6 дней
О сайте3 1 | R20 02213-4 1995 |
Автор и руководитель проекта В. Коростылев Научный руководитель Н. Гилярова Песни Рязанского края исполняет Рязанский государственный русский народный хор Художественный руководитель Александр Козырев Сторона 1 1. Поле чистое, турецкое, историческая солдатская — 2.10 2. Из-за леса, из-за рощи, солдатская — 2.55 3. Молодой гусарик, плясовая — 2.05 4. Мы пойдем, пойдем вдоль по улице, лирическая — 2.30 5. Ох, я гуляла по зеленому саду, игровая — 1.35 6. Ой, да закаталось красное солнышко, баллада — 3.25 7. Полно, полно вам, ребята, свадебная плясовая — 1.40 8. Э-ох, как по горкам, по горам, плясовая — 1.45 9. Все б я по горенке ходила, плясовая — 1.40 Рябина-рябинушка, игровая — 1.20 Сторона 2 11. Авсень,авсень, новогодняя поздравительная — 0.35 12. Тута люди живут, новогодняя поздравительная — 1.05 13. Э уле, троицкая — 2.20 14. Э-ой, да пойду млада, троицкая — 2.25 15. Во бору-то сосны, свадебная — 1.10 16. Ох, не по погребу ль боченочек катается, свадебная — 2.15 17. Ох, тунба, тунба, страдания — 1.45 18. В островах охотник, городская песня — 3.20 19. Черны брови колесами, масленичная плясовая — 2.10 20. Эх, дудик, давадудик, припевки — 1.50 Запись и обработка песен А. Козырева (1 -5, 7,8, 11, 14, 15, 17-20), Е. Попова (6, 9) Запись Н. Гиляровой, обработка А. Козырева (12, 13) Запись и обработка А. Козырева и Е. Попова (10) РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР Художественный руководитель Александр Козырев Запевают: Владимир Ивашкин (1,2, 7), Ольга Колодкова (3, 8, 15), Владимир Кондратьев (3), Нелли Ромозанова (4, 13, 19, 20), Оксана Чулаева (5, 14), Валентина Рязанова (6), Алла Пехоркина (8), Светлана Кузьмина (12), Владимир Лобов (18, 20) Ансамбль русских народных инструментов Составитель А. Козырев Звукорежиссер Ю. Гриц Редактор К. Симонян Художник И. Печерский Творческий путь Рязанского русского народного хора с момента его создания был непростым. Новый его руководитель Александр Козырев приблизил как репертуар, так и исполнительскую манеру хора к натуральному фольклорному первоисточнику. Сегодня основу концертных программ коллектива составляют народные песни и инструментальные наигрыши Рязанской земли. А звучат самобытные сельские напевы в характере, весьма напоминающем пение крестьян в поле, на народном празднике, на русской свадьбе. В состав же оркестра народных инструментов введены характерные тембры жалеек, рожков, трещоток, типичные для уличного деревенского музицирования. Рязанская песенная традиция занимает промежуточное положение между среднерусскими и южнорусскими певческими манерами. Поэтому вполне естественно сочетание в современной вокальной трактовке народных напевов артистами Рязанского хора мягкости, собранности среднерусского народного исполнительства и яркости, звонкости, напористости, свойственных пению в южнорусских местностях. Концертный репертуар хора учитывает материалы, собранные фольклористами в разных районах Рязанщины. Рязань издавна была форпостом борьбы Московской Руси с ко-чевниками-ордынцами. Рязанцы принимали участие во многих военных походах против недругов России. Отсюда — обилие воинских, солдатских песен в песенном фольклоре Рязанщины. Удаль бравых солдат передает строевая песня «Из-за лесу, из-за рощи» (2). В старинной балладе «Ой, да закаталось красное солнышко за темные леса» (6) рассказывается о неожиданном счастливом возвращении к одиноко живущей в хижине женщине солдат — мужа и сына. 8 рязанских селах сохранились древние песни, дошедшие до нас еще со времен язычества, связанные с дохристианскими анимистическими верованиями. На семицкой (русальной) неделе, через семь недель после первого весеннего полнолуния, в пору, когда весна уже переходит к лету, женщины шли в лес, свивали на березе венки, украшали их цветными лентами и пели особые обрядовые песни с призывным припевом «Э уле!». Этот громкий клич разносился по полям, по лесам, призывая таинственные природные силы, спрятавшихся от человеческих глаз робких русалок прийти на помощь земледельцу, дать силу злакам, приплод скоту, здоровых детей матерям. К таким весенним песням принадлежит