5 дней
О сайте38 2 | СМ 04369-70 1973, дата записи: 1953, 1954, 1962 гг. |
АРАМ ХАЧАТУРЯН ГАЯНЭ, соч. 1942 г. Фрагменты из балета Сторона 1 1. Танец розовых девушек. 2. Рассвет и танец Айши 3. Колыбельная 4. Вариация Нунэ 5. Танец горцев 6. Адажио Гаянэ 7. Танец молодых курдов 8. Танец с саблями Сторона 2 9. Лирический дуэт 10. Лезгинка ЛОНДОНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. Дирижер Арам Хачатурян (1—3, 6, 8—10) Запись 1954 г. АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ. Дирижер Геннадий Рождественский (4, 5, 7) Запись 1962 г. МАСКАРАД, соч. 1941 г. Сюита из музыки к драме М. Лермонтова 1. Вальс 2. Ноктюрн 3. Мазурка 4. Романс 5. Галоп Леонид Коган, скрипка (1, 2) БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО. Дирижер Самуил Самосуд (3, 4, 5) Запись 1953 г. Звукорежиссер Александр Гросман (2) Стереофонизация Нины Андреевой Редактор Инна Чумакова |
АОЛЗ, ТУ-43.10.1.74 (экспорт) сторона 1 |
Работу над партитурой балета «Гаянэ» А. Хачатурян начал в военном 1941 году. Тема всенародной борьбы против вражеского нашествия, единение коллектива перед лицом смертельной опасности, грозившей родной стране, вызвала горячий отклик в творческом сознании композитора. В разнообразных по эмоциональному содержанию картинах, рисующих быт пограничного армянского колхоза, в столкновении и борьбе сильных человеческих характеров, в утверждении высокой жизненной правды и разоблачении зла и насилия композитор ощутил единое патриотическое сквозное действие, вдохновившее его на создание ярко выразительной симфонической музыки. Работа над созданием балета протекала в тесном содружестве с Ленинградским театром оперы и балета имени С. М. Кирова. находившимся в то время в Перми. Либретто балета принадлежит перу писателя К. Державина. Первую сценическую и хореографическую редакцию спектакля, не раз подвергавшуюся затем решительным переменам, осуществила Нина Анисимова. Первое представление, состоявшееся 3 декабря 1942 года в Перми, принесло большой успех композитору и театру. С тех пор четырехактный балет «Гаянэ» служит постоянным украшением репертуара почти всех балетных сцен Советского Союза и многих зарубежных театров, по-разному разрабатывающих сценическую канву спектакля. Социально насыщенная тема дала повод композитору к созданию ряда остродраматических симфонических картин, органично сплетающихся с глубоко лирическими образами главных действующих лиц, и прежде всего героини балета — армянской девушки Гаянэ. С поражающим разнообразием оркестровых красок, сверкающих всеми цветами радуги, написаны массовые танцевальные сиены, проникнутые истинным духом армянской народной музыки. Хачатурян свободно, с редкой ритмической изобретательностью переосмысливает народную интонационно-ритмическую основу, внося в нее определенное психологическое содержание, подчиненное общей драматургии балета. Музыкально-хореографическое повествование Хачатуряна пронизано солнечным светом, сочными красками южной природы, задушевной красотой и оптимистическим мироощущением. Настоящая пластинка представляет некоторые фрагменты из разных актов балета, в основном, отдельные танцевальные номера. • • • Хачатуряном написано немало музыки для драматических театров. «Макбет» для Малого театра, «Король Лир» для театра имени Моссовета, «Кремлевские куранты» для МХАТа. «Валенсианская вдова» для театра имени Ленинского комсомола и многое другое. Однако самым ярким и сильным сочинением в этом жанре следует назвать его музыку к драме Лермонтова «Маскарад», написанную в 1941 году для театра имени Евг. Вахтангова. Эта же музыка была использована затем для постановки «Маскарада» на сцене театра имени Моссовета, осуществленной Ю. А. Завадским. Работа над партитурой «Маскарада» далась Хачатуряну, по его признанию, нелегко. «Приступая к работе. — говорит композитор. — я очень тревожился, понимая. что я в столице России сочиняю музыку к русской классической пьесе после Глазунова. Я жил драмой и с трепетом писал музыку. А как она во мне рождалась, сказать словами трудно. Впрочем, помню возникновение второй темы Вальса. В это время художница Евгения Пастернак писала мой портрет. Однажды во время одного из таких сеансов мне в голову пришла эта мелодия...» Так появилась на свет музыка к драме Лермонтова, вошедшая в постановки театров Вахтангова и имени Моссовета как неотъемлемый и чрезвычайно важный компонент спектакля, необыкновенно созвучный лермонтовской драматургии Успех этой «прикладной» музыки оказался настолько большим, что ее отдельные номера уже давно вышли за пределы театральной сцены и принадлежат ныне к излюбленным произведениям симфонической эстрады в форме сюиты из пяти номеров, сделанной автором Г. Шнеерсон |