6 дней
О сайте2 | MEL CO 1069 2022, дата записи: 2021–2022 |
1 Соната № 1 (Соната-фантазия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.14 Семь вариаций и тема 2 Соната № 2 (Соната-ричеркар) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.00 I. Andante misterioso II. Allegro moderato III. Andante 3 Соната № 3 (в духе барокко-сонаты с гальярдой) . . . . . . . . . . . . 15.07 I. Allegro giocoso II. Andantino grazioso III. Gagliarda 4 Соната № 4 «Романтическая» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.49 I. Allegro moderato II. Тема и десять вариаций 5 Соната № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.35 6 Соната № 6 (Соната воспоминаний) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.07 I. Commodo II. Маленькая сюита танцев: Интродукция В характере гавота В характере мазурки В характере жиги В характере вальса В характере румбы Постлюдия III. Rondino Бонус трек: 7 Мелодия для флейты и арфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.34 Общее время: 61.30 Андрей Малых, флейта Надежда Сергеева, арфа (7) Запись: Нижний Новгород, студия «Тонмейстер» 2021–2022 гг. Звукорежиссер и монтажер – Александр Репьев РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА – МАРИЯ ЛЫГИНА ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – ПОЛИНА ДОБРЫШКИНА ТЕКСТ – ЕВГЕНИЯ КРИВИЦКАЯ ДИЗАЙН – ГРИГОРИЙ ЖУКОВ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, КРИСТИНА ХРУСТАЛЁВА |
ДАВИД КРИВИЦКИЙ ШЕСТЬ СОНАТ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ СОЛО Давид Кривицкий (1937, Киев – 2010, Руза) – композитор, член Союза композиторов Москвы. В 1960 году окончил Киевскую консерваторию как скрипач, а в 1968 году – композиторский факультет Института имени Гнесиных (у профессора Г. Литинского). В 1966–1970 – редактор Музыкальной редакции Всесоюзного радио, в 1970–1983 годах – член Совета Московского Музыкального Молодежного клуба при Союзе композиторов. Создал около 2000 сочинений, за что был внесен в Книгу рекордов планеты. В его дипломе значится: «За создание самого большого количества музыкальных произведений в разных жанрах (оперы, оратории, балета, кино- и театральной музыки до сочинений для отдельных инструментов, вплоть до балалайки и флейты пикколо)». Автор книги «Одноактная опера» (М., «Знание», 1979). Творческие интересы Давида Кривицкого поистине безграничны: оперы «Доктор Живаго» (по Б. Пастернаку), «Черный обморок» (по В. Набокову), балеты «Рафаэль де Валантен» (по Бальзаку), «Пышка» (по Мопассану), семь симфоний (одна из них – Sinfonia stretta для духового оркестра), разнообразная камерная музыка – для взрослых и для детей, более 30 инструментальных концертов, сольные сонаты для семейства флейт, тромбонов, кларнетов, редчайшие опусы для старинных инструментов – виоль д’амур, виолы да гамба… По мнению доктора искусствоведения, профессора Георгия Крауклиса, «эта интенсивность творчества во многом связана с особой судьбой человека, для которого музыка составляла, можно сказать, основную форму существования, помогая преодолевать тяжелый, неизлечимый недуг, находить в себе творческие силы, ощущать высший смысл жизни. В то же время Давид Кривицкий удивительным образом сочетал поглощенность музыкою как таковой, с постоянным расширением общего гуманитарного кругозора. В его интересных рассуждениях о собственной музыке легко заметить знатока многовековой человеческой мудрости (в том числе античной), историка музыки, теоретика и вообще мыслителя, для которого музыкальные звуки становятся носителями как бы целого спектра внутреннего глубинного смысла. В известной мере он для соответствующих исполнителей становится композитором-педагогом, стремящимся развивать их воображение, многостороннее постижение играемого». Творческая дружба с выдающимися музыкантами, среди которых дирижеры Геннадий Рождественский, Арнольд Кац, Александр Скульский, Юрий Николаевский, Михаил Юровский, скрипачи Алексей Бруни, Илья Калер, Алена Баева, пианисты Елизавета Леонская, Анатолий Ведерников, виолончелисты Александр Рудин, Юрий Лоевский – перечисление заняло бы не одну страницу, – привела к созданию сочинений, требующих от исполнителей виртуозного владения инструментом и тончайшего музыкального вкуса. Особо хотелось бы назвать тех артистов, кто не только сам играл, но и приобщал к музыке композитора своих учеников: это профессора Московской консерватории Эдуард Грач, Михаил Воскресенский, Марина Яшвили, профессора РАМ имени Гнесиных Вера Носина, Владимир Кудря, Иван Пушечников, Авангард Федотов и многие другие, не только в Москве, но и во многих городах России. Каждое сочинение Давида Кривицкого – особый мир, оригинальный образный строй, свое неповторимое звучание, отличное от других сочинений. Сам композитор трепетно называл их «мои дети». Есть в них действительно нечто общее, укладывающееся в понятие «авторский стиль»: прежде всего мелодическая насыщенность, яркие, запоминающиеся темы. Сам композитор считал, что среди всех катаклизмов повседневности музыка должна нести красоту людям. В своих произведениях композитор свободно обращается к стилистике барокко, романтизма, помещая их в контекст современного языка: ему удается найти новые гармонии, свежие мелодии, свою «интонацию» в рамках так называемого традиционного письма, обогащенного и опытом композитора в области «серийной» техники, и его полифоническим искусством. Логос звучащей флейты В наследии композитора Давида Кривицкого сочинения для флейты и ансамбли с участием этого инструмента занимают почетное место. Еще в юности Кривицкий пишет сонату для флейты соло (1960), а после значительного перерыва создает очаровательные инструментальные ансамбли – Маленькую концертную сюиту № 1 для флейты, кларнета и фагота (1963), Две пьесы для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1970). В поле зрения композитора были все разновидности флейты. По заказу выдающегося российского флейтиста Александра Корнеева композитор сочинил Концерт для альтовой флейты и струнных (1981), позднее для этого инструмента – «Тему и семь вариаций для альтовой флейты» (1987). В середине 1990‑х список редкостей продолжили Камерная соната для басовой флейты (1994) и Увертюра для флейты-пикколо (1995). Флейта в камерных композициях у Кривицкого представлена как в привычных, так и в необычных коллаборациях. Терцет для флейты, скрипки и виолончели (1986), Триптих для флейты и балалайки (версия для домры) (1995), Каноническая соната для флейты и гобоя (1997), «Мелодия» для флейты и арфы (2001) и многое иное. Среди исполнителей, вдохновлявших композитора на творческие поиски, нужно назвать Ирину Лозбень – солистку Госкапеллы России, Валерия Рябченко и Марину Ворожцову, солистов Госоркестра России, лауреата международных конкурсов Ольгу Ивушейкову, профессора Владимира Кудрю, не только концертирующего флейтиста, но и дирижера. Благодаря его инициативе неоднократно звучали большие флейтовые ансамбли – поэма для восьми солирующих флейт Alla prima (1989) и Концертная музыка № 19 для двенадцати солирующих флейт «Время течет, вечность неизменна» (2002). Альберт Рацбаум солировал в Концерте для флейты и струнных, который был исполнен в 1989 году легендарным Государственным камерным оркестром СССР (баршаевским) с автором за дирижерским пультом. В 2012 году к Концерту обратилась команда молодых артистов: флейтистка Наталья Белоколенко выступила с Государственной Академической Симфонической капеллой России под управлением Филиппа Чижевского. Эта же партитура стала поводом для знакомства с творчеством композитора артиста (а ныне и директора) АСО Нижегородской