5 дней
О сайте7 | С 775-6 1964 |
Сторона 1 С. ЛЯПУНОВ. 2-й КОНЦЕРТ для ф-но с оркестром ми мажор, соч. 38 (Одночастный) Александр Бахчиев Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер Б. Хайкин Сторона 2 Р. ГЛИЭР. КОНЦЕРТ (Концертное аллегро) для скрипки с оркестром соль минор, соч. 100 Оркестровка Б. Лятошинского Борис Гольдштейн Симфонический оркестр Московской гос. филармонии. Дирижер В. Есипов Моно-вариант: Д 12997-8 |
С. ЛЯПУНОВ КОНЦЕРТ № 2 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ ми мажор, соч. 38 С. Ляпунов—один из талантливых русских композиторов (ученик Балакирева), продолжавший в своем творчестве традиции «Могучей кучки». Прекрасный пианист, С. Ляпунов является автором многочисленных фортепианных сочинений: двух концертов, рапсодии на украинские темы для фортепиано с оркестром, 12 этюдов высшей трудности и других пьес. Второй концерт ми мажор написан в 1909 году. Впервые он был исполнен автором в марте 1912 года в Русском симфоническом концерте (Петербург). По композиции произведение близко Второму фортепианному концерту Ф. Листа. Оно состоит из медленного лирического вступления (Lenlo ma поп froppo) и взволнованно-драматического сонатного Allegro. Тема вступления, являясь основным мелодическим образом всего Концерта, отличается светлым характером, широтой, певучестью. Появляясь сначала у струнных, она затем переходит к солирующему гобою, окружаясь легкими пассажами фортепиано. Ей контрастирует главная партия основного раздела—Allegro molto ed appassionato, изложенная в партии фортепиано. Она звучит взволнованно, страстно. Более спокойна, безмятежна побочная партия—Allegro moderato. Эта тема прозвучала во вступлении в качестве второго мелодического образа. Развитие материала строится на разработке всех тем. Постепенно она приводит к торжеству светлого начала, связанного с утверждением образа вступления. Концерт изобилует виртуозными пассажами и небольшими сольными орнаментальными каденциями, которые придают произведению нарядный, блестящий характер. Р. ГЛИЭР КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ соль минор, соч. 100 Концерт для скрипки с оркестром соль минор Р. Глиэра— последнее произведение, начатое незадолго до смерти и оставшееся незавершенным. Б. Н. Лятошинский (ученик композитора) бережно и любовно воссоздал по эскизам недописанные страницы концерта: партию скрипки отредактировал К. Г. Мострас. Впервые произведение прозвучало по радио в октябре 1959 года в исполнении Бориса Гольдштейна и Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. Дирижировал А. К. Янсонс. Как и все творчество Р. Глиэра, музыка концерта, лирическая по характеру, широко напевна, сердечна. Она при влекает искренностью, ясностью и непосредственностью воплощенных в ней чувств. Концерт начинается с изложения главной романтически взволнованной темы (солирующая скрипка). Ей контрастирует вторая—светлая, спокойная широко распевная тема. Средняя часть концерта — обширная разработка основного тематического материала, прерываемая появлением медленного эпизода, построенного на мелодии ариозного склада. За разработкой следует блестящая виртуозная каденция скрипки. Повторение основных тем концерта приводит к широко развернутому, радостно-стремительному заключению (на интонациях главной партии). |