6 дней
О сайте3 | MEL CD 40 02339 (5CD) |
CD 1 А.С. Пушкин Скупой рыцарь. Сцены из Ченстоновой трагикомедии (фрагменты) 1. Сцена I..................15.37 2. Сцена II (Монолог Барона) ........... 9.38 3. Сцена III ..............9.01 Действующие лица и исполнители: Скупой - Н. Черкасов Альбер - Н. Мартон Иван - Д. Фокеев Жид - Ю. Свирин Герцог - Ю. Родионов 4. Монолог Барона.........................................................11.52 Барон - Б. Бабочкин Общее время звучания: 43.34 Записи: 1964 (4), 1966 (1-3) гг. Ремастеринг - В. Панина-Ободзинская Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный CD 2 А.С. Пушкин Моцарт и Сальери 1. Моцарт и Сальери .....................................................19.44 2. Монолог Сальери.........................................................3.26 3. Пир во время чумы ....................................................13.20 Пир во время чумы (фрагменты) 4. Песнь Мери...............................................................2.01 5. Песнь Председателя ..............................................1.48 Общее время звучания: 40.24 Исполнители: И. Смоктуновский (1, 3), Д. Журавлев (2), В. Непомнящий (4, 5) Записи: 1967 (2), 1975 (4,5), 1987 (1, 3) гг. Ремастеринг - В. Панина-Ободзинская Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный CD 3 А.С. Пушкин (1-3) Египетские ночи....................................................30.44 1. Глава 1...................................................................11.41 2. Глава II...................................................................6.32 3. Глава III.................................................................12.58 (4-5) Домик в Коломне (в сокращении)....................................20.36 Общее время звучания: 51.20 Исполнители: Д. Журавлев (1—3), Я. Смоленский (4—5) Записи: 1962 (1-3), 1986 (4-5) гг. Ремастеринг - В. Панина-Ободзинская Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный CD 4 А.С. Пушкин «Обиды не страшась, не требуя венца...» Композиция Я. Смоленского по черновикам и публицистическим заметкам А.С. Пушкина Общее время звучания: 53.58 Исполнитель - Я. Смоленский Запись 1990 г. Ремастеринг - В. Панина-Ободзинская Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный CD 5 А.С. Пушкин Ю. Тынянов Пушкин в лицее (фрагменты романа «Пушкин») Читает А. Кутепов Общее время звучания: 51.59 Запись 1974 г. Ремастеринг - В. Панина-Ободзинская Координатор проекта - Н. Пшеничная Дизайн - О. Светличный |
«Иногда можно встретиться с ошибочным, на мой взгляд, представлением о том, что Пушкин прост и ясен, доступен как для восприятия, так и для исполнения. Это не так! Подобно творениям Баха и Моцарта, произведения Пушкина – совершенство, в них нет ничего лишнего, ничего пышного, все строго, стройно, гармонично. И поэтому они так трудны для исполнения. Но это начинаешь понимать не сразу… С самого начала моей исполнительской деятельности и до сих пор творчество Пушкина всегда со мною. И я благодарю судьбу, пославшую мне возможность и счастье работать над произведениями Пушкина, всю жизнь быть с Пушкиным, с его светлым, всеобъемлющим, могучим гением». Дмитрий Журавлев «Издатель, редактор, критик, поэт, писатель, драматург, философ, муж, отец, историк, зять… Слишком много просто человеческого… И как при всем этом остаться самим собой – отцом и мужем, человеком – и вдруг прийти к такому заключению: “Я скоро весь умру…” – Вот это все я и пытаться-то объяснить не могу, не смею, не то чтобы постичь… Пушкин для меня – загадка, тайна, именуемая простым и, к сожалению, довольно часто теперь эксплуатируемым словом талант. Люблю его поэзию, прозу, исторические изыскания, критические статьи, но много больше восхищен им самим – человеком, личностью, характером его… Учиться. Учиться постигать и брать нам у него богатство языка, поэзии пиршество, плоды огромного ума и вдохновенья, истинность поступков, непреклонность и открытость взглядов, гордыни светлой мощь, самозабвенное служение правде, людям и добру, высоких чувств невысказанный вздох и ненависть глухую к компромиссам…» Иннокентий Смоктуновский Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799-10.02.1837) Произведения «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери» составляют цикл пьес «Маленькие трагедии», написанный А.С. Пушкиным в период «болдинской осени» (1830 г.). «Маленькие трагедии» - не пушкинское название цикла, оно возникло непосредственно при публикации пьес и основывалось письме Пушкина одному из друзей, где словосочетание «маленькие трагедии» употребляется в буквальном смысле. Авторские варианты названия цикла - «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Опыт драматических изучений». В «Маленьких трагедиях» Пушкин обращается к «бродячим сюжетам» и «вечным образам» мировой литературы.