6 дней
О сайте4 | SUCD 10 00022 1990, дата записи: 1989, 1990 |
Антология русской симфонической музыки А. ГЛАЗУНОВ Симфония № 1 ми мажор, соч. 5 1 1. Allegro — 10.49 2 2. Scherzo. Allegro — 4.54 3 3. Adagio — 11.18 4 4. Finale. Allegro — 9.00 Кремль, симфоническая картина, соч. 30 5 1. Народное празднество. Allegro — 9.08 6 2. У монастыря. Andante — 10.54 7 3. Встреча и въезд князя. Moderato — 9.18 Общее время звучания — 65.21 Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Евгений Светланов Записи 1989 (1), 1990 (2) гг. Звукорежиссер М. Кожухова Редактор Л. Абелян Оформление художника В. Байкова |
Евгений Светланов и Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР записали все симфонии А.К. Глазунова. Эта страница «Антологии русской симфонической музыки» в грамзаписи представляет значительный интерес. «В русской музыке симфонизм Глазунова занимает одно из основополагающих мест, – говорит дирижер. – Его восемь симфоний представляют собой яркое, самобытное обобщение двух композиторских школ: петербургской и московской… грани русской симфонии, освещенные гением ее основоположника Глинки, органично сплелись в одно неразрывное целое в симфоническом творчестве А.К. Глазунова…» Первая симфония Глазунова (соч. 5, 1881), по словам самого автора, навеяна впечатлениями от Шестой «Пасторальной» симфонии Бетховена. Но как много в этом юношеском произведении (Глазунову было в то время всего 16 лет) найдено того, что будет характерно для почерка зрелого мастера! Великолепное знание особенностей симфонического оркестра (заметим, что симфония написана всего после полутора лет занятий с Н.А. Римским-Корсаковым), чисто глазуновский мелодизм, владение полифоническими сложностями в развитии материала, большая фактурная изобретательность. И недаром день премьеры Первой симфонии 17 марта 1882 года Римский-Корсаков назвал великим праздником для всех петербургских музыкантов. Симфония четырехчастна. Она посвящена автором учителю – Н.А. Римскому-Корсакову. Лучшая часть симфонии – третья – Adagio с размерено развертывающейся элегической мелодией, эпически-сосредоточенным характером. В интерпретации симфонии Е. Светланов выступает своего рода соавтором композитора: исполнение сглаживает те шероховатости, которые еще присущи произведению юного автора, примечательно осмысленностью всей музыкальной ткани, ее певучестью даже там, где в оригинале наличествуют так называемые «проходные места». Запись симфонии отличается стройностью драматургии в целом и ее отдельных частей. Дирижеру удалось «собрать» различные ее элементы в очень цельное симфоническое полотно. Симфоническая картина «Кремль» (соч. 30, 1890 г.) представляет собой сюиту из трех самостоятельных частей. В первой – «Народное празднество» – автор варьирует тему плясового характера. Во второй («У монастыря») и третьей («Встреча и въезд князя») Глазунов развивает столь часто встречающиеся в его творчестве образы шествия – то сдержанного, сурового, то торжественно приподнятого, праздничного. Для создания подобного характера автор усиливает группу медных инструментов. Известный советский музыковед профессор Ю.В. Келдыш сравнивает симфоническую картину «Кремль» с грандиозной монументальной фреской. Эта же аналогия возникает, когда слушаешь запись Е. Светланова и Государственного академического симфонического оркестра СССР. И. Чумакова |
Из серии "Антология русской симфонической музыки. Дирижер Е. Светланов" (№ 12) |