2 дня
О сайте5 | SUCD 10 00041 1990, дата записи: 1989 |
О. МЕССИАН Двадцать взглядов на младенца Иисуса 1. Взгляд Отца — 9.09 2. Взгляд Звезды — 4.17 3. Взаимопроникновение — 3.39 4. Взгляд Девы — 7.08 5. Взгляд Сына на Сына — 10.15 6. Все через Него начало быть— 13.35 Общее время звучания — 48.10 Антон Батагов, фортепиано Запись 1989 г. Звукорежиссер С. Пазухин Редактор И. Слепнев Оформление художника В. Иванова На обложке буклета: Ф. Липпи. Поклонение младенцу Христу |
O. MESSIAEN Vingt regards sur l’ Enfant-Jésus 1. Regard du Père — 9.09 2. Regard de l’étoile — 4.17 3. L’échange — 3.39 4. Regard de la Vierge— 7.08 5. Regard du Fils sur le Fils — 10.15 6. Par Lui tout a été fait— 13.35 Total time — 48.10 Anton Batagov, piano Recorded in 1989 Recording engineer S. Pazukhin Editor I. Slepnev Cover design by V. Ivanov On the front cover. F. Lippi. Worshipping the Child Jesus |
Оливье Мессиан (р. 1908) принадлежит к крупнейшим композиторам современности, его по праву считают классиком XX века. Среди учеников Мессиана – К. Штокхаузен, П. Булез, Я. Ксенакис, чьи имена ассоциируются с самыми радикальными направлениями музыкального авангарда второй половины столетия. Однако творчество самого Мессиана представляет традиционную ветвь музыкального искусства. Это обусловлено прежде всего мировоззренческой этикой композитора, корни которой – в глубинных и непрерывных традициях христианско-католической культуры. Как говорит Мессиан, его сочинения призваны освещать теологические истины и католическую веру: «Это – наиболее возвышенный, без сомнения, наиболее серьезный, наиболее естественный, пожалуй, единственный аспект моего творчества, о котором я не буду сожалеть даже в час моей смерти». К таковым сочинениям относится и грандиозный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (1945), ставший в творчестве композитора вехой. Композиторская техника «Взглядов» представляет собой тончайший сплав средств, почерпнутых из различных – как в историческом, так и эстетическом смысле – художественных систем: древнеиндийские ритмы и древнегреческая поэтическая метрика, григорианские песнопения и ориентальные лады, средневековая символика цвета и чисел; здесь также художественно осмыслены идеи современной микро- и макрофизики, орнитологической науки. Все это нашло отражение в необыкновенной экзотической атмосфере музыки, богатой красочными тембрами, изысканными ритмическими узорами, оркестральными ассоциациями и инструментами Востока; звуковая ткань пронизана имитациями пения птиц. Драматургия цикла построена на «сквозном» тематическом материале, фактурно изменчивом, но интонационно постоянном и узнаваемом. Одна из таких тем – «тема Бога», являющаяся смысловым стержнем всего цикла. В череде контрастных по настроениям пьес предстают поэтические образы, сюжеты и символы ветхо- и новозаветной мифологии: Демиург во всех его ипостасях, Благовещение, Рождество, Поклонение Волхвов, Звезда, Крест, ангелы… Сочетание разного стилистического материала могло бы привести к эклектике музыкального языка. Однако данная амальгама уникальна в своей внутренней цельности и органичности. Более того, авторская идея синтеза абсолютно естественна и концепционно необходима: индивидуальная техника Мессиана стала своеобразным символом к о с м о с а к у л ь т у р ы. И это, конечно, духовный космос, всеединый центр которого – божественное начало. «В большей степени, чем во всех моих предыдущих сочинениях, я искал здесь выражение мистической любви» (Мессиан). Впервые в СССР осуществленная фирмой «Мелодия» запись полного цикла «Взглядов» достойно продолжает историю интерпретаций этого сложнейшего сочинения мировой фортепианной литературы. Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов Антон Батагов (р. 1965) в своем прочтении стремился к тому, чтобы «родилось нечто большое, чем фортепианная музыка». - В. Чинаев |