Так, образ севильского обольстителя Дон Жуана до Пушкина воплощали в своих произведениях Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Граббе, а трагедия «Пир во время чумы» представляет собой интерпретацию одной из сцен драмы английского поэта-романтика Д. Вильсона «Чумной город». Герои «Маленьких трагедий» - яркие характеры, одержимые разнообразными страстями, их поступки часто не совпадают с их образом мыслей. Особенность поэтики «Маленьких трагедий» - кажущаяся незавершенность. Так, действие пьесы «Каменный гость» начинается как бы на полуслове, так же и заканчивается, оставляя читателя в неведении, отчего погибла Донна Анна, за что наказан Дон Гуан и какова причина дуэли Дона Гуана с Командором. Пушкин первым представил Дона Гуана - «вечного» героя комедии - действующим лицом трагедии. Встретив Донну Анну, герой полюбил ее и в образе любимой возлюбил добродетель. Однако Дон Гуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в пространстве трагедии обречен на гибель. В трагедии «Скупой рыцарь» - конфликт отца-Барона и сына Альбера. Рыцарь Альбер честолюбив, с презрением относится к деньгам, но вынужден униженно просить их у ростовщика, поскольку отец отказывает ему. Предложение отравить отца Альбер отвергает, но тут же идет к Герцогу с жалобой на скупость Барона. Когда же Барон-отец оговаривает сына, утверждая, что тот пытался его обокрасть и желал его смерти, он как будто точно угадывает, о чем втайне мечтает Альбер. Однако сын обвиняет отца во лжи, Барон бросает Альберу перчатку, и тот принимает вызов. Альбер делает это слишком поспешно, чтобы не было времени отказаться от возможности уже не тайно убить отца. Для рыцаря Альбера деньги важны не сами по себе, они – лишь цена «рыцарской жизни», возможности покупать дорогие доспехи, вести светскую жизнь, быть расточительным и иметь возможность при этом презирать богатство. Для Барона же золото является символом власти над бытием. Деньги спят в его сундуках «сном силы и покоя, как боги спят в глубоких небесах»; властвуя над ними, Барон властвует и над миром. Он много раз повторяет: «Я царствую!» – и это не пустые слова. Слезы, кровь и пот людей – на них построено богатство Барона. Его человеческая природа изуродована, подавлены простые и естественные движения сердца – жалость, сочувствие к страданиям других людей… В отличие от Альбера он ценит деньги не как средство, а как цель; ради них готов терпеть лишения, ради них он победил страсти, вел жизнь аскета. И расточительность сына для Барона есть главное преступление. В основе трагедии «Моцарт и Сальери» – широко распространенные в то время слухи, будто знаменитый венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 г. в тридцатипятилетнем возрасте и был уверен, что его отравили. Сальери (он был старше Моцарта на шесть лет) дожил до глубокой старости, в последние годы страдал душевным расстройством и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что тогда же некоторые знакомые обоих композиторов, а позже историки музыки и биографы Моцарта решительно отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор не решен окончательно. Главная тема трагедии – зависть, способная довести охваченного ею человека до страшного преступления. Сальери признается себе в том, что никогда не был завистником, а теперь завидует «глубоко». Но, решая отравить Моцарта, верит, что гениальный Моцарт своим несерьезным, легкомысленным отношением к искусству оскорбляет это искусство. И долг Сальери остановить Моцарта. Когда Моцарт отравлен, и страсть, владевшая Сальери, затуманивавшая его ум, удовлетворена, он начинает прозревать истину. Моцарт прав: «гений и злодейство две вещи несовместные», следовательно, он, Сальери, – не гений, призванный восстановить нарушенную небом «правоту», а просто низкий завистник, и убийство его друга – не совершение «тяжкого долга», а страшное преступление перед человечеством и искусством. «Пир во время чумы» – заключительная драма цикла. Люди, раздавленные страхом смерти, охваченные ужасом перед «бездной мрачной», на краю которой они оказались, решаются на бунт. Жители города славят «царствие чумы», и Вальсингам, председатель пира, единственный, кто осознает, что мятеж против чумы – капитуляция перед силами смерти. Неспособные духовно противостоять грозной силе, несущей смерть, Вальсингам и его сотрапезники, по сути своей заключают сделку с чумой, продают ей свои души, дабы сохранить тело. Прозрение наступает, когда Священник напоминает Вальсингаму, что его умершая мать, наблюдая за ним, теперь «горько плачет на небесах», и Председатель понимает, что он уже не тот, и небеса затворили для него свои врата – «их падший дух не достигнет». Здесь Пушкин обрывает действие. «Пир продолжается. Председатель остается погруженным в глубокую задумчивость». Неоконченная повесть «Египетские ночи» (1835) была опубликована уже после смерти А.С. Пушкина, в 1837 г. По свидетельству пушкиноведов первая мысль о произведении, оформившемся впоследствии в неоконченную повесть, возникла у Пушкина в 1824–1825 гг. под непосредственным воздействием чтения Аврелия и в связи с рассказом последнего о ночах Клеопатры. Осенью 1824 г. Пушкин начал писать небольшую стихотворную поэму о Клеопатре, но бросил, не окончив ее. Несколько раз Пушкин возвращался к своему замыслу, перерабатывая и изменяя поэму, но все же отказался от ее продолжения. В это время он приступил к прозаической повести из великосветской жизни, но она также осталась неоконченной. В 1825 г. Пушкин начал новый вариант – уже последний – повести о «Египетских ночах». В результате получилась «повесть о поэте», охватывающая ряд любимых пушкинских тем: поэт и светское общество, разрыв между поэтическим и житейским характером поэта, свобода и независимость поэта от «толпы», природа вдохновения... Сюда же включена поэма о Клеопатре. Поэма «Домик в Коломне» написана А.