5 дней
О сайте9 | MEL CD 50 01801 (2 CD) / 2010 г. 2013, дата записи: 1973 |
Спектакль МХАТа СССР Музыка Бориса Асафьева Действующие лица и исполнители: Мачеха — Анастасия Георгиевская Дочка — Евгения Морэс Падчерица — Зинаида Баталова Королева — Вера Бендина Гофмейстерина — Софья Гаррель Учитель королевы — Григорий Конский Канцлер — Павел Людвигов Королевский прокурор — Василий Марков Начальник королевской стражи — Александр Жильцов Посол западной державы — Никита Кондратьев Церемониймейстер — Владимир Кириллин Посол восточной державы — Анатолий Шишков Главный садовник — Константин Бабанин Старый солдат — Владимир Готовцев Декабрь — Владимир Муравьёв Январь — Анна Комолова Февраль — Николай Шавыкин Март — Юрий Недзвецкий Апрель — Владлен Давыдов Май — Константин Градополов Июнь — Виктор Остроухов Июль — Зиновий Цильман Август — Валерий Пушкарёв Сентябрь — Яков Лакшин Октябрь — Валерий Корн Ноябрь — Константин Чистяков В эпизодах — артисты театра Постановка Виктора Станицына и Николая Горчакова Режиссер Платон Лесли Оркестр п/у Анатолия Кардашева Художественный руководитель театра Михаил Кедров Звукорежиссер И. Шнипенко Запись из театрального зала 1973 г. см. винил Д-034473-78 |
Маршак С. Я. - Двенадцать месяцев (1973/2013) [Мелодия MEL CD 50 01801] |
Кто из вас, ребята, не знает сказку «Двенадцать месяцев»? Наверняка, вы уже ее читали, или слышали по радио, или видели в театре, или, может быть, сами ставили в школьном драмкружке. Написал ее замечательный писатель, поэт, драматург и переводчик Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964). Он родился и провел свое детство под Воронежем. Когда будущий писатель был маленьким, еще не было ни электричества, ни телефона, ни трамваев, ни автомобилей, ни метро, ни самолетов, ни подводных лодок, ни кино, ни радио, ни телевидения… О своем детстве Маршак писал: «Я любил в детстве смешное и героическое. Сочинять стихи начал лет с четырех…» Семья часто переезжала с места на место — отец будущего писателя, химик-практик, искал работу по душе. Учиться С.Я. Маршак начал в гимназии захолустного городка. К тому времени он перечитал много произведений русских классиков: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Крылова. Наконец, семья поселилась в Петербурге, за Невской заставой. У Маршака-гимназиста была в то время толстая тетрадь, вся заполненная его стихами и переводами. Кто-то передал ее известному критику-искусствоведу В.В. Стасову, тот сразу обратил внимание на незаурядные способности гимназиста. В.В. Стасов и А.М. Горький посоветовали юноше закончить образование в Англии. Вскоре будущий писатель поступил в Лондонский университет. Вернулся он в Россию в 1914 году, перед началом первой мировой войны. В военные годы, столкнувшись с судьбами детей-беженцев, Маршак стал интересоваться вопросами воспитания детей. После Октябрьской революции 1917 года в городе Краснодаре С.Я. Маршак с группой педагогов, артистов, художников создает один из первых в нашей стране театр для беспризорных детей. Было это в 1922 году. Дети и их молодые наставники сами ремонтировали сарай (будущее «здание» театра), сами мастерили декорации, сами шили костюмы. Но для театра нужны были пьесы. И С.Я. Маршак стал писать пьесы-сказки. Героями их были то козел («Сказка про козла»), то кошка («Кошкин дом»), то Петрушка («Петрушка»). На сцену театра все они пришли из русских народных сказок. Это и были первые книжки Маршака для детей. Для пьесы «Двенадцать месяцев», которую вы сейчас услышите, основой тоже послужили славянские народные сказки — про братьев-месяцев. Пьеса была написана Маршаком в тяжелое и суровое для нашей Родины время борьбы с фашизмом — в 1943 году. Сам он так рассказывал об этом: «Пьесу… я написал во время войны — в самые грозные ее дни. Загруженный ежедневно спешной работой в газете над листовкой и плакатом, я с трудом находил редкие часы для того, чтобы картину за картиной, действие за действием сочинять сказку для театра». Она была поставлена в Московском Художественном академическом театре им. А.М. Горького в 1948 году. В спектакле «Двенадцать месяцев» рассказывается о добрых и злых людях, о честности и коварстве, о бескорыстии и жадности. Здесь, как и всегда в народных сказках, главный герой — человек добрый, смелый, честный, трудолюбивый и поэтому сильный. В этой сказке таким характером наделена Падчерица, образ истинно народный, поэтичный, воплощающий мечту народа о справедливости и счастье, недаром в трудную минуту ей на выручку приходит сама природа. Вот собрались братья-месяцы все вместе в новогоднюю ночь у жаркого костра. И оказывается, всем им Падчерица знакома — каждый месяц она в лесу работает: то хворост собирает, то грибы, то ягоды, то белье в речке полощет. И вот, помогая этой неутомимой маленькой труженице, природа нарушает свои законы, делает невозможное возможным: в студеную сказочную новогоднюю ночь в лесу вырастают подснежники, за которыми вытолкали на мороз бедную Падчерицу. А бессердечных и жадных Мачеху и ее Дочку природа сурово карает, превращая в злобных собак. Как и всякую сказку, пьесу «Двенадцать месяцев» венчает счастливый конец: Падчерицу братья-месяцы щедро наградили, Королеву хорошенько постращали, а Мачеху и Дочку примерно наказали. |