4 дня
О сайте8 6 | М10-42621-2 1980 |
I сторона A. АРЕНСКИЙ ПЕСНЯ ПЕВЦА ЗА СЦЕНОЙ («Рафаэль») — 2.20 А. РУБИНШТЕЙН АРИЯ СИНОДАЛА («Демон», 1 д.) — 3.02 П. ЧАЙКОВСКИЙ АРИЯ ЛЕНСКОГО («Евгений Онегин», 2 д.) — 7.27 АРИОЗО ГЕРМАНА («Пиковая дама», 1 д.) — 3.02 Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ КАВАТИНА БЕРЕНДЕЯ («Снегурочка», 3 д.) — 2.49 ПЕСНЯ ЛЕВКО («Майская ночь», 1 д.) — 3.20 II сторона Дж. ВЕРДИ БАЛЛАДА ГЕРЦОГА («Риголетто», 1 д.) — 2.18 Ж. МАССНЕ АРИЯ ВЕРТЕРА («Вертер», 3 д.) — 3.11 Д. ОБЕР БАРКАРОЛА («Фра-Дьяволо», 2 д.) — 3.23 Ф. ФЛОТОВ РОМАНС ЛИОНЕЛЯ («Марта», 3 д.) — 3.14 A. ТОМА РОМАНС ВИЛЬГЕЛЬМА («Миньона», 3 д.) — 4.29 Дж. ПУЧЧИНИ ДВЕ АРИИ КАВАРАДОССИ («Тоска», 1 и 3 д.) — 3.23, 2.56 Оркестр Большого театра СССР Дирижеры: B. Небольсин (1, 6, 13), С. Сахаров (3), А. Мелик-Пашаев (2, 5, 10), Б. Хайкин (4, 7, 9, 11) А. Орлов (8), М. Жуков (12) Реставратор Т. Страканова. Редактор И. Орлова. Художник Б. Белов |
Прекрасно, когда природа вместе с могучим талантом дарит человеку непреходящее обаяние юности, свежесть, силу и чистоту чувств. Этим счастливым даром в полной мере был наделен замечательный советский певец, народный артист СССР Сергей Яковлевич Лемешев. Все, что бы ни исполнял Лемешев — оперные арии, романсы или русские народные песни, — не утратило со временем художественной ценности. Его искусство всегда будет покорять слушателей высокой правдой чувств, блестящим мастерством, своей вечной молодостью. Сергей Яковлевич Лемешев (1902—1977) родился в деревне Старое Князево (бывшей Тверской губернии). В бедной батрацкой семье любили песню. «Без песни я отца не представляю, — вспоминал артист. — Пел отец всегда охотно, с большой душой, голос у него был звонкий, красивый. Запомнились и долгие зимние вечера, когда мать со своими подругами сидела за пряжей, и они пели согласным стройным хором. Тонкий, инструментально ровный голос матери поднимался над другими, звуча грустно и нежно. Песня впервые пробудила в моей душе чувство прекрасного». Детство и отрочество Лемешева были нелегкими; после смерти отца на плечи десятилетнего мальчика легла забота о семье. Но рядом с будничными хлопотами и нуждой жила, пробужденная песней, мечта об иной, прекрасной жизни. В конце 1918 года произошла встреча, которой суждено было сыграть решающую роль в дальнейшей судьбе Лемешева. Из Москвы на хутор, что находился недалеко от деревни Старое Князево, по заданию Наркомпроса приехала семья инженера Н. А. Квашнина, страстного театрала и любителя музыки, организовавшего ремесленную школу для сельской молодежи. «В их доме, — рассказывал Сергей Яковлевич, — царила атмосфера подлинного искусства и влюбленности в него». Яркая музыкальная одаренность деревенского паренька сразу обратила на себя внимание Квашниных. Привлекал не только сильный красивый голос, но и та радостная упоенность, с которой Сергей мог часами петь свои родные деревенские песни. В доме Квашниных Лемешев стал постоянным гостем. Здесь ожила, стала реальной давно затаенная в сердце мечта — учиться. Здесь впервые услышал Лемешев классическую музыку, познакомился с именами и биографиями великих русских артистов; здесь начались его первые занятия музыкой, итальянским и французским языками. Квашнины настаивали на поездке Лемешева в Москву, советовали поступать в консерваторию. Их вера в его талант, в то, что он обязательно станет артистом, явилась для юноши первым напутствием на его артистическом пути. После армейской самодеятельности Лемешев поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Н. Г. Райского. Спустя некоторое время он параллельно с консерваторией начал заниматься в студии Станиславского, где под руководством Константина Сергеевича работал над партией Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин». Сразу