2 дня
О сайте2 | MEL CO 0579 дата записи: 1965 |
СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ «Всенощное бдение» для смешанного хора, соч. 37 1 Приидите, поклонимся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.26 2 Благослови, душе моя (греческого распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.21 3 Блажен муж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.36 4 Свете тихий (киевского распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.37 5 Ныне отпущаеши (киевского распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.27 6 Богородице Дево, радуйся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.58 7 Шестопсалмие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.13 8 Хвалите имя Господне (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.40 9 Благословен еси Господи (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.11 10 Воскресение Христово видевше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.14 11 Величит душа моя Господа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.51 12 Славословие великое (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.15 13 Тропарь «Днесь спасение» (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.37 14 Тропарь «Воскрес из гроба» (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.09 15 Взбранной воеводе (греческого распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.42 Общее время: 64.24 Клара Коркан, меццо-сопрано Константин Огневой, тенор Государственный академический русский хор СССР Дирижер – Александр Свешников Запись была сделана в 1965 году: тогда услышать «Всенощную» Рахманинова целиком в концерте было невозможно, как невозможно было достать в СССР пластинку с «Всенощной» (весь тираж ушел за рубеж). Первое прослушивание пластинки на Всесоюзной студии грамзаписи проходило в «закрытом» режиме. Борис Тевлин, ученик и последователь Свешникова, вспоминал: «…в огромном зале рядом с замечательными мастерами советского хорового искусства, … сидели известные всему миру скрипачи, пианисты, композиторы. …Свыше пятидесяти лет широкие круги музыкантов и слушателей не слышали этого сочинения. “Как оно получится, не обманутся ли ожидания?” – всех волновал этот вопрос. И вот первый, до-мажорный аккорд. Дальше все, не связанное с музыкой, перестало существовать. Мастерское голосоведение, отличная звучность голосов, резкая градация нюансов, голосовая “оркестровость”, воздушность pianissimo, мощь басов – все поглотило слушателей». Написанная в 1915 году и впервые исполненная Московским синодальным хором, «Всенощная» Рахманинова была признана высшим достижением композитора в сфере духовной музыки. И теперь она остается для нас непревзойденной вершиной, вобравшей многовековой путь православной певческой традиции. «Я и сам не думал, что написал такое произведение», – признавался автор. В те годы Александр Свешников только начинал свой музыкальный путь. При новой, советской власти хоровое искусство осталось востребованным, но песни требовались уже иные. Государственный русский хор был образован в 1937 году и Свешников дирижировал его первым концертом. Он вернулся в Госхор в 1941 году – чтобы руководить им до последних лет жизни. Благодаря Свешникову в репертуар Государственного хора, в котором до этого преобладала советская музыка и народные песни, добавились произведения зарубежной и русской классики. Более 40 лет отдал Александр Свешников своему хоровому коллективу, создав уникальный, узнаваемый с первых нот стиль хорового звучания. «Хор Свешникова» стал звучащим брендом советского искусства, аналогичным «оркестру Светланова», «балету Григоровича» или «роялю Гилельса». И высшим достижением хормейстера и его хора стала запись «Всенощного бдения», которое почти полвека находилось под негласным цензурным запретом. винил C 01073-6 (2 пл.) и Д 016217-20 (2 пл.) компакт-диск MEL CD 10 01365 |
