5 дней
О сайте30 3 | СМ 03309-10 1972 |
МУЗЫКА БАРОККО Ж.М.ЛЕКЛЕР. Соната для скрипки и ф-но до минор «Гробница» Ж.Э.ФИОККО. Аллегро Л.Н.КЛЕРАМБО. Прелюдия и Аллегро Д.СКАРЛАТТИ. Соната (Престо) ля мажор, L. 391 Ф.М.ВЕРАЧИНИ. Две сонаты для скрипки, виолончели и ф-но: 1. Соната до минор. 2. Соната соль минор Семен Снитковский (скрипка), Лев Евграфов (виололнчель), Леонора Иосиович (ф-но) |
A1 –Ж.-М. Леклер Соната Для Скрипки И Фортепиано До Минор "Гробница" A2 –Ж. Э. Фиокко Аллегро A3 –Л. Н. Клерамбо Прелюдия И Аллегро A4 –Д. Скарлатти Соната (Престо) Ля Мажор, L. 391 Arranged By – М. Фихтенгольц Две Сонаты Для Скрипки, Виолончели И Фортепиано B1 –Ф. М. Верачини Соната До Минор B2 –Ф. М. Верачини Соната Соль Минор Конверт - АОЛЗГ, 1978 г. Зак. 31—Д—1000— |
МУЗЫКА БАРОККО Ж. М. ЛЕКЛЕР (1697—1764) Соната для скрипки и фортепиано до минор «Гробница» Grave. Allegro ma non troppo Gavotte (Andante). Allegro Ж. Э. ФИОККО (1703—1741) Аллегро Л. Н. КЛЕРАМБО (1676—1749) Прелюдия и Аллегро Д. СКАРЛАТТИ (1685—1757) Соната (Престо) ля мажор, L. 391 Обработка М. Фихтенгольца Ф. М. ВЕРАЧИНИ (1690—1750) Две сонаты для скрипки, виолончели и фортепиано: Соната до минор Larghetto. Allegro. Largo. Allegro Соната соль минор Cantabile. Andante. Adagio. Allegro ma affettuoso Семен Снитковский (скрипка) Лев Евграфов (виолончель) Леонора Иосиович (фортепиано) Увлечение эпохой так называемого «позднего барокко» стало одной из характерных черт музыкальной культуры нашего времени. Можно напомнить в этой связи хотя бы такие выдающиеся имена, как Прокофьев, Стравинский, Орф, Хиндемит. В творчестве этих мастеров обращение к музыке далекого прошлого стало одним из источников преодоления кризисных явлений в музыкальном искусстве, переоценки многих художественных ценностей. Наше время как бы осветило новым светом ту далекую эпоху, в которой подготавливались и кристаллизовались формы и жанры, сама стилистика будущих сочинений Гайдна, Моцарта, Бетховена. Самая главная отличительная черта эпохи «позднего барокко» (первая половина XVIII в.) — ее «переходность», сосуществование в ней самых различных и часто противоположных явлений и стилей. Развитие гомофонии, зародившейся уже в недрах XV века исмело пробивавшей себе дорогу в XVII веке, шло параллельно с расцветом всех полифонических форм, нашедших свое совершенное претворение в творчестве Баха и Генделя. Пышный, торжественный инструментальный стиль («барокко») соседствовал с новым, «галантным» стилем («рококо»), классическими выразителями которого стали французские клавесинисты Куперен и Рамо. На рубеже XVII и XVIII веков в европейских странах происходит преобразование традиций и форм музыкального исполнения; наряду с привычным, церковным и бытовым музицированием завоевывает свои права светское, концертное: в городах организуются различные музыкальные кружки, содружества, академии, в которых исполняется музыка нового типа, чисто инструментальная, а не прикладная, т. е. бытовая или культовая (хотя корнями своими еще тесно связанная с той и другой). В связи с новыми, концертными формами исполнения возникал и новый тип исполнителя — артистической личности, способной полно и ярко выявить свою творческую индивидуальность. К началу XVIII века более или менее ясно определяются художественные возможности камерно-инструментальных ансамблей (в частности, трио), в которых важнейшую роль играют клавесин и скрипка. В своеобразном переплетении нового и старого, нарождающегося и отмирающего происходили сложные процессы становления некоторых форм и жанров инструментальной музыки, оказавшихся в дальнейшем наиболее универсальными и жизнеспособными. Среди них ведущее место, бесспорно, занимает соната. Именно в первой половине XVIII века формируется качественно новый тип старинной, «доклассической» сонаты, отличающейся некоторыми принципиально важными чертами: выразительно-смысловой и динамико-ритмической дифференциацией частей, основанных на яркой и контрастной тематике, их эмоциональным и стилистическим единством. Особенно важно возникновение двух тем в первых частях старинной сонаты (будущее сонатное аллегро в классической сонате), т. е. возникновение зачатков сонатной драматургии. Замечательные образцы старинной, «доклассической» сонаты мы находим в творчестве музыкальных корифеев того времени (их можно было бы назвать классиками «предклассической» эпохи). Здесь одно из первых мест по праву принадлежит итальянскому клавесинисту Доменико Скарлатти. Клавесинные сонаты Д. Скарлатти (почти все они — одночастные) отличаются ясностью и простотой основных гармонических связей, единством и последовательностью ритмического развития, структурной четкостью. Мелодические линии у Скарлатти менее изысканны и прихотливы по сравнению с мелодическим рисунком французских клавесинистов, в них меньше орнаментики, и она играет иную выразительную роль. Большой интерес представляет фактура скарлаттиевских сочинений. Виртуозность его письма послужила в известной мере образцом для последующих композиторов (Клементи, Мендельсона, Листа). Связанные с народными истоками, впитавшие в себя многие прогрессивные стилистические черты предшествующей и современной музыки, сочинения Скарлатти пронизаны оптимизмом, полны неиссякаемой энергии и юношеского задора. Соната L. 391. Престо. Ля мажор. Это типичная одночастная соната Скарлатти (в записи она звучит в переложении для скрипки и фортепиано). Музыка сонаты пронизана активным, упругим ритмом, единым «моторным» движением. Таковы обе темы сонаты, первая из которых — утвердительно-мажорная — носит несколько общий «фактурный» характер, вторая более характерна и выразительна, хотя она и не составляет контраста к первой, а лишь дополняет ее. Обе темы как бы растворяются в общем движении, которое в какой-то степени компенсирует отсутствие мотивного развития (разработки). Итальянская клавесинная школа начала XVIII века, выдающимся представителем которой принято считать Д. Скарлатти, сложилась во многом под влиянием итальянской скрипичной школы, в частности под влиянием ее завоеваний в области сонаты. Основателем этой школы был Арканджело Корелли, вслед за которым пришло целое поколение итальянских мастеров. Среди них — Франческо Мария Верачини. Его сонаты представляют высокий образец концертной музыки нового, психологически-выразительного типа. Верачини продолжает выработанную Корелли эмоциональную трактовку частей сонаты; в обеих представленных здесь сонатах (до минор и соль минор) первые части носят патетический, торжественный характер, средние либо мягки и грациозно танцевальны, либо пронизаны лирической кантиленностью; финалы ритмически более оживленны и также не чужды танцевальности (черты менуэта в финале соль минорной сонаты). Под непосредственным воздействием итальянской скрипичной школы сложилась и французская скрипичная школа во главе с Каном Мари Леклером, учившимся в Италии. Его соната до минор носит подзаголовок «Гробница». Тяготение к программности (правда, весьма условной) было, по-видимому, данью моде (в творчестве французских клавесинистов в это время складывается характерный тип программной миниатюры). Сама же музыка сонаты по стилю и духу очень близка сонатам итальянских мастеров (того же Верачини). Скорбное патетическое Grave, более оживленное Allegro, медленный гавот со средней частью (трио) и энергичный финал (Allegro) повторяют уже известную структурную схему скрипичной итальянской сонаты. Музыка сонаты (за исключением финала) исполнена возвышенной скорби и благородного лиризма. Французский клавесинист и органист Л. Н. Клерамбо — автор Прелюдии и Аллегро ля мажор (записаны в переложении для скрипки и фортепиано). Это типичный старинный двухчастный цикл (прелюдия и фуга, прелюдия и токката). Выразительная, кантиленная мелодия широкого диапазона и большого дыхания в Прелюдии контрастирует с оживленным, бодрым Аллегро. Аллегро соль мажор (записано в переложении для скрипки и фортепиано) принадлежит перу бельгийского клавесиниста Ж. Э. Фиокко. В его творчестве заметно проявилось французское влияние. Он издает ряд пьес с живописными подзаголовками «Итальянка», «Франциска», «Жалобная», в которых можно обнаружить изысканные приемы орнаментики в стиле Ф. Куперена. В Аллегро ясно различаются два тематических элемента: первый из них — более общего характера, второй, составляющий середину трехчастной формы, отличается большей тематической определенностью. В целом оба элемента не содержат контраста и естественно вливаются в общий поток ритмического движения. Л. ДАВЫДОВА Семен Снитковский окончил аспирантуру при Московской консерватории под руководством профессора Д. Ф. Ойстраха. С 1957 года начинается широкая концертная деятельность музыканта, а уже в следующем году Семен Снитковский становится обладателем первой премии и золотой медали на Международном конкурсе имени Дж. Энеску в Бухаресте. 1963 год принес талантливому скрипачу победу на труднейшем Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, где он был удостоен также золотой медали. Кроме того, исполнительская деятельность Семена Снитковского была отмечена медалью Международного фонда Э. Изаи. Семен Снитковский много концертирует по городам Советского Союза и за рубежом. Репертуар скрипача разнообразен: от сочинений мастеров эпохи барокко и до современных советских и зарубежных авторов. Исполнительскую деятельность скрипач сочетает с педагогической. Он — доцент Московской консерватории. В 1971 году педагогическая деятельность Снитковского была отмечена медалью Венгерской музыкальной академии имени Ф. Листа. Леонора Иоси овичокончила аспирантуру при Московской консерватории под руководством профессора С. Е. Фейнберга. На Всесоюзном конкурсе пианистов Леоноре Иосиович было присвоено звание лауреата. На протяжении многих лет Леонора Иосиович выступает в постоянном ансамбле с Семеном Снитковским. Лев Евграфов окончил аспирантуру при Московской консерватории под руководством профессора М. Л. Ростроповича и Л. С. Гинзбурга. Концертная деятельность виолончелиста началась в 1958 году. В 1963 году на конкурсе имени П. Казальса в Будапеште Лев Евграфов завоевал вторую премию. В 1970 году Лев Евграфов подготовил и исполнил концертный цикл из двенадцати программ под названием «Развитие виолончельной музыки». Лев Евграфов ведет и педагогическую работу. Он — преподаватель Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. |