2 дня
О сайте6 | SUCD 10 00241 1991, дата записи: 1973 |
Д.ШОСТАКОВИЧ (1906 - 1975) 1 СИМФОНИЯ № 14 для сопрано, баса и камерного оркестра, соч. 135 Слова Ф. Гарсиа Лорки (1, 2), Г. Аполлинера (3 — 8), В. Кюхельбекера (9), Р. М. Рильке (10, 11) Переводы И. Тыняновой (1), А. Гелескула (2), М. Кудинова (3 — 8), Т. Сильман (10, 11) 1. Deprofundis 2. Малагенья 3. Лорелея 4. Самоубийца 5. Начеку 6. Мадам, посмотрите! 7. В тюрьме Сайте 8. Ответ запорожских казаков константинопольскому султану 9. О Дельвиг, Дельвиг! 10. Смерть поэта 11. Заключение Общее время звучания — 51.44 ГАЛИНА ВИШНЕВСКАЯ, МАРК РЕШЕТИН Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. Дирижер МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ Запись 1973 г. Звукорежиссер В. Антоненко Редактор П. Грюнберг Художник Н. Николаев Фото А. Гершмана винил R10 00321 |
Четырнадцатая симфония Д.Шостаковича для сопрано, баса и камерного оркестра написана в 1969 году и впервые исполнена в Ленинграде Московским камерным оркестром под управлением Р. Баршая (солисты Г. Вишневская и Е. Владимиров). Симфония посвящена английскому композитору Б. Бриттену. Сам автор рассказывал об истории создания этого сочинения: «...я оркестровал вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти», это великое произведение... И мне пришла мысль, что, пожалуй, некоторым «недостатком» его является... краткость. А не набраться ли смелости и не попробовать ли продолжить его, подумалось мне. Я был поражен, с какой высокой мудростью и художественной силой решаются в них «вечные темы» любви, жизни, смерти, хотя у меня в новой симфонии свой подход к ним». Композитору принадлежат и другие знаменательные слова: «Я хочу, чтобы после исполнения слушатели симфонии уходили с мыслью: жизнь прекрасна!» Так же как и Тринадцатая, эта симфония вокальная; камерный состав оркестра (только струнные и развитая группа ударных), миниатюрность частей (их одиннадцать) приближают ее к жанру вокально-оркестрового цикла. Содержание симфонии, ее драматургия весьма необычна, сложна; избранные композитором тексты — Р. М. Рильке, Г. Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, В. Кюхельбекера —разнохарактерны, разностильны. В музыке причудливо сплетаются элементы испанского колорита, навеянные стихами Ф. Гарсиа Лорки («Малагенья»); романтическая струя связана с поэзией Г. Аполлинера («Лорелея», «Самоубийца»); стихотворение В. Кюхельбекера «О Дельвиг, Дельвиг!» вносит в музыку настроение русского лирического романса начала XIX столетия; возвышенно-просветленное заключение симфонии («Смерть поэта») написано на слова Р. М. Рильке. Все эти значительные образные, стилевые контрасты мастерски связаны воедино сквозной философской идеей цикла Четырнадцатой симфонии: авторской, сугубо личной и в то же время общечеловеческой идеей вечности жизни, ее прекрасных, возвышенных проявлений, гибнущих от прикосновения смерти, жестокости, зла. Мудрость художника, завершающего свой долгий и сложный жизненный путь, освещает особым светом музыку этого замечательного, сокровенного в своей лиричности произведения. Размышления о жизни и смерти составляют основу концепции этой необычной симфонии. Шостакович не боится обнажить жизненные контрасты до предела; зло, воплощенное в облике смерти в нескольких частях этой симфонии, приобретает самые различные оттенки — то воинствующе-гротескный, отталкивающий («Малагенья», «Начеку»), то грустно-умиротворенный в своей неизбежности («Лорелея», «Смерть поэта»). Не глобальные, социально значительные катаклизмы запечатлевает композитор,— в этой симфонии на смену им приходит потрясающая в своей сокровенной, мудрой простоте идея осознания высших ценностей бытия — самой жизни, ее вечности, противостоящей неотвратимости смерти. * * * Dmitri Shostakovich’s Symphony No. 14 for Soprano, Bass and Chamber Orchestra written in 1969 was performed for the first time in Leningrad by the Moscow Chamber Orchestra conducted by R.Barshai, the soloists were G. Vishnevskaya and E. Vladimirov. The Symphony was dedicated to the English composer B. Britten. The author himself spoke of the story of this Symphony’s creation: «I orchestrated Mussorgsky’s vocal cycle ’Songs and Dances of Death’, it is a great composition. A thought occurred to me, that its only weak point was its ’brevity’ and I thought to pluck up my courage and try to continue it. I was surprised with what great wisdom and artistic skill the ’eternal themes’ of love, life and death were solved in it. In this Symphony I try to express my own point of view*. The composer said another significant phrase: «I want the listeners to leave the concert hall after the performance of this Symphony with the thought: life is wonderful." |