6 дней
О сайте2 | MEL CO 0562 2020, дата записи: 4 июля 1988 |
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН ТОРЖЕСТВЕННАЯ МЕССА РЕ МАЖОР, СОЧ. 123 1 I. Kyrie . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.33 2 II. Gloria . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17.37 3 III. Credo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20.43 4 IV. Sanctus . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.08 5 V. Agnus Dei . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.32 Общее время: 79.34 Барбара Мартиг-Тюллер, сопрано Розмари Ланг, меццо-сопрано Уильям Кохран, тенор Михаил Светлов (Крутиков), бас Томас Брандис, соло на скрипке Хор Мэрилендского университета Европейский симфонический оркестр Дирижер – Антал Дорати Запись из Концертного зала имени П. И. Чайковского 4 июля 1988 г. Звукорежиссер – И. Соловьев К 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена «Мелодия» публикует в цифровом формате историческую фонограмму. 4 июля 1988 года в Концертном зале имени Чайковского «Торжественную мессу» исполнили музыканты из разных стран мира . Московский концерт был частью беспрецедентного гастрольного тура, организованного международной организацией «Врачи мира – за предотвращение ядерной войны». За пять дней коллектив, в котором было более сотни музыкантов, четырежды исполнил «Торжественную мессу» – в Берлине, Москве, Дрездене и Лондоне. Под управлением американо-венгерского дирижера Антала Дорати объединились певцы из Швейцарии, ГДР, США и СССР (в том числе молодой солист Большого театра Михаил Светлов (Крутиков), хор Мэрилендского университета (США) и «Европейский симфонический оркестр» – сводный коллектив, в который вошли музыканты из ведущих оркестров Западной Европы, а также США и Канады. Скрипичное соло в Benedictus исполнил концертмейстер Берлинского филармонического оркестра Томас Брандис. «Торжественную мессу» Бетховен предназначал не для службы в храме, а для концертной аудитории. Именно ее, а не Девятую симфонию, над которой он работал параллельно, композитор считал своим величайшим произведением (в работе над «Торжественной мессой» изображен Бетховен и на самом знаменитом прижизненном портрете руки Й.К. Штилера). Премьера состоялась в России: «Торжественная месса» прозвучала в Санкт-Петербурге 26 марта 1824 года благодаря инициативе князя Николая Голицына и поддержке императора Александра I. Грандиозные масштабы и, пожалуй, еще большие, нежели в Девятой симфонии, трудности оркестровых и вокально-хоровых партий стали причиной чрезвычайно редких случаев исполнения «Торжественной мессы» в XIX веке. Да и сегодня она появляется на концертных афишах один-два раза за десятилетие. В советские годы «Торжественная месса» почти не звучала в нашей стране по цензурным соображениям, тем более знаковым оказалось ее исполнение в Москве в 1988 году. |
буклет ------- «От сердца да идет это снова к сердцу», – написано рукой Бетховена в начале рукописи Missa solemnis. Задумав приурочить ее к принятию архиепископского сана в 1820 году его другом и покровителем эрцгерцогом Рудольфом, Бетховен сильно «запоздал» – работа над мессой стоила ему невероятных усилий и заняла более трех лет. Начав свой музыкальный путь помощником церковного органиста, Бетховен еще в юности испытал сильное влияние философов французского Просвещения. Автор балета «Творения Прометея» до конца жизни оставался в лоне католической конфессии, но его личное, рожденное в страданиях и внутренней борьбе понимание Бога было куда сложнее церковных догматов. Изредка обращаясь к богослужебным текстам, Бетховен не выходил за рамки традиций. Однако «Торжественной мессе» он сам придавал особое значение, замыслив ее не для стен храма, но для концертного зала. Может быть, потому наибольшей концентрации душевных сил потребовала часть Credo (Символ веры), которую венчает хоровая фуга. «…За запертой дверью маэстро трудился над Credo: он пел, выл, топал, – вспоминал секретарь Бетховена. – Долго мы присутствовали при этой потрясающей сцене и только собрались уходить, как вдруг дверь распахнулась, и на пороге появился Бетховен с расстроенным, искаженным лицом. Он выглядел так, как будто только что вышел из борьбы не на жизнь, а на смерть…» Сочинению мессы предшествовало кропотливое изучение старинной музыки: Баха, Генделя, итальянской полифонии «строго