2 дня
О сайте8 1 | SUCD 10 00062 1990, дата записи: 1987 |
А. ШНИТКЕ. СИМФОНИЯ № 1 1.1 Senza tempo. Moderato 1.2 Allegretto 1.3 Lento 1.4 Lento. Allegro Общее время звучания — 64.51 Джаз-импровизации: на скрипке — Пауль Мяги, на трубе — Виктор Гусейнов Соло: на флейте — Ирина Лозбень, на трубе — Владимир Пушкарев, на тромбоне — Рашит Галеев, на литаврах — Сергей Соловьев, на органе — Татьяна Фридлянд Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер Геннадий Рождественский Запись 1987 г. Звукорежиссер С. Пазухин Редактор И. Слепнев Оформление художника В. Байкова Фото Б. Палатника винил см. А10 00643 002 компакт-диск (более позднее переиздание) MEL CD 10 02321 |
В 1974 году Альфред Шнитке закончил свою Первую симфонию и познакомил меня с партитурой. Должен сказать, что я этим сочинением «заболел», как говорится, «с первого взгляда» с первого такта. Мне было абсолютно ясно, что передо мной сочиненьище громадное, в высшей степени талантливое и нуждающееся в скорейшем исполнении. Это произошло в городе Горьком 9 февраля 1974 года. Первая симфония Шнитке – произведение отмеченное «знаком высочайшего качества». Что же даёт нам право этот знак поставить? Прежде всего, как мне кажется, гражданственное звучание симфонии Шнитке. В предисловии к симфонии композитор пишет: «Сочиняя симфонию, я параллельно четыре года работал над музыкой к фильму Михаила Ромма «Я верю…». Вместе со съёмочной группой я просмотрел тысячи метров документального материала. Постепенно они складывались во внешне хаотическую, но внутренне строго организованную хронику XX века. Симфония не имеет программы. Однако если бы в моём сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда бы не написал этой музыки…» Таким образом, с точки зрения гражданственности, общественного звучания, Шнитке в этом сочинении продолжает лучшие традиции Шостаковича – великого летописца нашей эпохи. Что определяет стилистику Первой симфонии Шнитке? Компонентов много. Одни из них я условно называю «телескоп-микроскоп». Я имею в виду соединение в одной конструкции замысла громадного масштаба с исключительно точной «выделкой фактуры». Еще одно обстоятельство – новаторство и его корни. Можно ли считать симфонию Шнитке новаторской? А если можно, то в чём суть этого новаторства? Подлинное новаторство заключено в художественно-целесообразном использовании, суммировании‚ обобщение достижений прошлого для переосмысливания и «перепереживания» их с позиций современного художника. А для того чтобы к этому прошлому обращаться, его необходимо знать и любить! Потому и подлинно новаторство Альфреда Шнитке, что он превосходно знает и глубоко любит бессмертное классическое наследие – это становится совершенно очевидным при знакомстве с любым его произведением. Область знаний Альфреда Шнитке велика – здесь и григорианский хорал, здесь Бах, здесь Гендель… Нужно особо подчеркнуть что, пожалуй, другого «стилиста» такого класса, как Альфред Шнитке, трудно назвать. Послушайте, как в его Первой симфонии «мирно сосуществуют» 5-я симфония Бетховена, «Смерть Озе» Грига, знаменитая «Летка-Енка», штраусовский «Голубой Дунай», и как вас это на своем месте‚ как всему этому веришь, как вес это предельно естественно и выразительно… - Геннадий Рождественский |
A. Schnittke 1. Symphony №1 Total time 64:51 Jazz Improvisations: violin - Paul Mägi trumpet - Victor Guseinov Solos: flute - Irina Lozben trumpet - Vladimir Pushkarev trombone - Rashit Galeyev timpani - Sergei Soloviev organ - Tatiana Fridlyand The USSR Ministry of Culture Symphony Orchestra Conductor Gennadi Rozhdestvenski Recorded in 1987 Melodiya SUCD 10-00062 |