рязанская троицкая — «Э уле, не клен, не береза» (13). Напев ее, с архаическими строгими холодноватыми созвучиями, напоминает нам о далеком прошлом родной земли, заветах наших давних славянских предков. Под старый Новый год в рязанских селах молодежь колядовала, переходя от двора ко двору с поздравительными песнями хозяевам — колядками. На Рязанщине самыми типичными припевами колядок были: «Авсень», «Таусень», «Тайавсень», что мы и слышим в зимних припевках, вошедших в программу диска. Разнообразны по характеру и настроению рязанские хороводные. Среди них встречаются плавные, предполагающие движение скромным неторопливым шагом. Такие, как «Ох, я гуляла по зеленому саду» (5), «Ой, да пойду, млада, в сад-садок» (14). Чаше же на гуляньях в рязанских лесах звучали хороводные песни бодрые, живые, поддерживающие энергичную пляску. Таковы плясовые «Молодой гусарик» (3), «Э-ох, как по горкам, по горам» (8), -Все б я по горенке ходила» (9). Рязанские свадьбы проходили весело, празднично, с обилием радостных величальных поздравительных песен. Многие из них имеют энергичный припев со словами «Лёли, лёли», характерный для южнорусского песенного фольклора. Возможно, он связан по происхождению с именем древней славянской богини любви — Лели. К величальным свадебным принадлежит песня «Во бору-то сосны всей улицы выше»! (15). Со старым патриархальным обычаем разувания невестой жениха, показывающим покорность жены перед волей мужа, связана по содержанию свадебная песня «Ох, не по погребу ль боченочек катается» (16). Королева русского музыкального фольклора — протяжная песня, покоряющая широтой мелодического распева и богатством многоголосного полифонического узора, также входит в программы Рязанского народного хора. Красочностью музыкальных средств привлекает лирическая «Мы пойдем, пойдем вдоль по улице» (4), записанная в знаменитом своими песнями рязанском селе Секирино. В традициях среднерусского протяжного напева изложена уже упоминавшаяся баллада «Ой, да закаталось красное солнышко» (6). Свои особые местные приметы имеют и песни, пришедшее в рязанские села из города. Например, получившая широкое распространение еще в XVIII столетии своеобразная мужская «пастораль» «В островах охотник» (18), о встрече молодого стрелка с лесной красавицей — Венерой. И, наконец, пеструю и живую панораму рязанского песенного искусства дополняют озорные плясовые припевки типа знаменитой Камаринской «Эх, дудик, давадудик» (20) и частушки «под язык» «Тунба, тунба» (17), которые пели на уличных гуляниях, если не было музыкантов-инструменталистов. Деликатно и оправданно применяются в словах песен некоторые специфические особенности рязанского народного говора. Многие песни звучат без сопровождения музыкальных инструментов, как это обычно принято в народе. Такая форма исполнения требует особого искусства, большой слаженности ансамбля, чистоты строя. Следует отметить четкость, рельефность произносимого в пении слова. Содержание исполняемой песни хорошо, ясно доносится до слушателя. Песни звучат в обработке руководителя коллектива. Ее правитьнее было бы назвать аранжировкой. Чаще песня представлена в последовании вариаций, близких тем, которые используются при обычном ее звучании в естественной сельской обстановке. Деликатность, бережность обращения с народным песенным первоисточником — несомненное достоинство звучащих на пластинке песенных композиций. Автор аранжировок-обработок при развитии голосов в протяжных песнях использует средства русской подголосочной полифонии. Предлагаемый вниманию любителей народной песни диск — это нарядный венок русских песен, разнообразных по жанровым признакам, образному содержанию, настроению. Фольклорная программа Рязанского народного хора, несомненно, доставит удовольствие тем, кто хочет порадоваться красоте песен древней Рязанской земли. И последнее. Вячеслав Коростылев сформулировал уникальный проект и поставил перед собой огромную задачу — издать антологию музыкального фольклора Рязанской области. А поскольку сейчас вышло уже пять дисков и готовятся к выпуску последующие, то все это становится реальностью. Пусть так и будет. В.М. Щуров |