5 дней
О сайте40 1 | C 01073-6 (2 пл.) 1965 |
СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ ВСЕНОЩНАЯ для смешанного хора, соч. 37 1. Приидите, поклонимся 2. Благослови, душе моя (Греческого роспева) 3. Блажен муж 4. Свете тихий (Киевского роспева) 5. Ныне отпущаеши (Киевского роспева) 6. Богородице Дево, радуйся 7. Шестопсалмие 8. Хвалите имя Господне (Знаменного роспева) 9. Благословен еси, Господи (Знаменного роспева) 10. Воскресение Христово видевше 11. Величит душа моя Господа 12. Славословие Великое (Знаменного роспева) 13. Тропарь «Днесь спасение» (Знаменного роспева) 14. Тропарь «Воскрес из гроба» (Знаменного роспева) 15. Взбранной воеводе (Греческого роспева) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ХОР СССР. Художественный руководитель АЛЕКСАНДР СВЕШНИКОВ Солисты: Клара Коркан (меццо-сопрано) (2), Константин Огневой (тенор) (4, 5, 9) моно Д 016217-20 компакт-диск MEL CD 10 01365 Цифровое издание MEL CO 0579 |
«Всенощная» для смешанного хора а cappella и двух солистов — тенора и альта — создана Рахманиновым в январе — феврале 1915 года, в пору полной зрелости и яркого цветения его замечательного таланта. Музыка этого произведения — выражение высокого мастерства композитора в такой своеобразной области, как хоровое пение без сопровождения. Музыка «Всенощной» привлекает глубиной, вдохновенностью и тонкой поэтичностью. Интерес и вкус к хоровым жанрам, несомненно, был привит композитору еще его учителем С. И. Танеевым. Как художник большой и самобытный, Рахманинов развивался, однако, и в этой области самостоятельно и своеобразно. Об этом свидетельствуют созданные до «Всенощной» вокально-симфонические произведения — кантата «Весна» и поэма «Колокола», а также «Три русские песни» для хора и оркестра, сочиненные через 13 лет после нее. К 1915 году у композитора уже был опыт и в жанре чисто хоровой музыки без сопровождения. Еще летом 1893 года, через несколько месяцев после окончания консерватории, молодой музыкант сочинил хоровой (духовный) концерт, исполненный тогда же хором Синодального училища. В 1910 году он пишет «Литургию Иоанна Златоуста» — большое произведение для хора a cappella. И «Литургия Иоанна Златоуста», и «Всенощная» были вызваны к жизни прежде всего тяготением Рахманинова к глубоко самобытному складу русской духовной музыки a cappella. Духовная музыка в России имеет многовековые традиции. Эволюционируя от сурового унисонного хорового склада a cappella к развитому, тоже чисто вокальному многоголосию, от знаменитых роспевов XI — XII веков к сложной форме духовных концертов, она на протяжении столетий непрерывно и тесно взаимодействовала с народно-песенной культурой, обогащаясь ее достижениями и стилистическими особенностями. Мощная и животворная струя народного творчества, влившись в духовную музыку, сделала ее выражением русского национального характера. Вот почему многие передовые русские музыканты-классики проявляли к ней такой большой интерес. М. П. Мусоргский, используя жанровое своеобразие церковных напевов подчас в сатирическом обличительном плане, обращался к ним и для создания позитивных образов высоко этического значения для обрисовки русского национального характера. Достаточно вспомнить образ Досифея из оперы «Хованщина». Именно эта национальная сущность древнерусской традиции привлекла внимание Рахманинова к духовной музыке a cappella. Музыка исконной русской традиции была для Рахманинова не только средством выражения национального, но и гражданского, патриотического чувства. Известно, как многогранно представлена в музыке Рахманинова патриотическая тема Родины. Композитора постоянно влекли к себе эпические образы, воплощающие национальный характер в его древнем, отстоявшемся в веках виде. Интерес к ним сохранился на протяжении всего творчества композитора. Наряду с лирической темой и образами природы, стихия эпического, выраженная в характерной мелодике, воспроизводящей древнерусские церковные напевы, в «колокольности» образов заняла в музыке Рахманинова важное место. Обратившись к традиционному типу духовной музыки, опираясь на исконные старинные ее формы, используя канонические тексты, Рахманинов в музыке «Всенощной» выходит далеко за пределы церковности. Он вкладывает в нее глубокое гуманистическое содержание, наполняет ее своим, чисто