6 дней
О сайте5 1 | С10-09565-6 1977, дата записи: 1974 |
С10-09565-6. Юрий Гуляев. Романсы 01 01.Разлюбила красна девица (А.Бородин – сл. нар.) 02.Фальшивая нота (А.Бородин) 03.За окном в тени мелькает (П.Чайковский – Я.Полонский) 04.Страшная минута (П.Чайковский) 05.Средь шумного бала (П.Чайковский – А.К.Толстой) 06.Мне грустно (А.Даргомыжский – М.Лермонтов) 07.Письмо К.С.Станиславскому (С.Рахманинов) 02 08.Ария Фрола (Безродный зять, 1 д.) (Т.Хренников) 09.В полях под снегом и дождём (Т.Хренников – Р.Бёрнс, пер. С.Маршака) 10.Кровь (Ю.Мейтус – Д.Кедрин) 11.Маленькая баллада (Ю.Мейтус – Р.Бёрнс, пер. С.Маршака) 12.Я ждал тебя (В.Косенко – А.Апухтин) 13.Ой, снова я сердцем широким бедую (Г.Свиридов – А.Прокофьев) 14.Гармоника играет (Г.Свиридов – А.Прокофьев) 15.О, не вплетай цветов (Р.Глиэр – Д.Ратгауз) 16.Коль любить, так без рассудку (Р.Глиэр – А.К.Толстой) Розалия Трохман, ф-но Звукооператор Т.Строканова Редактор И.Орлова Запись из концертного зала 1974 г. |
Великолепный по тембру голос, большое лирическое обаяние и в то же время огромный гражданский темперамент— таковы, пожалуй, те главные качества, благодаря которым Юрий Гуляев сделался одним из самых любимых публикой советских певцов. Юрий Гуляев родился в 1930 году в Тюмени. Отец работал в бухгалтерии, мать растила четверых детей, из которых будущий артист был старшим. Мальчик, как, впрочем, и его сестра и братья, рос музыкальным: очень любил слушать, как мать с отцом поют русские песни, мечтал о собственном баяне... Огромная была радость, когда ему, уже семикласснику, отец подарил наконец гармонь-двухрядку. А в восьмом классе юноша вдруг обнаружил, что может высоким тенорком подпевать Лемешеву, сидя около патефона или радиоприемника. Потом — школьная самодеятельность... На выпускном вечере Юрий Гуляев пел арию Ленского, и всем вокруг казалось — здорово звучит, может, действительно голос прорезался? Ему советовали поступить в музыкальное училище, а он сделал совсем другое — уехал в Свердловск и сдал экзамены в медицинский институт. Но и став студентом, продолжал участвовать в самодеятельных кружках, играл на баяне, пел... Наконец, после настоятельных уговоров друзей, Гуляев предстал пред приемной комиссией вокального факультета Свердловской консерватории имени М. П. Мусоргского. Педагоги вокальной кафедры были удивлены, услыхав, что у новичка нет никакого систематического музыкального образования. Однако музыкальность юноши, его хорошая память (он спел по слуху несколько арий из опер, песен советских композиторов и романсов, аккомпанируя себе на баяне), его приветливая манера держаться произвели на комиссию приятное впечатление. Гуляева зачислили условно на вечернее отделение. Прошло года полтора пока молодой человек окончательно понял, что пение — его призвание. Желанпе петь, быть артистом, между тем, становилось все более трудно осуществимым. Несмотря на то, что Гуляев попал в класс к отлетным педагогам (И. Бигасину, а затем Ф. Образцовской), его тенор звучал день ото дня все тусклее. ...Наступила четвертая осень жпзнп в Свердловске. Гуляев пришел на очередной урок к своему педагогу. «Фрнда Исааковна, — сказал он, — я хочу петь баритоном». «А басом ты не хочешь?» — засмеялась преподавательница. Но он упрямо стоял на своем. И победил. На зимнем показе студенческих работ Гуляев спел ариозо Мизгиря и имел успех. Первый успех, вознагражденный оценкой «отлично» и зачислением на четвертый курс дневного отделения. За полтора года Гуляев благополучно освоил самые «ходовые» номера баритонового репертуара. Исполнил на выпуске романс Рахманинова «Не пой, красавица» (вот где пригодился хорошо развитый верхний регистр), пел «Эпиталаму» Рубинштейна и арию Цыгана из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. «Гвоздем» же выпускной программы была с тех пор любимая и неизменно исполняемая артистом каватина Фигаро. После окончания консерватории Гуляев был принят в труппу Свердловского оперпого театра. Здесь он получил навыки сценического мастерства, исполнив, ряд небольших ролей, и спел уже такие заметные партии, как Валентин в «Фаусте» и Елецкий в «Пиковой даме». Вскоре пришла удача: услышав голос Гуляева, руководство Донецкого оперного театра пригласило его на партии первого баритона. Донецк стал для певца как бы еще одной консерваторией, где окончательно сложилось не только его певческое, но и сценическое амплуа лирического баритона. В Донецке он получает признание прессы, добивается успеха у широкой публики. Этому в значительной степени способствовала интенсивная концертная деятельность. К моменту поездки на VII Всемирный фестиваль демократической молодежи н студентов в Вену (1959 г.) Юрий Гуляев был достаточно известен как артист, и полученная им на вокальном конкурсе фестиваля золотая медаль явилась достойной наградой. Киевский оперный театр, нуда перешел работать певец,— третий важный этап его творческой биографии. Значительно расширяется его репертуар. Старые партии пересмотрены В контакте С музыкантами И режиссерами, С партнерами по сцене этого крупнейшего театрального коллектива страны, Гуляеву доводилось не однажды за эти годы выступать па сцепе Киевской оперы с зарубежными гастролерами и крупнейшими солистами из братских союзных республик. Артист все чаще гастролирует и городах СССР, за рубежом, выступает в Москве. Благодаря трансляциям радио и телепередачам, записям на пластинки его узнаёт вся страна. В эти годы артист особенно активно пополняет свой репертуар произведениями советских композиторов: поет романсы и песни Хренникова и Свиридова, украинских авторов Косепко, Ревуцкого, Мейтуса, Майбороды, Рожавской. С увлечением исполняет Гуляев п сочинения мастеров песенного жанра — Пахмутовой, Фельдмана, Островского, Френкеля, Тарпвердпева, Шамо, Баснера и других. Надолго запомнятся слушателям концерты Гуляева в Большом зале Московской консерватории, где так прекрасно, так изысканно тонко звучали романсы русских классиков. В каждом из них артист стремится создать законченную сценку, воплотить психологически достоверный персонаж, со своей характерной «биографией», своими индивидуализированными чертами. С годами все чаще привлекают Гуляева романсы-размышления, романсы-раздумья. Он ищет вокальные миниатюры необычные по жанрам, и одной из самых интересных находок здесь надо признать «Письмо К. С. Станиславскому» Рахманинова. В концертном репертуаре певца ныне широко представлены русские народные песни, лучшие сочинения советских композиторов. Замечательно поет Гуляев арпю Фрола Ско-беева из оперы «Безродный зять» Т. Хренникова. Этот характер (по меткому замечанию С. Ценила, русский вариант Фигаро) чрезвычайно мнл артисту. Воплощая удаль, размах русской широкой натуры, Гуляев, не забывает оттенить и горячее лирическое чувство, владеющее сердцем Фрола. Весной 1975 года сбылась давняя мечта певца: народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев был зачислен в труппу Большого театра СССР. Наделенный великолепным даром природы — голосом необычайно красивого тембра, он владеет высоким исполнительским мастерством. Он прошел долгую и плодотворную школу общения со многими выдающимися оперными артистами и по праву завоевал себе место в ансамбле певцов лучшего оперного театра страны. Е. Добрынина (из очерка «Юрий Александрович Гуляев». Сб. «Мастера Большого театра», изд-во «Советский композитор», М., 1976) |