буклет ------- Его «Всенощная» изумляет нас не только богатством мастерства, красок, но главным образом таинственным сочетанием ритуальности подлинного живого религиозного чувства и самобытности. Николай Метнер Признание выдающегося современника и друга Рахманинова удивительно точно раскрывает суть этого сочинения. «Всенощному бдению» суждено было стать крупнейшим достижением православной музыки, и шире – обобщающим звеном многовековой цепи русской певческой традиции. День премьеры «Всенощного бдения», состоявшейся в Московском зале Благородного собрания (ныне Колонный зал) 10 марта 1915 года, был, пожалуй, одним из величайших триумфов Рахманинова. «Первому из духовных композиторов православного культа, Рахманинову удалось совместить до сих пор несовместимое – художественность и оригинальность композиции с выдержанностью стиля православного песнопения… Рахманинов… сотворил нечто уже самобытное, свободное и новое, но всецело рожденное этим духом», – писал музыкальный критик Леонид Сабанеев. «Стиль православного песнопения» не помешал Рахманинову создать по-настоящему авторское произведение, отмеченное типичными приметами его композиторского стиля 1910‑х годов и не уступающее по силе эмоционального воздействия фортепианным концертам, романсам, «Колоколам». Более того, общие традиции вокально-хоровой (и не только!) русской музыки нашли во «Всенощной» столь же глубокое отражение. Помимо влияния композиционной структуры и драматургии «Всенощного бдения» Чайковского здесь можно найти отзвуки из произведений «Новой русской школы» – Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, современников Рахманинова (Глазунова, Танеева и Калинникова). Подобно «Хорошо темперированному клавиру» Баха, «Реквиему» Моцарта или Девятой симфонии Бетховена, «Всенощное бдение» Рахманинова синтезирует ключевой интонационный багаж своей эпохи, претворяя его в глубоко индивидуальной художественной образности. Созданию и столь совершенному исполнению «Всенощного бдения» Рахманинов был обязан Московскому Синодальному хору – одному из самых ярких музыкальных коллективов дореволюционной России. Берущий свое начало от хора Патриарших певчих дьяков, основанного Иоанном Грозным в 1598 году, хор традиционно участвовал в богослужениях Успенского собора Московского кремля и вобрал в себя лучшие традиции церковно-исполнительской практики. На конец XIX – начало ХХ века приходится период расцвета деятельности хора. «Настоящий живой оргáн из человеческих голосов, …но со звуком теплым и одухотворенным» (Сабанеев); именно такой коллектив и мог идеально воплотить тончайшие нюансы динамики и хоровой «оркестровки», предусмотренные Рахманиновым. «Я сам не ожидал, что написал такое произведение», – признался он одному из певчих, и это было высшей похвалой хору! Иные священнослужители даже упрекали композитора в том, что красота музыки может отвлечь прихожан от молитвы. Но как свидетельствовал друг Рахманинова Юрий Сахновский, «Всенощная» «проникнута тихим светом неугасимой и искренней веры, почему, слушая ее, вы сразу переноситесь под своды храма и душа ваша невольно проникается глубиною смысла священного текста». В годы эмиграции память о «Всенощной» была частью самых дорогих воспоминаний Рахманинова, незримой нитью связывавшей его с Россией. Цитаты из нее, сознательно или интуитивно, использованы в «Трех русских песнях», Третьей симфонии, «Симфонических танцах». Из всех номеров «Всенощной» автор больше других любил прозрачную колыбельную «Ныне отпущаеши» (песнь Симеона Богоприимца). Именно эту музыку Рахманинов завещал исполнить на своих похоронах. Незадолго до смерти композитор приподнялся и еле слышно сказал: «Вы ведь слышите? На улице играют мою “Всенощную”…» Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре. Александр Свешников «Холодным, осенним днем Всесоюзная студия грамзаписи… пригласила музыкантов Московской консерватории на первое прослушивание “Всенощной”, записанной на долгоиграющие пластинки А. В. Свешниковым. Пригласила грамстудия, но не Александр Васильевич!.. В огромном зале рядом с замечательными мастерами советского хорового искусства, московской “хоровой гвардией” – К. Б. Птицей, В. Г. Соколовым, А. Б. Хазановым, К. П. Виноградовым – сидели известные всему миру скрипачи, пианисты, композиторы. Александр Васильевич был очень взволнован, пытаясь при этом успокоить присутствовавших. Присутствовавшие, действительно, волновались и волновались тоже немало. Свыше пятидесяти лет широкие круги музыкантов и слушателей не слышали этого сочинения. “Как оно получится, не обманутся ли ожидания?” – всех волновал этот вопрос. И вот первый, до-мажорный аккорд. Дальше все, не связанное с музыкой, перестало существовать. Мастерское голосоведение, отличная звучность голосов, резкая градация нюансов, голосовая “оркестровость”, воздушность pianissimo, мощь басов – все поглотило слушателей. Впечатление было