рахманиновским миром чувств. В различных по содержанию частях этого произведения воплощены и драматические, и жизнеутверждающие образы, выражается то глубокая скорбь, то светлая надежда и радость. Во «Всенощной» запечатлены многие особенности древнерусского музыкального стиля. И они не сковали фантазии композитора, не обернулись стилизацией, а органично вошли в его музыкальный словарь. Рахманинов владел ими мастерски, с полной свободой. Плавно, без широких интервальных ходов, движутся голоса диатонических мелодий, ограниченных сравнительно узким диапазоном. И в этом особая прелесть мелодического стиля этого произведения, выражающего сдержанность чувства, строгость и высокую чистоту помыслов. Применяя традиционные многократные повторы одной и той же строфы — мелодии, композитор широко пользуется свойственным русской музыке приемом свободного мелодического варьирования голосов хора. Своеобразен и богат ладово-гармонический язык, опирающийся на особенности древнерусских напевов. Несколько однотипный, внешне сдержанный ритмический рисунок поражает своим исключительным богатством и разнообразием. Богатейшие возможности открывает Рахманинов в традиционном для русской музыки искусстве хора a cappella, в самом хоровом складе, в изобретательном сочетании друг с другом отдельных партий и голосов, ансамблевых групп, солистов и всего хора. Исключительно интересна динамическая сторона этой музыки, ее агогика, нюансировка. Тонкая, детализированная, почти ювелирная, она усиливает впечатление, что музыка «живет» и «дышит», находится в непрерывном движении. К исполнителям она предъявляет требования большой свободы, непринужденности, а вместе и строгости, точности. Все эти особенности в той или иной мере были уже усвоены Рахманиновым, жили в его музыке и до «Всенощной». Поэтому-то здесь использованы они так естественно и органично. «Всенощная» состоит из 15 номеров. В основу некоторых положены древние роспевы — знаменные, киевские, греческие. Названия частей даны по первым словам текста. Первое исполнение «Всенощной» состоялось в Москве в Большом зале Благородного собрания (теперь — Колонный зал Дома Союзов) 10 марта 1915 года. Исполнял Синодальный хор под управлением Н. М. Данилина и при участии артиста оперы Зимина С. П. Юдина. • • • Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор Александр Васильевич Свешников (р. 1890) — выдающийся советский хоровой дирижер. Обширные познания в области хоровой музыки, глубокое понимание национальных особенностей стиля, отточенное мастерство управления хором ставят его в ряды крупнейших представителей хорового искусства современности. Впитав лучшие традиции русской певческой школы, постоянно совершенствуя и открывая новые выразительные особенности звучания хора, А. В. Свешников создал советский стиль хорового исполнительства. Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический русский хор СССР был основан А. В. Свешниковым в 1942 году и за свою 30-летнюю деятельность получил всемирное признание. Репертуар хора чрезвычайно богат и разнообразен: от народных старинных песен до новых крупных сочинений советских композиторов, от хоровой музыки раннего европейского многоголосия до сложнейших партитур Стравинского и Онеггера. На лицевой стороне альбома: АРХАНГЕЛ (так называемый Златые власа) XII в. Русский музей, Ленинград Цветная съемка Э. Стейнерта. Оформление альбома А. Дьячкова |
СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ ВСЕНОЩНАЯ для смешанного хора, соч. 37 1. ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ 2. БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ (Греческого распева) 3. БЛАЖЕН МУЖ 4. СВЕТЕ ТИХИЙ (Киевского распева) 5. НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ (Киевского распева) 6. БОГОРОДИЦЕ ДЕВЕ, РАДУЙСЯ 7. ШЕСТОПСАЛМИЕ 8. ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ (Знаменного распева) 9. БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ, ГОСПОДИ (Знаменного распева) 10. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ 11. ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА 12. СЛАВОСЛОВИЕ ВЕЛИКОЕ (Знаменного распева) 13. ТРОПАРЬ «ДНЕСЬ СПАСЕНИЕ» (Знаменного распева) 14. ТРОПАРЬ «ВОСКРЕС ИЗ ГРОБА» (Знаменного распева) 15. ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ (Греческого распева) |