6 дней
О сайте1 | MEL CO 0721 2021, дата записи: 30 января 2020 |
1 Симфония "Хроника блокады", соч. 92 Антон Лубченко, Сочинский симфонический оркестр (Борис Тищенко) 38:30 9 мая «Мелодия» представит в цифровом формате симфонию петербургского композитора Бориса Тищенко «Хроника блокады» в исполнении Сочинского симфонического оркестра под управлением Антона Лубченко. Запись была осуществлена в 2020 году в честь 75‑летия со дня Великой Победы при непосредственном участии вдовы композитора Ирины Донской-Тищенко, которая исполнила соло арфы в оркестре. Впервые звучание этой симфонии полностью соответствует авторской партитуре. Для этого потребовался не только увеличенный состав оркестра с целым арсеналом ударных инструментов, но и новые «шумовые» фонограммы, которые были созданы специалистами «Петербургской студии грамзаписи»: вой ветра, звуки паники и хаоса первых авианалетов, разрывающихся бомб, даже львиного рычания, а также подлинные звуки салюта, который был дан в Ленинграде в честь снятия блокады. Симфония «Хроника блокады» написана в 1984 году на основе музыки к спектаклю «Такая длинная зима», поставленному в ленинградском театре Ленинского комсомола. Разноплановый материал, чередование крупной, фресковой фактуры с камерной манерой письма — музыка симфонии настолько зрима, что у слушателей возникает ощущение кинопросмотра. Известно, что услышанная по радио во время войны трансляция «Ленинградской» симфонии Шостаковича стала первым серьезным музыкальным впечатлением будущего композитора. Но, несмотря на очевидную связь с традицией, идущей от учителя, симфония Тищенко совершенно самостоятельна по замыслу: она более интимна, далека от гражданской плакатности и больше сфокусирована на внутреннем мире человека. При этом психологическим центром симфонии становится не тема «нашествия», а тихий ностальгический вальс, оплакивающий надежды, любовь, весну и жизнь, которая больше не будет прежней. Антон Лубченко о симфонии «Хроника блокады»: «В симфонии “Хроника блокады” есть и парадные фанфары “официозного” ампира, и алеаторика, и серийная техника, и немыслимый по своему мелодизму русский вальс-реквием. При этом “романная” драматургия симфонии роднит ее с партитурами Малера, а эксперименты со звуком, специальным оборудованием, фонограммами напоминают об опытах ленинградского рока и андеграунда 80-х. Мне кажется, что эта симфония рождена для звукозаписи, так как “вживую” исполнить все авторские требования, касающиеся фонограмм, педантично прописанные в партитуре, — практически невозможно. Один лишь эпизод “тишины” в пустой комнате чего стоит! Для создания реального ощущения запертого пространства и холодного воздуха Тищенко предписал звукорежиссеру работу не менее ювелирную, чем дирижеру. В целом образно-смысловой круг “Хроники блокады” далеко выходит за рамки тех страшных 900 дней нашей истории. Она и о том времени, в котором создавалась, и о нас с вами. В этом основное свойство музыки Бориса Ивановича Тищенко — и я уверен, что ее настоящее время впереди!» Этот альбом — совместный проект «Мелодии» и АНО «КультПросвет», оператора петербургского музыкального фестиваля «На страже мира», в рамках которого в 2019 году «Хроника блокады» прозвучала на сцене Капеллы Санкт-Петербурга к 75-летию снятия блокады Ленинграда. Сочинение было включено в программу концерта по инициативе Антона Лубченко. |