6 дней
О сайте2 | MEL CD 10 02052 (2 CD) |
Диск 1 1 Соната № 2 для скрипки и фортепиано . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.47 Э. Грач, скрипка А. Эшпай, фортепиано 2 Концерт для саксофона сопрано с оркестром . . . . . . . . . . . . . . 18.14 С. Гурбелошвили, саксофон Оркестр студентов музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Дирижер Л. Николаев 3 «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром . . . . . . . . . . . . . 12.08 Э. Грач, скрипка Симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. Дирижер Ф. Мансуров 4 «Песни горных и луговых мари» для оркестра . . . . . . . . . . . . . . 15.20 Памяти отца Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер В. Синайский 5 Концерт № 2 для скрипки с оркестром . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20.07 Памяти Н. Мясковского Э. Грач, скрипка Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер Д. Китаенко Общее время: 77.45 Записи 1964–1988 гг. Звукорежиссеры: Э. Шахназарян, Ю. Кокжаян, В. Иванов, В. Антоненко, Ф. Гурджи, И. Вепринцев Ремастеринг: В. Муретов; редактор: Т. Загрекова; дизайн: И. Крюков Диск 2 1 Концерт для оркестра с солирующей трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом (Concerto Grosso) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.21 А. Максименко, труба П. Мещанинов, фортепиано Б. Степанов, вибрафон Р. Азархин, контрабас Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Е. Светланов 2 Концерт для альта с оркестром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20.55 Ю. Башмет, альт Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Ф. Глущенко Первое исполнение (запись с концерта в Большом зале Ленинградской государственной филармонии 23.05.1988) 3 Концерт для гобоя с оркестром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.31 Посвящается А. Любимову А. Любимов, гобой Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии Дирижер Д. Китаенко Симфония № 2 «Хвала свету» Посвящается К. Иванову 4 I. Allegro molto agitato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.07 5 II. Andante dolente. Semplice . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.44 6 III. Finale. Allegro molto vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.26 Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер К. Иванов Общее время: 77.08 |
Выдающийся композитор современности Андрей Яковлевич Эшпай родился 15 мая 1925 года в старинном волжском городе Козьмодемьянске Марийской Республики. Его отец, Яков Андреевич Эшпай (1890–1963), был композитором, одним из основоположников марийской профессиональной музыки. Музыковед-фольклорист, хормейстер, педагог и прекрасный художник – он был талантлив во всем. Будучи глубоким знатоком марийского фольклора, он раскрыл природу практически неизвестной тогда марийской пентатоники, провел колоссальную работу по обработке и записи народных мелодий (свыше 500 записей). Одной из центральных улиц столицы республики, города Йошкар-Олы, присвоено его имя. Мать Андрея Яковлевича Эшпая, Валентина Константиновна (1898–1982), была учительницей русского языка и литературы, большим знатоком народных песен – русских, марийских, чувашских, которые она с юности пела в учительском хоре. В их доме всегда звучала музыка, классическая, и, конечно, народная. Чаще всего это был струнный квартет, в котором отец играл на скрипке или альте. Первым педагогом Андрея Яковлевича в музыкальной школе имени Гнесиных стала Валерия Владимировна Листова – одаренный музыкант, необычайно эрудированный, одухотворенный человек. «Валерия Владимировна – воплощение ума, благородства, тонкого юмора, аристократична и проста. Мы – все ее ученики – обожали ее», – вспоминает свою первую учительницу Андрей Яковлевич. Занятия музыкой были прерваны войной. С конца 1944 года Андрей Эшпай находился в действующей армии на 1-м Белорусском фронте: участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал, принимал участие в боях на Балтийском море, на реке Одер, побережье Померанской бухты, а также в самом Берлине. На фронте Эшпай потерял брата Валентина, а в последние часы войны у стен рейхстага погибли два его лучших друга – разведчики Володя Никитинский из Архангельска и Гена Новиков из Ташкента. В 1948 году Эшпай поступил сразу на два факультета Московской государственной консерватории: композиторский (класс Н.П. Ракова, Н.Я. Мясковского, Е.