после окончания консерватории Лемешев успешно выдержал конкурс в Большой театр СССР. Однако его не удовлетворило предложение дирекции работать над ролями, которые обычно поручают начинающим певцам. Сергей Яковлевич решил на время расстаться с Москвой и в течение нескольких сезонов выступал на сцене Свердловского, Тбилисского и других оперных театров, исполняя ведущие партии. Здесь молодой певец приобрел необходимый сценический опыт, овладел основами артистического мастерства. С 1931 года С. Я. Лемешев — солист Большого театра СССР. В эту пору в театре начинала карьеру целая плеяда артистов нового поколения, явившихся достойными продолжателями замечательных традиций Собинова, Неждановой, Шаляпина. Лемешеву посчастливилось слушать великих певцов, и он считал их спектакли своим университетом. Однако, пройдя великолепную школу русского оперного театра, Лемешев никогда не подражал никому из корифеев. Ленский в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Дубровский в одноименной Опере Направника, Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила» и Берендей в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова, Владимир Игоревич в «Князе Игоре» Бородина и Индийский гость в «Садко» Римского-Корсакова, Фауст, Герцог, Альфред, Вертер, граф Альмавива, Джеральд, Звездочет, Левко — вот далеко не полный перечень оперных партий, которые были исполнены Лемешевым за годы работы в Большом театре. Велика и заслуженна была популярность артиста. Покорял не только его голос — мягкий, бархатный, своеобразного трепетного тембра; покорял весь его облик, его изящество, душевное обаяние, неповторимое сочетание мужественности и нежности. Но самое главное, ценное, что привлекало в Лемешеве, это его умение захватить слушателя, его изумительная способность убеждать. Достигалось это путем идеального слияния музыкального и сценического образа, интонации и жеста, пения и актерской игры. К сожалению, в записи исполнение, лишенное сценического воплощения, теряет часть своей выразительности. Но даже одними только вокальными средствами певец достигал такой глубины и правдивости, что, и не зидя его игры, внимательный слушатель почувствует и переживет все, что таит в себе музыка и что так увлеченно раскрывает нам артист. 30-е — 40-е годы С. Я. Лемешев считал лучшими годами своей жизни, расцветом творчества. В это время, наряду с театральной, началась и блестящая концертная деятельность артиста. Его чрезвычайно разнообразный концертный репертуар включал произведения Глинки и Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова, Шуберта, Листа, Шумана, Брамса и Визе, Свиридова, Хренникова, Шапорина, старинные романсы, народные песни. Большим событием в московской музыкальной жизни и настоящим триумфом артиста стал цикл концертов, в которых Лемешев исполнил 100 романсов и песен Чайковского. Большое место в репертуаре Лемешева занимали русские народные песни. Без них невозможно представить его облик русского, ярко национального певца. Исполнительский стиль Сергея Яковлевича удивительно соответствовал характеру русской песни, «в мелодии и поэтических образах которой, — по его словам, — не осталось ничего случайного, поверхностного. В красоте ее мелодии откристаллизовались чистые, высокие человеческие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения». Более 30 русских народных песен из репертуара Лемешева вошли в золотой фонд советского исполнительского искусства и являются примером идеального воплощения певцом-профессионалом народной песенной классики. Имя Сергея Яковлевича Лемешева знает в Советском Союзе каждый, кто любит музыку, театр. Высокое звание народного артиста СССР было в полной мере заслужено артистом; об этом свидетельствует неослабевающий интерес к его творчеству. Г. Павлова |