филармонии Андрея Малых. С этим солистом и коллективом Концерт прозвучал в 2008 году под управлением Александра Скульского. И затем Андрей Малых обратился к сборнику «Шесть сонат для флейты соло», итогом работы над которым стала запись диска. По словам музыканта, «работать над сонатами было безумно интересно – через непростой поначалу (но очень естественный и точный) язык композитора погружаться в миры его музыки, миры безграничных, “космических” размеров, обращающихся, тем не менее, к душе и чувствам каждого человека. Эта музыка несет удивительную радость, помогая осознать себя как частичку вселенной и человечества». «Природа и музыка – нежная трепетность и глубина: не это ли логос звучащей флейты?..» Такой заголовок дал композитор предваряющим сборник сонат заметкам – своего рода трактату, где автор затрагивает философские, эстетические и технологические вопросы, волновавшие его в момент создания музыки. «Шесть сонат» – цикл, объединенный определенными драматургическими связями, или – шесть самостоятельных программных композиций, исполняемых ad libitum (то есть, одна соната, три сонаты и т. д., по желанию исполнителя)?» Такой вопрос ставит перед будущим исполнителем автор и предлагает несколько решений. Говоря о макроформе «шести сонат», Давид Кривицкий писал: «мы получим весьма любопытную структурную фигуру – “закругленно-разомкнутую” по своей музыкальной сути. Первые четыре сонаты идейно и музыкально представляют “малый круг”, затем внезапный экспрессивный прорыв, “устремленный вперед, в неведомое” (Пятая соната). Однако же корни остаются, фундамент не взрывается – храм, еще более возвышенный, чем прежде, сияет, “играя золотыми куполами извечную песню любви”. Отметим, что Пятая соната не имеет авторского подзаголовка, который в данном случае сковал бы “глобальную идею”, облекая ее в конкретные “рамочные вериги”. Соната воспоминаний (№ 6) – sub alia forma (в иной форме) замыкает “большой круг”. Это – синтез всего предыдущего музыкального развития». При этом каждая соната, по мнению автора, – самостоятельное произведение, со своими художественными и техническими задачами, которое вполне может (что уже доказано исполнительской практикой) исполняться самостоятельно. Если рассматривать по структуре, то Соната № 1 обозначена композитором как Соната-фантазия, написанная в форме вариаций и темы. Ричеркар-соната (№ 2). Старинный полифонический жанр, как пишет композитор, «следует трактовать скорее иносказательно, чем дословно. Смысл его – поиск новых форм, технических средств, для варьированного развития, сочетания неожиданно-парадоксальных эпизодов. Соната – трехчастна, ее прототипы времен позднего Ренессанса восходят к многотемным ричеркарам, в которых скульптурно очерченной теме противопоставляются прелюдийные, вариационные, скрыто полифиноческие разделы». Соната № 3 имеет название Sonata da camera, отсылая нас к эпохе барокко. Жанровые связи явно проявляются во второй части – «Тема и вариации с дублями» и третьей – «Гальярда». Соната № 4 «Романтическая» имеет двухчастную структуру. Первая часть – сонатное Allegro, вторая часть – тема и 10 вариаций (Завершение «малого круга» сонат). Соната № 5. Одночастная, без названия… Как уточняет композитор, «можно, пожалуй, дать сочинению программные подзаголовки: “Прорыв в таинственную область бытия” или (более простое) – “Соната-монолог”. Сыграть Пятую сонату желательно на одном дыхании, прерывистом, со “вздохами и воплями о помощи” – но на едином!» Соната № 6 («Соната воспоминаний») – трехчастная. Процитируем фрагмент из «Заметок композитора»: «Замыкая Большой круг, подводя итоги всего предыдущего, Соната № 6 раскрывает двери для новых музыкальных свершений. Поэтому здесь уместен парафраз стихов Данте: “Имей надежду, всяк сюда входящий” (Conservate speranza, que voi entreste). Шестая соната, вобрав в себя тематизм предыдущих сонат, контаминируя его, явилась в жанрово-формальном облике пастиччо (изначально оперный жанр, построенный на компиляции заимствованной музыки из написанных ранее сочинений – прим. Е.