стиля» (отзвуки этих штудий будут и в других бетховенских произведениях последнего периода). Параллельно шла работа над Девятой симфонией; но именно «Торжественную мессу» назовет Бетховен своим лучшим произведением; в работе над ней композитор изображен и на самом знаменитом прижизненном портрете руки Й. К. Штилера. История исполнения «Торжественной мессы» началась в России: благодаря инициативе князя Николая Голицына и поддержке императора Александра I, она впервые прозвучала в Санкт-Петербурге 26 марта 1824 года. Грандиозные масштабы и, пожалуй, еще большие, нежели в Девятой симфонии, трудности оркестровых и вокально-хоровых партий стали причиной чрезвычайно редких случаев ее исполнения в XIX веке. Да и сегодня она появляется на концертных афишах один-два раза за десятилетие. «Молю о внутреннем и внешнем мире», – надписал Бетховен над последней фразой хора Dona nobis pacem (даруй нам мир – лат.). Эти слова могли бы стать девизом международной организации «Врачи мира – за предотвращение ядерной войны» (International Physicians for the Prevention of Nuclear War), основанной в 1980 году в разгар холодной войны, медиками из СССР и США. В 1984 году организация была удостоена премии ЮНЕСКО и уже насчитывала около 100 000 членов из разных стран мира. В том же году детский врач из Берлина Петер Хаубер основал концертный филиал организации (IPPNW-Concerts), которая до сих пор проводит масштабные концерты в Германии и других странах. Летом 1988 года IPPNW-Concerts организовала беспрецедентный концертный тур: за пять дней интернациональный состав из более чем ста музыкантов четырежды исполнил «Торжественную мессу» Бетховена – в Берлине, Москве, Дрездене и Лондоне. 4 июля она прозвучала в концертном зале имени П. И. Чайковского. Для этого был специально организован сводный оркестр, в который вошли музыканты из лучших симфонических коллективов Западной Европы, США и Канады. В исполнении принял участие Хор Университета Мэриленд – один из ведущих американских хоров, основанный в 1968 году хормейстером Полом Трейвером и регулярно концертирующий в США и Европе. Соло на скрипке в Benedictus исполнил Томас Брандис (в прошлом солист-концертмейстер Берлинского филармонического оркестра); партию органа – органист из Франкфурта-на-Майне Герберт-Манфред Гофманн. Вокальные партии исполняли швейцарское сопрано Барбара Мартиг-Тюллер, солистка Берлинской государственной оперы (ГДР) Розмари Ланг (меццо-сопрано), солист театра Метрополитен-опера Уильям Кохран (тенор, США) и молодой солист Большого театра СССР Михаил Светлов (Крутиков) (бас). Дирижировал исполнением мессы Антал Дорати. Он начинал карьеру в оперном театре Будапешта и в труппе Русского балета в Монте-Карло; позже оказался в США, где руководил симфоническими оркестрами Далласа, Миннеаполиса, Детройта, Национальным симфоническим оркестром Вашингтона; был главным дирижером симфонического оркестра Би-Би-Си, выступал с Лондонским королевским оркестром «Филармония». В 1980‑е годы Дорати регулярно участвовал в концертах, организованных IPPNW-Concerts; свою последнюю, изданную посмертно книгу дирижер назвал «За внутренний и внешний мир» и посвятил ее медикам, борющимся против ядерной войны. Исполнением «Торжественной мессы» завершился долгий творческий путь Антала Дорати – эти концерты стали последним выступлением на публике 82‑летнего маэстро. Конец 1980‑х годов был торжеством «эпохи гласности» в СССР – время бурных перемен и новых надежд, триумфального возврата «невозвращенцев» и гастролей выдающихся музыкантов, прежде избегавших советских границ. Тем более символичным оказалось для москвичей исполнение «Торжественной мессы» Бетховена, чрезвычайно редко звучавшей в СССР по цензурным соображениям, музыкантами из Европы и США. Если трансляция берлинского исполнения, состоявшегося днем ранее, была издана на пластинках, а позже выпущена на компакт-дисках, то московская запись, сохранившаяся в фондах «Мелодии», в те годы так и не увидела свет. В год 250‑летия со дня рождения Людвига ван Бетховена мы возвращаем ее слушателям. РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН РЕМАСТЕРИНГ – ЕЛЕНА БАРЫКИНА ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – ПОЛИНА ДОБРЫШКИНА ДИЗАЙН – ГРИГОРИЙ ЖУКОВ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ – ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН |