6 дней
О сайте2 | MEL CO 1183 2022, дата записи: июль 2022 |
Владимир Тока (1942–2008) Симфония № 2 «Таёжная» 1 I. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.50 2 II. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.51 3 III. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.39 4 IV. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.51 5 Хореографическая сюита «Молодежная» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.12 6 Концерт № 2 для скрипки с оркестром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.09 7 Концертный вальс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.17 8 «Дуруяа», романс для голоса с оркестром (сл. С. Шангыр-оола) . . . . 5.20 9 Ноктюрн для гобоя, фортепиано и струнного оркестра . . . . . . . . . 8.39 Общее время: 57.48 Леонид Железный, скрипка (6) Карина Ховалыг, сопрано (8) Алексей Балашов, гобой (9) Михаил Бозылев, фортепиано (9) Красноярский академический симфонический оркестр Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Ланде Дирижер – Михаил Мосенков |
ВЛАДИМИР САЛЧАКОВИЧ ТОКА (1942–2008) — представитель второго поколения композиторской школы Тувы, первый профессиональный пианист из представителей тувинского этноса, внесший значительный вклад в развитие академической музыки в Туве. Владимир Тока оставил богатое наследие в разных жанрах: симфонические произведения, музыку для хореографических и театральных постановок, песни и романсы на слова тувинских авторов, камерно-инструментальную музыку, сочинения для детей. Добавим, что Вл. С. Тока по праву считается одним из первых джазменов Тувы. Будущий композитор родился 16 июня 1942 года в г. Кызыле в семье партийных работников. Отец — Салчак Калбак-Хорекович Тока (1901–1973) — государственный деятель, писатель, драматург. Мать композитора Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока (1912–2008) среди женщин своего времени выделялась широкой образованностью, также занимала высокие посты в правительстве Тувы. Родители будущего композитора любили искусство, что повлияло на выбор профессии их младших сыновей. В 1949–1958 годы Владимир обучался в Кызылской музыкальной школе по классу фортепиано. В 1960 году Владимир и его младший брат Виктор были приняты в Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки на подготовительное отделение, поскольку не оканчивали музыкальное училище. В 1962 году их зачислили на основной первый курс: Владимир стал студентом фортепианного факультета, учился в классе М. С. Лебензон (представительницы московской школы, ученицы А. Б. Гольденвейзера), Виктор окончил факультет народных инструментов. В консерваторские годы Владимир самостоятельно занимался композицией, много сочинял, но из-за многочисленных пропусков был отчислен. Хотя он не завершил обучение в вузе, период учебы в Новосибирской консерватории можно считать началом профессионального пути будущего композитора. Вернувшись в Кызыл в 1964 году, поступил на работу сначала в музыкально-драматический театр в качестве пианиста-концертмейстера. Вскоре, с открытием в Кызыле симфонического оркестра, братья Тока связали свою профессиональную биографию с этим коллективом: Виктор стал дирижером, а Владимир работал пианистом и композитором, делал аранжировки, оркестровки. В овладении композиторским мастерством большую роль сыграла стажировка в 1972–1973 годах в Ленинградской консерватории в классе композитора А. Д. Мнацаканяна, на которую Владимир Тока был направлен по решению Министерства культуры Тувы. В творчестве Владимира Тока можно выделить три периода, и ранним из них является период 1960–1970‑х годов, где приоритетными стали крупные формы симфонических жанров (симфонические поэмы, инструментальные концерты) и фортепианная музыка. Центральный период творчества Владимира Тока (1980‑е годы) стал самым продуктивным в плане создания симфонических партитур, палитра жанров в эти годы отличается разнообразием: в это десятилетие композитор осваивает новые для себя жанры симфонии, увертюры, сюиты; его оркестровая музыка пополняется малыми формами (ноктюрн, вальс, концертная пьеса), а также композициями для детей. В 1984 году Владимир Тока был принят в члены Союза композиторов СССР. Среди театральных работ — балет «Кодур-оол и Биче-кыс» и рок-опера «Ее должность — жена лесника». Итогом центрального периода творчества стала симфония № 2 «Таёжная». 1990–2000‑е годы — поздний этап, отмеченный снижением творческой активности. Из оркестровых жанров можно назвать Джазовую увертюру. Крупными работами стали этнобалеты «Сила любви» и «Рождение героя». За время работы в симфоническом оркестре, в театре, в филармонии Владимир Тока общался и сотрудничал со многими профессиональными музыкантами, артистами, режиссерами, композиторами Тувы старшего и своего поколений, включая самодеятельных авторов. В 1996–1998 годы он возглавлял Союз композиторов Тувы. Последний этап биографии был отмечен тяжелыми личными событиями (потерей брата, затем сына). Композитор скончался внезапно, в период творческого расцвета и активности 10 мая 2008 года в возрасте неполных 66 лет. Творческая деятельность Владимира Тока была отмечена присвоением почетного звания «Заслуженный артист Тувинской АССР» (1984). За создание «Таежной» симфонии композитор был награжден Государственной премией Тувы (1992). В честь 60‑летнего юбилея был удостоен звания «Народный артист Республики Тыва» (2003). Д. О. Соян, музыковед, преподаватель Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола Хореографическая сюита «Молодежная» (1987) — мастерский образец прикладной музыки, которую Владимир Тока написал для Государственного ансамбля песни и танца «Саяны». Музыкальный материал сюиты демонстрирует отличное понимание автором природы танца, следование замыслу хореографа-постановщика. Музыка Тока звучала не только как составной элемент вокально-хореографической композиции, прославляющей энергию созидания, молодой задор тувинских девушек и парней Советской Тувы, но также в сокращенной версии исполнялась как концертный оркестровый номер. Симфония № 2 «Таёжная» в четырех частях написана композитором на рубеже 1980–1990‑х годов. Это образец зрелого стиля композитора. В музыке отразились личные впечатления от захватывающих своей первозданной красотой таежных мест в верховьях Бий-Хема (Большого Енисея), куда композитор совершил путешествие накануне работы над симфонией («все переживания о тайге», по словам автора). Первоисточником сюжета симфонии послужила поэма-сказ по сценарию В. Серен-оола «Изваяние», состоящая из трех хореографических картин. Содержание симфонии опирается на авторскую программу, суть конфликта которой — противопоставление Природы и Человека: в I части на фоне суровой тайги происходит завязка сюжета (Мастер творит изваяние), II часть — это показ смертельной схватки маралов в борьбе за самку, III часть — картина пробуждающейся природы и ключевой момент сюжета (утро в тайге, бездушное изваяние восстает против Мастера, который уничтожает его и создает скульптуру прекрасной девушки), IV часть — финал, обобщение образов предыдущих частей (авторское заключение: «Люди, какие бы они ни были — природа возьмет свое»). Вызвавшая на премьере в 1991 году бурную дискуссию и неоднозначные оценки, «Таёжная» очень быстро стала одним из самых репертуарных симфонических произведений Тока в концертной практике Тувы. Позже симфония получила заслуженное признание также за пределами республики и страны. Концерт для скрипки с оркестром № 2 (1977) входит в триаду инструментальных концертов середины 1970‑х годов (для фортепиано, для скрипки и для флейты), относящуюся к раннему этапу творчества. В первой версии концерт был написан для скрипки, во второй он предназначался для флейты (поэтому фигурирует также как Первый флейтовый концерт). Произведение прекрасно показало себя в концертной практике как в исполнении солистов-флейтистов, так и скрипачей. Романтическая природа музыки отразилась в структуре сочинения — концерт написан в компактной одночастной форме поэмного типа. Концертный вальс (1977) относится к образцам симфонической музыкималых форм. В незатейливой трехчастной форме раскрывается мелодический дар композитора. Вальс является данью характерной для советской музыки традиции, когда композиторы многих национальных республик писали сочинения в этом жанре (к примеру, известный на всю страну «Казахский вальс» Латыфа Хамиди). В Туве жанр вальса также получил популярность в среде песенных авторов-мелодистов, и для Тока образцовым примером тувинского вальса вполне могла послужить широко известная в республике песня Александра Лаптана «Авай». Романс «Дуруяа» для голоса с оркестром (1985, на слова С. Шангыр-оола) приобрел в Туве необычайную популярность. Элегичность художественного образа (дуруяа по-тувински — журавль) способствует воплощению состояния романтического одиночества. Произведение занимает промежуточное жанровое положение между романсом и эстрадной песней: романс написан в простой куплетной форме, припев при последнем проведении (что типично для эстрадных песен) сдвигается на полтона вверх. Песенно-эстрадная стилистика, простота формы, текст на родном языке и выразительная мелодия обеспечили «Дуруяа» прочное место в музыкальной практике. Ноктюрн для гобоя, фортепиано и струнного оркестра (1976) также относится к числу репертуарных и любимых публикой сочинений. Лирико-драматическая пьеса с развитой динамической трехчастной структурой и важной ролью партии солирующего инструмента (гобоя) решена в романтической стилистике (об этом говорит и выбор жанра). Ноктюрн отличается текучим мелодизмом, демонстрируя способность автора погружать слушателей в глубины душевных переживаний. Камерная пьеса для малого оркестрового состава с чертами концертности — показательный пример того, как тесно взаимодействуют в творчестве Тока области симфонической, концертной и камерной музыки. Е. К. Карелина, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Республики Тыва Красноярский симфонический оркестр был создан в 1976 году в рамках широкомасштабной кампании под лозунгом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». Открытие первого творческого сезона оркестра состоялось в апреле 1977 года в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Дирижировал выпускник Ленинградской консерватории Владимир Свойский. С 1978 года оркестром руководил дирижер, народный артист России Иван Шпиллер, последний ученик Александра Гаука. Основу обширного репертуара оркестра составляли произведения русской симфонической классики. В 1984 году Красноярский симфонический оркестр дал первый концерт на собственной сцене в Малом концертном зале Красноярской краевой филармонии, который создавался персонально для оркестра с учетом пожеланий Ивана Всеволодовича Шпиллера. C 1989 года оркестр активно гастролирует по России и за рубежом. По приказу Министерства культуры Российской Федерации в 1993 году оркестру присвоено звание «Академический», а в 2009 году Красноярский академический симфонический оркестр получил статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края. С 2015 года главным дирижером и художественным руководителем Красноярского академического симфонического оркестра стал маэстро Владимир Ланде (США), воспитанник выдающегося педагога Густава Майера. Под его руководством оркестр регулярно выступает на ведущих площадках страны: в Большом зале Санкт- Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Московском концертном зале «Зарядье»; сотрудничает с лучшими звукозаписывающими компаниями мира: «Мелодия», Naxos, Parma, Navona. Красноярский академический симфонический оркестр принимает активное участие в международных фестивалях и форумах: Транссибирский Арт-Фестиваль (художественный руководитель Вадим Репин), «“Новые имена” — регионам России» (художественный руководитель Денис Мацуев), фестиваль Дмитрия Хворостовского, фестиваль искусств «Колокола», Симфонический форум России (Екатеринбург). Дирижер Михаил Мосенков родился в Ярославле в 1986 году. Окончил Тверское музыкальное училище имени Мусоргского по классу фортепиано. С отличием окончил магистратуру Российской академии музыки имени Гнесиных — кафедра оперно-симфонического дирижирования (класс А. А. Соловьёва). С 2014 по 2018 годы работал дирижером Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан (художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский) и Молодежного симфонического оркестра Республики Татарстан. С 2019 года — дирижер Красноярского академического симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Ланде). Михаил Мосенков выступал на III Международном фестивале музыки и искусств «ARTISSIMO — Чайковский NON-STOP» в концертном зале «Дзинтари», на IV Международном фестивале имени Софии Губайдулиной CONCORDIA, на Всероссийском фестивале, посвященном 25‑летию национальной газеты «Музыкальное обозрение», на 57‑м фестивале «На родине П. И. Чайковского». С Молодежным симфоническим оркестром Республики Татарстан выступал в Праге, Флоренции, Дрездене, Париже. В 2019 году с оркестром выступал в Берлине на XX юбилейном международном фестивале молодежных оркестров мира Young Euro Classic на сцене берлинского Концертхауса. Михаил Мосенков выступал с известными исполнителями, среди них Борис Андрианов, Филипп Копачевский, Сергей Догадин, Никита Борисоглебский, Андрей Гугнин, Александр Бузлов, Ань Тяньсю. ЗАПИСИ СДЕЛАНЫ В ИЮЛЕ 2022 ГОДА ЗВУКОРЕЖИССЕР: АЛЕКСЕЙ БАРАШКИН РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН ПРОДЮСЕР ПРОЕКТА: ЕВГЕНИЙ СТОДУШНЫЙ МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА: МАРИНА БЕЗРУКОВА ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР: НАТАЛЬЯ СТОРЧАК ДИЗАЙН: АННА КИМ КОРРЕКТОРЫ: МАРГАРИТА КРУГЛОВА, ОЛЬГА ПАРАНИЧЕВА ПЕРЕВОД НА АНГЛИЙСКИЙ: НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, КРИСТИНА ХРУСТАЛЕВА |