настолько сильным, что вторая половина дня прошла в томительно-рассеянной, но освещенной изнутри каким-то невидимым светом работе. Этим светом была “Всенощная”, где музыка и исполнение слились воедино. Двух мнений не было – это капитальнейший труд Александра Васильевича!» Так вспоминал о записи «Всенощного бдения» Рахманинова, осуществленной Государственным академическим русским хором СССР под управлением Александра Свешникова, его ученик и последователь Борис Тевлин. С именем Свешникова связана не только 40‑летняя деятельность Государственного русского хора СССР. Имя это невольно стало символом целой эпохи в отечественном хоровом исполнительстве. Хормейстер, аранжировщик, композитор, учитель, организатор, общественный деятель, многолетний ректор Московской консерватории, автор множества статей и публикаций… Сложным и противоречивым был облик Свешникова – человека и музыканта. Не получив высшего специального образования, постигая хормейстерское ремесло исключительно на практике, он достиг непревзойденных результатов. Обладая жестким, авторитарным характером, он был наделен при этом несомненным педагогическим даром, умел быть чутким и снисходительным. Олицетворяющий собой власть, не терпящий возражений и дискуссий, он не боялся идти на открытый конфликт с высшим начальством, если считал вопрос принципиальным. Одно несомненно – «Хор Свешникова», звучание которого можно было отличить с первых взятых нот, превратился, аналогично «оркестру Мравинского», «скрипке Ойстраха» и «роялю Гилельса», в некий эталон, высший идеал хорового звучания. Музыкальная одаренность привела юного Свешникова в Москву в 1900‑е годы. Он учился в Народной консерватории у выдающегося музыкального теоретика Болеслава Яворского, общался с Сергеем Танеевым, осваиваел азы вокального искусства под руководством певицы Эмилии Павловской (первой исполнительницы многих партий в операх Чайковского). Нужда вынудила прервать учебу – Свешников начал работать регентом и учителем пения в школах. Затем он поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где изучал теорию в классе Арсения Корещенко. С 1924 года молодой музыкант – «заведующий вокальной частью» в 1‑й студии Московского Художественного театра. Несомненно, соприкосновение с системой актерского мастерства Станиславского, совместная работа с Михаилом Чеховым, Евгением Вахтанговым и другими выдающимися представителями мхатовской школы оказали большое влияние на формирование эстетического вкуса и методологию будущего руководителя Госхора. Подлинное раскрытие хормейстерского таланта и широкое признание массовой аудитории Свешников обрел, возглавив вокальный ансамбль Радиокомитета. Выступления перед микрофоном выдвигали специфические требования к артистам ансамбля. Учитывая небольшой состав ансамбля (сперва он состоял из 12 человек) и тот колоссальный объем современной музыки, который он исполнил за восемь лет, остается только поразиться поистине виртуозному мастерству, которого должны были достичь артисты ансамбля и их руководитель! В 1936 году специальным приказом Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР в Москве рождаются два «образцово-показательных» коллектива: Государственный симфонический оркестр и Государственный хор СССР. Ядро хорового коллектива, созданного «с целью развития и пропаганды хоровой культуры, в особенности русской песни», составили музыканты вокального ансамбля Радиокомитета; первым его концертом дирижировал Александр Свешников. В мае 1941 года он вернулся в Госхор – уже в качестве художественного руководителя. Спустя год хор, переименованный в Государственный хор русской песни, фактически формируется Свешниковым заново – с концерта в Большом зале Московской консерватории в апреле 1943 года начинается новая страница в истории коллектива. Исключительной была роль Госхора в годы Великой Отечественной войны. Он давал десятки концертов – в тылу и в расположении воинских частей, выступал в только что освобожденных городах. В течение 1945 года Государственный хор выступил перед воинскими частями Советской Армии в Берлине, Праге, Вене, Будапеште, заслужив горячую благодарность от маршалов Жукова, Конева, Рокоссовского и Ворошилова. Впрочем, не только советские солдаты слушали и понимали русские песни. Синтезировав черты «старой», регентской традиции с собственным опытом практика, много лет работавшего «под микрофон» и непосредственно