К. Голубева) и фортепианный (класс великого В.В. Софроницкого). С отличием закончив консерваторию, Эшпай был принят в аспирантуру в класс профессора А.И. Хачатуряна. В аспирантуре совершенствовалось мастерство молодого композитора, и формировался его оригинальный композиторский стиль, он создавал произведения в самых разнообразных жанрах, в том числе и джазовые композиции. В 1952 году, за год до окончания консерватории, Эшпай был принят в Союз композиторов СССР и стал одним из самых молодых его членов. В 60-е годы композитор обратился к педагогической деятельности: с 1965 по 1970 год он вел класс сочинения в Московской государственной консерватории. «Великая музыка…. всегда идет от сердца, музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана», – говорит Эшпай. Именно такой, идущей от сердца, и является его музыка. И поэтому уже многие десятилетия ее сопровождает неизменный успех. Она звучала и продолжает звучать во всем мире в исполнении лучших отечественных и зарубежных музыкантов, в том числе и в его собственном исполнении. Премьеры его произведений всегда становились и становятся мировым культурным событием. Эшпай покорил слушателей всего мира своим выдающимся талантом, мастерским владением всеми существующими жанрами. Среди произведений композитора – 9 симфоний, 2 балета, кантата, знаменитая симфоническая картина «Переход Суворова через Альпы», концерты для всех инструментов симфонического оркестра («Золотая серия»), оперетты, а также музыка к театральным постановкам, джазовые произведения. Эшпай много и плодотворно работает в кино. Им написана музыка более чем к 60 кино- и телефильмам, которая стала неотъемлемой частью отечественного киноискусства. В творческом союзе с Е.А. Евтушенко, Г.Г. Регистаном, Р.И. Рождественским, Л.П. Дербеневым и многими другими поэтами им созданы прекрасные песни. Эшпай не только талантливейший композитор, пианист и педагог, но и крупный общественный деятель. В качестве секретаря Союза композиторов СССР он организовывал различные музыкальные фестивали по всей стране; был председателем Всесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью; помогал открывать школы в самых отдаленных уголках нашей страны. Эшпай неоднократно являлся председателем жюри престижных конкурсов, включая международные. В их числе I Всесоюзный конкурс пианистов имени С.В. Рахманинова (1985), конкурс пианистов на VI (1978), VIII (1986) и XI (1998) Международных конкурсах имени П.И. Чайковского. Эшпаю присвоено звание «Народный артист СССР» (1981), он удостоен Ленинской премии (1986) за Концерт для гобоя с оркестром и «Песни горных и луговых мари», Государственной премии СССР (1976) за Второй фортепианный концерт. Эшпай награжден многими орденами и медалями как за боевые заслуги, так и в мирное время. Эшпай является Почетным профессором Московской государственной консерватории, Почетным членом Общества Ф. Листа в США, а также президентом Российского Авторского Общества. «Давно известно, что художник всю жизнь пишет одноединственное произведение – это его жизнь, – говорит Эшпай. – Высшее счастье для композитора – зажечь сердца слушателей… Мое кредо, – цитирует он своего великого учителя Н.Я. Мясковского, – быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию». «Эшпай – художник и человек. В каждом его сочинении, в каждой нотной строчке, кажется, присутствует сам композитор, энергичный, импульсивный, остро реагирующий на каждое жизненное явление, в тоже время поразительно собранный, мыслящий очень четкими категориями, глубоко человечный, интеллигентный и доброжелательный. Эшпай является примером истинно современного художника, вобравшего, аккумулировавшего в своем творчестве самые различные пласты (будь то марийский фольклор или классическое искусство, музыка XX века и особенно любимый им Равель или, наконец, джаз) и нашедшего ту «золотую середину», которая определяет его композиторское лицо – то, что мы называем яркой самобытностью, индивидуальностью. Говоря иначе, Эшпай создал новый сплав, в котором очень органично слились национальная характерность, удивительно бережное отношение композитора к марийскому фольклору, придающему неповторимый аромат его музыке и стимулирующему его богатую фантазию, и подлинная современность художественного мироощущения… Я чрезвычайно ценю дружбу с Андреем Яковлевичем, верю в его щедрый и мудрый талант…» А.