8 дней
О сайте1 | MEL CO 0601 1990, дата записи: 1970 - 1980 гг. |
1. Текстильный городок 02:48 2. Для тебя 02:54 3. И всё-таки море 03:03 4. 5 А самолёты сами не летают 02:43 6. Студенческая дорожная 02:25 7. Над окошком месяц 02:45 8. Ну, что тебе сказать про Сахалин 03:20 9. Страдание 02:03 10. Сколько видано 02:33 11. Баллада о гитаре и трубе 02:56 12. Годы 03:21 Композиторы: Ян Френкель Авторы слов: Михаил Танич (1, 8, 9, 10), Игорь Шаферан (2, 3, 11), Михаил Львовский (6), Сергей Есенин (7), Юрий Левитанский (11), Марк Лисянский (12) Исполнители: Ян Френкель Большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (2) Инструментальный ансамбль "Мелодия" (2, 6, 9) Сейчас одновременно выпущены два диска, на которых Ян Френкель поет свои песни. Первый составлен из песен на стихи Расула Гамзатова, Инны Гофф и мои, второй — перед вами. Здесь собраны песни, сочиненные композитором в разные годы, в том числе и в самом начале творческого пути. В силу обстоятельств мне довелось слышать большинство из них сразу после написания. «Годы» — вообще первая песня Френкеля. «Текстильный городок» — вторая. Поэт Марк Лисянский, опытный уже в этом деле (одна его песня давно была знаменитой), сразу поддержал начинающего композитора. А Френкель в свою очередь нашел еще менее искушенного, чем он сам, соавтора — Михаила Танича. Как говорят в таких случаях, дебют оказался удачным. Ян Френкель начал поздно. Композиторы его поколения, и даже куда более молодые, были уже хорошо известны, а о нем никто и слыхом не слыхал. В короткий срок он совершил стремительный рывок и оказался с ними в одном ряду. А ведь и они на месте не стояли. Он был ярко одарен. И еще он прекрасно знал, чувствовал оркестр. Не только потому, что сам играл в разных оркестрах, — как раз они, может быть, были не самого высокого уровня. Скорее, причина в том, что после войны он работал корректором в комбинате Музыкального фонда. Через его руки прошло множество замечательных партитур. Он сделался отличным оркестровщиком, помогал в этом плане и дру гим. Разумеется, его собственные песни тоже виртуозно оркестрованы. Но это не было для Френкеля самоцелью. У него всегда чувствовался резерв мастерства. Он учился в Киевской консерватории по классу скрипки, великолепно владел роялем. Но никогда не чинился, мог проаккомпанировать себе на аккордеоне или гитаре, — ведь в матросском кубрике или в палатке у геологов рояля нет. А он побывал буквально везде — нет в стране уголочка, где бы не звучали песни Яна Френкеля в авторском исполнении. И сами его песни таковы, что они годятся и для строгих концертных залов, и для сельских клубов или заводских общежитий. Вообще — для жизни. Они устраивают академика и солдата. В этом их редкостное достоинство и, если угодно, секрет. В них, как и в их авторе, — бездна вкуса, такта, деликатности, соразмерности. Что еще сказать о нем? За те долгие годы, что я знал Яна Френкеля, он очень развился — не только как музыкант, но и как личность. Он много читал, был наблюдателен, умен и остроумен. Круг его интересов выходил далеко за пределы музыки. Он был мягок по характеру и потому терпим к человеческим слабостям других, но он оставался тверд в требовательности к себе. Разумеется, на этих двух пластинках уместились не все песни Яна Френкеля. А иных записей в его исполнении не оказалось, — скажем «Погони» или женских песен: «Август», «Калина красная» и некоторых других... Но мы словно слышим их где-то вдали, а быть может, и в нас самих. Константин Ваншенкин винил С60 30081 000 |