С. Пушкиным осенью 1830 г. в Болдине. Сюжет ее анекдотичен. В Коломне живут вдова и ее дочь Параша. После смерти кухарки Фёклы дочь хозяйки уходит искать новую кухарку и приводит Мавру. В воскресенье Параша с матерью идут в церковь, а Мавра остается дома. В церкви вдова начинает беспокоиться, как бы новая служанка, оставшись одна, не обокрала их дом. Оставив Парашу, она возвращается домой, где застает Мавру за бритьем. Вдова падает в обморок, а Мавра убегает. Истинным мотивом к написанию такой поэмы стала настоящая травля Пушкина со стороны критиков в 20-е годы XIX века. Они упрекали Пушкина в отсутствии глубины, серьезной идеи или цели в его поэзии. Поэт, не принимавший этих упреков и считавший, что он должен делать свое большое дело независимо от того, что «толпа его бранит», ответил на все обвинения в безыдейности и требования моральных поучений в стихах поэмой «Домик в Коломне». А.С. Пушкин отстаивал для поэзии право также и на несерьезные, легкие, шутливые темы. Об упреках в безнравственности его поэзии он писал: «...Шутка, вдохновенная сердечной веселостию и минутной игрою воображения, может показаться безнравственною только тем, которые о нравственности имеют детское или темное понятие, смешивая ее с нравоучением, и видят в литературе одно педагогическое занятие». Артист, чтец, один из лучших исполнителей произведений А.С. Пушкина Яков Смоленский, автор композиции «Обиды не страшась, не требуя венца...», так пишет о своей работе: «Выбранные и соответственно расположенные отрывки приоткрывают ту область духовной творческой жизни Пушкина, которая, пожалуй, для большинства его читателей, не являющихся историками или филологами, остается в тени. Надеюсь, что главный сюжет, который я имел в виду при создании композиции, обозначился сам собою по ходу прослушивания. Но краткое предуведомление, на мой взгляд, необходимо. Дело в том, что авторитет Пушкина в наши дни настолько велик, <...> что трудно бывает представить себе, что когда-нибудь могло быть иначе. Между тем, иначе бывало, и не однажды. Уже около 30-го года прошлого столетия, то есть в ту пору, когда Пушкин давно был признан первым поэтом России, новые его сочинения стали подвергаться ожесточенным нападкам со стороны критиков. Причем нередко разносные статьи появлялись на страницах тех же изданий, которые перед тем всячески превозносили его. По-разному относился Пушкин к такой внезапной, и, по правде сказать, не объясненной по сей день перемене...» Лицейские главы - лишь небольшая часть романа писателя Юрия Тынянова «Пушкин», в свою очередь входящего в задуманную им и незаконченную трилогию Кюхельбекер - Грибоедов - Пушкин. Трилогию о художниках, чьи жизненные пути столкнулись на одном историческом перекрестке и были разведены по разным руслам. «Эта книга - не биография, - писал Тынянов в черновике предисловия к «Пушкину». Читатель напрасно стал бы искать в ней точной передачи фактов, точной хронологии, пересказа научной литературы... Я бы хотел в этой книге приблизиться к художественной правде о прошлом...» |
На пьедестале отечественной культуры есть имена, которые мы произносим с особой гордостью. Первым в этом ряду стоит Александр Сергеевич Пушкин - его называют «величайшим национальным достоянием». Творчество Пушкина, подобно творчеству Данте в Италии и Гёте в Германии, стало качественно новым этапом в развитии русского литературного языка. Как писал Н. В. Гоголь, «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200лет». Наследие поэта весьма значительно: его гению было подвластно множество художественных форм и стилей, разнообразие сюжетов и жанров. Основными темами, волновавшими автора, на протяжении всей его жизни оставались красота и гармония мира, природы, любви, многообразие отношений, глубина и сложность человеческой души. Данная литературная коллекция, посвященная творчеству Пушкина, включает в себя как инсценировки знаменитых произведений поэта, так и его сочинения, озвученные выдающимися мастерами художественного слова. Некоторые произведения представлены в сокращении. Сборник подготовлен при содействии Национального фонда поддержки правообладателей (НФПП). НФПП учрежден Российским Авторским Обществом (РАО) и Российским Союзом Правообладателей (РСП). Основным направлением деятельности Фонда является материальная, социальная и творческая помощь правообладателям, в том числе содействие в создании новых объектов культуры и искусства. Фонд на регулярной основе финансирует различные благотворительные проекты и программы, среди которых программа материальной и социальной поддержки ветеранов культуры и искусства; программа помощи молодым талантам; программа поддержки значимых социально-культурных мероприятий; организация и поддержка фестивалей, конкурсов, концертов и творческих вечеров в сфере музыки, кино и театрального искусства. |