К.). Первая часть представляет собой сонатную форму с несколькими разработочными эпизодами. Характер музыки в целом лирико-ностальгический. “Мне далекое время мерещится”…, как писал поэт. Вторая часть – маленькая сюита танцев. Основная тема “Маленькой сюиты танцев” (своего рода пассаж в сторону les Branles) написана в виде контаминации двух тем из Сонаты-ричеркара и Сонаты-фантазии. В целом – “Маленькая сюита танцев” – реконструкция барочной партиты. Представим себе фантастическую картину – Бах или Фробергер воображаемо являются к нам и пишут свои шедевры сегодня, сейчас, здесь. Вот виртуальная программа подобной сюиты: I. Интродукция II. В характере гавота III. В характере мазурки IV. В характере жиги V. В характере вальса VI. В характере румбы Финал Rondino (который мог бы быть VII частью сюиты) как бы воскрешает музыку великого Й. Гайдна. В вихревом потоке “Allegro giocoso” в последний раз возникают какие-то образы предыдущего в своем неуклонном пифагорейском стремлении вверх, еще один виток спирали, еще выше – до самого вершинного тона, возможного на флейте». Евгения Кривицкая Андрей Малых (флейта) родился в 1960 году в Перми. После окончания школы три года учился в Политехническом институте, после армии, в 1988 году, окончил Пермское музыкальное училище по классу флейты у Леонида Солнцева. В 1993 году окончил Горьковскую (Нижегородскую) консерваторию в классе Юрия Рома, в 2001 году – ассистентуру-стажировку у Альберта Гофмана. Параллельно обучению преподавал флейту в музыкальной школе и консерватории Нижнего Новгорода. В 1991 году начал работу в Симфоническом оркестре Нижегородской филармонии в качестве флейтиста, позднее совмещая ее с работой ассистента дирижера и директора оркестра (по настоящее время). Сольно, в сопровождении оркестра, а также в составе ансамблей сыграл немало разнообразных программ, в том числе и эксклюзивных: «Флейта в русской музыке», все сонаты И. С. Баха для флейты и клавира (с органом), все квартеты Моцарта и др., премьеры сочинений современных композиторов на сценах многих городов России и за рубежом. С 1989 года является флейтистом нижегородской рок-группы «Хроноп», с которой много гастролировал и записал несколько CD и виниловую пластинку на «Мелодии» в 1991 году. Надежда Сергеева (арфа) окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в классе профессора Ирины Пашинской, ученицы выдающейся арфистки ХХ века Веры Дуловой. Надежда Сергеева – лауреат международных конкурсов, ведет активную музыкальную и педагогическую деятельность. Арфистка гастролирует с различными программами в городах России, Европы и США с 2013 года. В камерной музыке партнерами Надежды выступают итальянские флейтисты Маурицио Биньярдели и Энрико Сартори, российские скрипачи Надежда Остапенко и Давид Ардуханян, органистка Олеся Кравченко. В 2014 году был записан первый диск совместно с Энрике Сартори в Турине (Италия). Также Надежда Сергеева сотрудничает с римской студией Discoteca di Stato и Радио Ватикана, которые осуществили записи произведений Глинки, Глиэра, Коннессона. В 2015 году Московская консерватория записала сольный концерт Надежды Сергеевой в Рахманиновском зале и выпустила диск «Из коллекции московской консерватории». С 2016 года преподает в ДМШ имени С. И. Танеева в Москве. Одновременно является руководителем авторской программы «Арфисты Артека» Международного детского центра «Артек». В 2019 году приглашена на должность куратора концертных программ Государственного исторического музея. ФОТО: © ЭМИЛЬ МАТВЕЕВ / EMILFOTO.COM |