5 дней
О сайте36 4 | СМ 03245-6 1972 |
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906–1975) Симфония №15 ля мажор, соч. 141 Сторона 1: 1. 1) Allegretto 2. 2) Adagio 3. 3) Allegretto Сторона 2: 4. 4) Adagio Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения Дирижёр Максим ШОСТАКОВИЧ Соло в оркестре: Михаил Черняховский, скрипка Александр Корнеев, флейта Виктор Баташов, тромбон Виктор Симон, виолончель Леопольд Андреев, контрабас |
8 января 1972 года в Большом зале Московской консерватории впервые прозвучала новая симфония Дмитрия Шостаковича. Пятнадцатая. Сочинение 141. Уже сами цифры эти вызывают у каждого из нас чувство радости. Если нынешний, XX век отмечен ярким расцветом симфонизма, то огромная заслуга в этом русской, советской музыки, и прежде всего Шостаковича. Симфония - стихия Шостаковича... За почти полвека упорного, неустанного, подлинно подвижнического творческого труда Шостакович не только написал замечательные произведения, прославившие во всем мире советскую музыку, — он раздвинул границы самого жанра, открыл целый мир до него никому не ведомых звучаний, создал свой музыкальный язык. Вслед за классиками Шостакович стремится к демократизации симфонии, к сближению ее с жизнью, с современностью, с народом. В этом существо и основная цель новаторства Шостаковича. Пятнадцатая симфония с первых же тактов захватывает и поражает слушателя удивительной свежестью, новизной, прозрачной ясностью замысла, живым и горячим чувством современности. Симфония не имеет зафиксированной в словах программы. По форме она выдержана в традициях классического четырехчастного симфонического цикла. Первая часть симфонии представляет собой как бы фантастическое скерцо. Как обмолвился сам композитор, это что-то вроде, «магазина игрушек». Магазин, запертый на ночь хозяином: игрушки почувствовали себя свободными, ожившими (так и видишь перед собой шоколадного солдатика, который изо всех сил то и дело дудит в трубу воинственно-веселый мотив из увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини!). Игрушки явно склонны к возмущению, к мятежу против тирании злого владельца магазина. Они наделены людскими страстями и вскоре оказываются во власти вихря всамделишных драматических переживаний и эмоций. Этот вихрь сметает какой-либо намек на игру и игрушечность. Музыка первой части симфонии не вмещается в рамки заданного сюжета. Это не «игрушечная», это человеческая, драматически серьезная музыка. Вторая часть симфонии — траурная. Она полна истинного трагического величия, мужественной, суровой скорби и вместе с тем сердечной нежности. Без перерыва следует далее острое, стремительное, бойкое скерцо и медлительно развертывающийся, тихий финал. Последние страницы партитуры — страницы несказанной красоты и высокой поэзии: это — преодоление, разрешение всех противоречий. Чистая, светлая душа человека, принимающая и вбирающая в себя все преходящие треволнения бытия, счастливая, мятежная, страдающая, словно «отдыхает», растворяется в радостном чувстве природы — этом извечном символе и источнике жизни и возрождения. Нисходит на уставшую Землю тишина и покой. Природа медленно засыпает, и в ее блаженном сонном шёпоте, как тени воспоминаний, как отголоски только что догоревшего дня, слышатся «мотивы прошлого». Они проплывают, словно легкие облака, и, как облака, тают в прохладном вечернем небе... Пятнадцатая симфония — симфония резких и неожиданных контрастов. Шостакович по шекспировски сочетает трагическое с веселым, глубокие размышления о жизни чередует с шутками. Причем психологическим центром, музыкальной кульминацией произведения является, несомненно, вторая часть — траурный марш. Он как бы возвышается над всей симфонией и бросает свою тень и на искрометное скерцо, и на лирический финал. Не случайно таким уместным, таким вжившимся в ткань, в стиль музыки оказался несколько раз повторяющийся в финале мотив вагнеровского марша. И потому ласковый, светлый лиризм финала симфонии порой воспринимается как улыбка сквозь слезы. Композитор почувствовал душевную потребность в центре симфонии, как бы в круговерти быстро текущей жизни, поставить совершенно потрясающую по музыке траурную оду в честь погибших героев. Это представляется глубоко знаменательным и мудрым. «Никто не должен быть забыт!» — таков прекрасный смысл музыки симфонии. В этом — этический пафос Пятнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича. М. Сокольский * * * Максим Шостакович родился в 1938 году. Учился в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1966 году. Его учителями были известные дирижеры А. Гаук и Г. Рождественский. В 1963 году Максим Шостакович начал работать в Московском государственном симфоническом оркестре, а с 1966 года — в Государственном симфоническом оркестре СССР. На II Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве (1966 г.) молодой музыкант был удостоен звания лауреата. Максим Шостакович много гастролирует по городам Советского Союза, выступает с ведущими коллективами страны: Государственным симфоническим оркестром СССР, симфоническими оркестрами Московской государственной филармонии и Большого театра, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения. М. Шостакович неоднократно гастролировал за рубежом. В репертуаре музыканта — произведения русской и зарубежной классики. Значительное, место в концертных программах Максима Шостаковича занимают сочинения отца, близкие ему своим напряженным драматизмом, острым чувством современности. В настоящее время Максим Шостакович — главный дирижер Симфонического оркестра Всесоюзного радио. |
Немецкое издание (для фирмы ETERNA 8 26 457) Dmitri Schostakowitsch - Sinfonie Nr.15 A-Dur op.141 (01) Allegretto (02) Adagio (03) Allegretto ---- (04) Adagio Großes Sinfonie-Orchester des Rundfunks und Fernsehens der UdSSR Moskau Dirigent: Maxim Schostakowitsch Michael Tschernjachowski, Violine Alexander Kornejew, Flöte Viktor Bataschow, Posaune Viktor Simon, Violoncello Leonid Andrejew, Kontrabaß 33CM3245/4-5 33CM3246/3-2 |