И. Хачатурян «Я был свидетелем рождения... трех симфоний Андрея Эшпая, и мне очень ясно виден его путь от Первой симфонии к Третьей и его творческий рост. Во второй симфонии, по сравнению с первой, заметен стилистический поворот. Это эпическая симфония, с самого начала здесь ощущается связь с Бородиным. Особенно интересна кода, где в симфонии впервые звучит совершенно новая богатырская тема… Средняя, медленная часть симфонии особенно хороша. Она напоминает старинный романс, но в ней нет ничего сентиментального. Где бы я ни дирижировал ею, всегда чувствовал реакцию зала; по особой тишине и вниманию, с которыми слушали эту музыку, понимал, что она доходит до сердца… ...Андрей Яковлевич относится к той категории людей, которых не портит ни слава, ни успех... Я не знаю человека, который сказал бы о нем плохо». К.К. Иванов «Все симфонии Эшпая – разные и по замыслу, и по временным масштабам. Но их безусловно объединяет одно – чрезвычайно насыщенное, емкое содержание, положенное в основу каждой из них. В них отразилось пережитое за многие годы. Здесь и отголоски Великой Отечественной войны, участником которой был Андрей Эшпай, и думы о сегодняшнем дне и особенно о будущем своего народа, а может быть, и о судьбах человечества». Е.Ф. Светланов «Самую большую радость доставил мне Второй скрипичный концерт. …Я считаю, что это один из лучших концертов, созданных в наше время. И по глубине мысли, и по лирике, виртуозности он превосходит, на мой взгляд, все ранее написанное современными композиторами. Музыка естественна и эмоциональна. В ней нет ни одной надуманной ноты. Я знаю, что многие музыканты не могли сдержать слез, когда в конце, после большого, очень яркого тутти оркестра, появляется истаивающая тема скрипки….» Э.Д. Грач «Концерт для оркестра с солирующими трубой, вибрафоном, фортепиано и контрабасом…. – одно из самых замечательных сочинений не только в творчестве Эшпая, но и в современной музыке последних лет... Задача, поставленная Эшпаем, была невероятно трудна, но в то же время и весьма «заманчива». Руководствуясь идущим от concerto grosso принципом состязания камерного ансамбля (в данном случае приближающегося к джазовому составу) с большим симфоническим оркестром, роль которого очень самостоятельна и во многом «первична», автор создал блестящую виртуозную пьесу. В концерте мастерски использованы возможности как солирующих инструментов, так и пышного состава оркестра, играющего всеми красками и изобилующего неисчислимыми находками буквально на каждой странице партитуры». Е.Ф. Светланов «Андрей Яковлевич Эшпай – музыкант, которого я ценю за эмоциональность и естественность, за свой собственный вкус, свои личные симпатии в искусстве. Композитор придерживается их, сознательно и интуитивно отстаивая свою самостоятельность, и идет вперед по избранному пути, не примыкая, так сказать, ни к каким «кланам» и «течениям». Андрей Эшпай постоянно находится в поиске естественной, живой интонации, естественного течения музыки, красоты выражения. Эта жажда звуковой красоты, мне кажется, чрезвычайно свойственна натуре художника, как и готовность любоваться красивой гармонией, изысканным оркестровым письмом не ради минутного удовольствия, но по внутреннему убеждению и чувству, пульсирующему в его сердце». Б.А. Чайковский «Я глубоко убежден, что творчество композитора неотделимо от его человеческой сущности: каков человек – такова его музыка. Лучезарность, жизненный оптимизм музыки Эшпая исходит из лучезарности, доброты, мягкости Андрея Яковлевича, его доброжелательности к людям. Андрей Яковлевич – человек исключительного личного обаяния, и оно неразрывно связано с его внутренним миром. Он готов прийти своему товарищу на помощь, причем бескорыстно и от всей души. Поэтому он всегда окружен друзьями. И это не мешает его плодотворному творчеству, а наоборот, кажется, питает его. Музыка Эшпая правдива, естественна, опирается на испытанные народные интонации, и поэтому она понятна и любима всеми слоями слушателей. Сколько я знаю Андрея Яковлевича, он никогда не поддавался соблазнам моды, и, может быть, поэтому сейчас, за верность самому себе, он пожинает плоды настоящего композиторского успеха». О.Л. Лундстрем «Есть музыка, которая так прочно укоренилась в сознании, что представляется необходимым условием нашего существования, каким-то извечным явлением природы. Не будь ее, мир выглядел бы иначе. Такой является …музыка Андрея Эшпая». А.Р. Балтин |