2 дня
О сайте6 4 | С10—18787-8 1982, дата записи: 1980 |
АНТОНИО ВИВАЛЬДИ (1678—1741) Времена года Четыре концерта для скрипки с оркестром Переложение для органа Е. Лисицыной Сторона 1 Концерт ми мажор, соч. 8 № 1, RV 269 «Весна.» — 11.03 1. Allegro 2. Largo 3. Allegro Концерт соль минор, соч. 8 № 2, RV 315 «Лето.» — 11.22 1. Allegro non molto. Allegro 2. Adagio 3. Presto Сторона 2 Концерт фа мажор, соч. 8 № 3, RV 293 «Осень» 10.58 1. Allegro 2. Adagio molto 3. Allegro Концерт фа минор, соч. 8 № 4, RV 297 «Зима» — 9.12 1. Allegro non molto 2. Largo 3. Allegro Звукорежиссер К. Пиннис Редактор А. Грива Художник Г. Грива Фото Г. Плуминьша Запись 1980 г. Цифровое издание MEL CO 1279 Как и всякий музыкант-исполнитель, органист является в известном роде соавтором композиторов, дающим «звучащую» жизнь их сочинениям. Помимо технической подготовки, искусства артикуляции, чувства музыкальной формы, органист располагает специфическим средством выразительности — органной регистровкой. Этот инструмент, как ни один другой, способен к передаче всего богатства оркестровых тембров. Не случайно первые образцы органной литературы XIV—XV веков являлись переложениями хоровой и ансамблевой музыки того времени. И в более поздние периоды органом нередко заменяли оркестр при исполнении ораторий и месс, для этого инструмента сделаны удачные переложения оркестровых сочинений разных авторов. Своеобразию органа наиболее соответствует оркестровая музыка XVII—XVIII веков: свойственные ей террасная динамика (динамические и звуковые противопоставления), контрасты соло и tutti, чередование глубокого раздумья с подвижно-моторными музыкальными образами. Эта схожесть приемов отчасти, вероятно, и побудила И. С. Баха переложить для органа многие сочинения, написанные в жанре концерта, в том числе скрипичные концерты итальянского композитора Антонио Вивальди (1678—1741). Солистка Латвийской государственной филармонии органистка Евгения Лисицына, активно концертируя со студенческих лет, имела возможность глубоко изучить особенности органа Рижского Домского собора (фирма Э. Ф. Валькер, 1883—1884 гг.). Давний интерес к музыке эпохи барокко вызвал у нее стремление переложить для органа что-нибудь из оркестровых произведений того времени. Органистка выбрала цикл «Времена года» А. Вивальди, состоящий из четырех скрипичных концертов. В этом программном цикле ярко выражены характерные черты итальянской музыки первой половины XVIII века: моторное движение, возвышенность лирических страниц, террасные противопоставления — все, чему можно найти адекватные краски в органной фактуре и тембрах. Кроме того, в сочинении много образных картин с программным содержанием, воплощению которых как нельзя лучше подходят тембровые нюансы органов романтического типа (а частности органа Рижского Домского собора). Илма Грауздиня |