует нумерации Каталога произведений И. С. Баха В. Шмидера Звукорежиссеры А. Гроссман и В. Антоненко |
Ленинградский завод, ГОСТ 80. Сторона 1 (4) год выпуска 1987 |
Грандиозный полифонический цикл И. С. Баха «Искусство фуги» состоит из 14 фуг и 4-х канонов, основанных на одной теме. Это произведение — своего рода «музыкальное завещание» великого мастера полифонии - было закончено полностью в 1750 году незадолго до смерти композитора; недописанной осталась лишь заключительная фуга с тремя темами. В соответствующем месте оригинала рукой Филиппа Эммануила Баха сделана сухая и лаконичная запись: «Во время сочинения этой фуги, где в качестве побочной темы проводится тема B-A-C-H, автор скончался...» «Искусство фуги» разделило судьбу многих гениальных творений Баха, значение которых не было понято его современниками. После смерти Баха рукописи и редкие печатные издания его произведений продавались за бесценок и десятилетиями лежали, покрываясь пылью, на полках нотных библиотек; многое попросту было утеряно. Печатное издание «Искусства фуги», вышедшее в 1752 году, привлекло ничтожное число покупателей. Уже само название «Искусство фуги» ясно обнаруживает замысел Баха — создать образец полифонического искусства, своего рода «школу контрапункта». Богатые возможности многоголосного стиля наиболее полно раскрываются композитором в фуге — самой развитой форме полифонической музыки. В основе фуги лежит обычно краткая, но законченная музыкальная мысль — тема, которая проводится поочередно во всех голосах. Каждый голос фуги имеет свою самостоятельную мелодическую линию, часть которой составляют проведения темы. Там, где мелодическая линия сопровождает тему, проходящую в другом голосе, она называется противосложением или контрапунктом. Это основные, элементарные признаки всякой фуги. Фуги, в которых разрабатываются две или три темы, называются двойными или тройными. На протяжении цикла «Искусство фуги» встречаются самые различные приемы полифонической техники, часто в одновременном сочетании. Мастерство, с которым композитор разрешает поставленные им самим сложнейшие задачи контрапункта, порой трудно постижимо. Но еще удивительней богатство музыкального содержания, раскрывающееся на страницах этой «школы». Основанные, в общем, на одинаковом тематическом материале, части данного цикла представляют собой самостоятельные, законченные произведения; каждому из них присущи свое особое настроение и характер, которые, естественно, выявляются уже в звучании самой темы. Так, например, характер главной темы в её первоначальном виде — напевный и вместе с тем сдержанный, сосредоточенный — предопределяет собой общее настроение первой фуги. На протяжении всего цикла мелодический рисунок темы много раз видоизменяется; тема соответственно приобретает легкий и оживленный, либо энергичный, волевой характер. Первые четыре фуги, наиболее простые по форме, образуют первый крупный раздел цикла, являющийся как бы его преддверием, порталом монументального здания, в 5-й, 6-й и 7-й фугах приемы полифонической разработки постепенно усложняются; в 7-й фуге встречаются все виды контрапунктических изменений темы. Полифоническое мастерство Баха в полной мере развертывается в двойных и тройных фугах (8, 9, 10, 11). Это кульминационная вершина, цикла, его «центральный купол». Появление нового тематического материала, его соотношение с главной темой создает новые возможности музыкального развития, обнаруживая тем самым всю глубину творческого замысла. 12 и 13 фуги изложены в двух последовательно исполняемых вариантах. Второй вариант представляет собой обращение первого. При этом голоса фуги перемещаются: мелодические линии верхних голосов переходят в нижние и наоборот. Цикл завершается монументальной по масштабу тройной фугой, первая тема которой сильно отличается от главной темы в её первоначальном виде, но все же сохраняет с ней интонационную связь. Музыкальный текст обрывается сразу же после того, как все три темы впервые проводятся в одновременном сочетании. Значение «Искусства фуги» выходит за пределы осуществленного композитором «педагогического» и художественного замысла. Наряду с «Хорошо темперированным клавиром», ораторией «Страсти по Матфею», Высокой мессой, «Искусство фуги» принадлежит к тем вершинам музыкального творчества, которые ставят имя Лейпцигского кантора в один ряд с величайшими деятелями мировой культуры. |