соприкоснувшегося с искусством драматического театра, Свешников достиг такого качества пения, когда узкопрофессиональные, музыкально-технические задачи исполнения составляют одно целое с эмоционально-образной окраской. Работая прежде всего над безупречной дикцией, обращая повышенное внимание на ритмический рисунок пропеваемых слов, Свешников требовал естественности звукоизвлечения, при этом добиваясь абсолютно ровного, «бесконечного» звука с помощью приема «цепного» дыхания. «Мне представляется исключительным звучание хора Свешникова… Оговорюсь, что термин “звучание” здесь надо понимать не в узко специальном смысле… Сюда входит и собственно звучание, и динамика, и слово, артистично произнесенное хором, то есть все то, что принято называть понятным и ясным термином – выразительность. Особая выразительность пения, выразительность исполнения – это, пожалуй, и есть самое характерное для хора Свешникова» – писал хормейстер В. Соколов. С течением времени хор заметно расширил концертный репертуар. Свешников никогда не ограничивался рамками «узкой специализации»; еще со времен работы в Радиокомитете он осваивал самые различные, порой весьма рискованные пласты классического, старинного и современного музыкального искусства. В начале 1950‑х годов музыкальная жизнь нашей страны, обескровленная «борьбой с формализмом», была бедна на значительные премьеры; в числе исключений были «Песнь о лесах» и «Десять хоровых поэм» Дмитрия Шостаковича – произведения, созданные по инициативе Свешникова. В исполнении Госхора и Госоркестра СССР впервые прозвучали монументальные вокально-симфонические фрески Юрия Шапорина «На поле Куликовом», «Сказание о битве за русскую землю» и «Доколе коршуну кружить»; в программах хора регулярно появлялись имена представителей следующих поколений, иные из которых сами прошли «школу Свешникова»: Александра Холминова, Андрея Эшпая, Родиона Щедрина, Александра Флярковского, Вадима Салманова, Ростислава Бойко, Альфреда Шнитке, Юрия Левитина, Александра Пирумова, Алемдара Караманова и других. Не меньшее место уделял Свешников классическим шедеврам западноевропейской музыки. В 1951 году он представил публике концертную программу из произведений И. С. Баха; исполнил и записал сочинения старых итальянских мастеров. Эта музыка звучит в исполнении Госхора с таким же безупречным художественным вкусом, с той же тонкой стилевой огранкой, что и русские песни. Одним из безусловных достижений исполнительского мастерства Александра Свешникова принято считать «Реквием» Моцарта. Нельзя не упомянуть и о крупнейших кантатно-ораториальных сочинениях зарубежной музыки ХХ века, прозвучавших в Москве благодаря Свешникову – оратории «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Симфонии псалмов» Стравинского, «Венгерском псалме» Кодаи. И все же кульминационной точкой искусства великого хормейстера, его нерукотворным памятником на века останется запись «Всенощного бдения» Рахманинова. Эту пластинку почти невозможно было достать в России (даже ее прослушивание на Всесоюзной студии грамзаписи проходило в «закрытом» режиме); многие привозили ее из-за рубежа. Но самим фактом этой записи Свешников растопил лед «воинствующего атеизма» в СССР. Он стремился к возвращению в концертную практику этого древнейшего пласта русской культуры. Приходилось зачастую идти на хитрости: так, «Тебе поем» из «Литургии» Рахманинова превращалось в «Тихую мелодию», которая пелась без слов, с закрытым ртом; к иным шедеврам духовной музыки сочинялись «нейтральные» тексты, но советская публика, наученная читать между строк, прекрасно понимала изначальный посыл дирижера. Так в продолжение всего творческого пути «советский хормейстер № 1» медленно и трудно, наперекор действительности вел своих слушателей к постижению первооснов русского пения – к той традиции, которую нес в себе первый исполнитель рахманиновского шедевра (Московский Синодальный хор) и от которой когда-то безжалостно отрекались… «Когда мне бывает невмоготу…, я всегда ставлю пластинку “Всенощной” в исполнении хора под управлением Свешникова. И мне вновь хочется жить и работать, работать и жить» (Евгений Светланов). Борис Мукосей ЗАПИСЬ 1965 ГОДА. ЗВУКОРЕЖИССЕР – АЛЕКСАНДР ГРОССМАН РЕМАСТЕРИНГ – МАКСИМ ПИЛИПОВ РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – НАТАЛЬЯ СТОРЧАК ДИЗАЙН – ГРИГОРИЙ ЖУКОВ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН |