17 дней
О сайте3 | MEL CD 10 02592 2019, дата записи: 2018 |
Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавира с оркестром № 1 ре минор,BWV 1052 1 I. Allegro 7.30 2 II. Adagio 7.02 3 III. Allegro 7.45 Антонио Вивальди. Концерт для виолончели с оркестром ля минор, RV 422 4 I. Allegro 3.39 5 II. Largo cantabile 3.35 6 III. Allegro 3.15 Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавира с оркестром № 4 Ля мажор,BWV 1055 7 I. Allegro 4.03 8 II. Larghetto 6.01 9 III. Allegro ma non tanto 4.19 Антонио Вивальди. Концерт для виолончели с оркестром Соль мажор, RV 413 10 I. Allegro 3.50 11 II. Largo 3.45 12 III. Allegro 2.56 Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавира с оркестром № 5 фа минор,BWV 1056 13 I. [Allegro] 3.31 14 II. Largo 2.42 15 III. Presto 3.32 Общее время: 67.49 Эйнар Стин-Ноклеберг, фортепиано (1–3, 7–8, 13–15) Александр Загоринский, виолончель (4–6, 10–12) Камерный оркестр Вологодской филармонии. Дирижер – Александр Лоскутов Общее время: 67.49 Эйнар Стин-Ноклеберг, фортепиано (1–3, 7–8, 13–15) Александр Загоринский, виолончель (4–6, 10–12) Камерный оркестр Вологодской филармонии Дирижер – Александр Лоскутов Запись 2018 г. Звукорежиссер – Александр Волков Редактор – Дмитрий Масляков Дизайн – Анна Ким Фото на обложке: Таня Сазанская «Небо Вологды» Фото в буклете: Таня Сазанская (стр. 9, 11), Вологодская филармония им. В. А. Гаврилина (стр. 12, 14, 15) Статья – Роман Насонов Перевод – Николай Кузнецов Ансамбль российского виолончелиста, заслуженного артиста России, профессора Александра Загоринского и норвежского пианиста, дважды лауреата Премии Грига, профессора Национальной академии Грига в Осло Эйнара Стин-Ноклеберга хорошо известен широкому кругу любителей музыки. Каждый из музыкантов много лет ведет сольную концертную деятельность, их диски выходили на крупнейших мировых лейблах, и уже не первый раз они осуществляют на фирме «Мелодия» совместную запись. На этот раз каждый из музыкантов выступает в сольно-концертном амплуа. В исполнении Александра Загоринского звучат два виолончельных концерта Антонио Вивальди – крупнейший представитель скрипичной школы итальянского барокко, «рыжий священник» оставил около трех десятков виолончельных концертов, не уступающих по мастерству его скрипичным шедеврам. Эйнар Стин-Ноклеберг, известный прежде всего исполнением романтического репертуара, нередко обращается и к творчеству Баха, демонстрируя тонкое чувство стиля и глубоко погружаясь в мир музыки барокко. В его исполнении звучат три концерта для клавира с оркестром великого лейпцигского кантора. Диск построен как диалог немецкого и итальянского барокко – концерты Баха и Вивальди звучат поочередно. В записи участвует замечательный коллектив – камерный оркестр Вологодской филармонии под управлением талантливого музыканта, истинного энтузиаста своего дела Александра Лоскутова; А. Загоринский и Э. Стин-Ноклеберг регулярно участвуют в его концертах. |
буклет ------------- ТАЙНЫ ПЯТИ КОНЦЕРТОВ Первая половина XVIII столетия – «золотой век» музыки в немецких и итальянских землях. В условиях мирного и размеренного течения времени, отсутствия глобальных военных конфликтов нравы смягчались, а спрос на прекрасное возрастал. Сегодняшние артисты могут позавидовать не только контрактам своих коллег той далекой поры и своеобразной системе их социальных гарантий, но и сáмому настоящему культу, которым было окружено современное искусство. Пение оперных див и кастратов ценилось по высшей категории (где-то на уровне нынешних звезд спорта и поп-культуры) – в инструментальной же музыке было принято придерживаться принципов «коллективной игры»: бóльшая часть сохранившегося репертуара представляет собой произведения для больших и малых ансамблей, где выступавшие время от времени на «авансцену» солисты были «первыми среди равных». Завершив исполнение эффектных пассажей, виртуоз никогда не отправлялся «на покой», наподобие героев романтической концертной эстрады, а присоединялся к игре своих коллег по ансамблю, занимал место в их строю. Это волнующее действо, ритуал публичного общения мастеров музыкального цеха, и называлось в те далекие времена «концертом». Каждое из подобных выступлений вызывало ажиотаж, возбуждало сильнейшие страсти и вместе с тем демонстрировало образец гармоничных отношений между людьми, чьи нравы сформировались под благотворным воздействием гармонии божественной. Среди многообразных форм позднебарочного концертирования на первый план постепенно выходят сочинения для одного солиста – флейтовые, гобойные или, чаще всего, скрипичные концерты. Начало этому жанру положили венецианские струнники рубежа XVII–XVIII веков, классические же опусы опубликовал прославленный в то время (и забытый после смерти почти на два столетия) «рыжий священник» Антонио Вивальди. Лучшие выдумки этого неистощимого фантазера от музыки сегодня не просто известны – они вошли в фонд массовой культуры и заняли там прочное место в качестве бойких звуков рекламы, фрагментов саундтреков, стильно аранжированных «ковриков» и доставучих рингтонов. Как нетрудно догадаться, за несколькими известными мелодиями скрывается обширное наследие композитора. Бóльшую его часть составляют сольные скрипичные концерты, созданные Вивальди, эгоцентриком по натуре, главным образом для любимого себя. Концерты для иных инструментов всегда сочинялись в расчете на конкретных музыкантов, как знак особых личных и профессиональных отношений. Так, произведения для такого раритета, как виола д’аморе (“AMore”), написаны для любимой ученицы Вивальди в Оспедале-делла-Пьета Анны Марии (ей же предназначались и некоторые из концертов для скрипки). Но кто был адресатом двух десятков гобойных, тридцати семи фаготовых (!) или, наконец, двадцати семи виолончельных концертов, остается лишь гадать. Судя по музыкальному стилю (иных оснований для умозаключений у нас не имеется), представленные в этом альбоме виолончельные концерты относятся к разным периодам творчества Вивальди. Ля-минорный RV 422 был создан, по всей видимости, еще сравнительно молодым автором. С самого начала в нем много пафоса, подлинно барочных страстей и жестов – музыка быстрых разделов заставляет наши сердца биться учащенно; соло концертирующей виолончели в медленной второй части подкупает сдержанным благородством. Но приемы письма, к которым прибегает Вивальди, здесь еще порой элементарны, а современному исполнителю – не привыкшему быть «первым среди равных» – краткость сольных разделов может показаться слегка досадной. Наиболее вероятным претендентом на роль исполнителя произведения считается Джакомо Танески, самый известный из виртуозных виолончелистов в Венеции начала века. Соль-мажорный RV 413 принадлежит перу уже скорее зрелого мастера. Партия концертирующего инструмента здесь более протяженна мелодически и существенно более изобретательна, фактура – разнообразнее, чем в более ранних опусах. Кажется, что мы слышим не звучание инструмента, а чуть сиплый человеческий голос, с его уникальным теплом; при этом одного взгляда в партитуру достаточно, чтобы оценить заботу Вивальди о «концертисте»: всякий раз, когда тот произносит свои ключевые реплики, коллеги почтительно замолкают или отступают на второй план. Известный виолончелист Антонио Вандини, в начале двадцатых годов непродолжительное время преподававший в Пьете, не имеет конкурентов на роль предполагаемого адресата этого музыкального приношения. Удивительно, но великие клавирные концерты Баха остаются, после множества научных исследований и специальных публикаций, не менее таинственными, чем сравнительно мало известные работы Вивальди. «Опус» из шести сочинений (BWV 1052–1057) – в совершенно новом для своей эпохи жанре (ведь клавесин, с его достаточно тихим звуком, по традиции исполнял в барочном ансамбле партию континуо) – Бах мыслил как собрание, сопоставимое с более ранними Бранденбургскими концертами, пьесами, призванными показать разнообразие подходов к концертированию «нескольких инструментов». Перед началом ре-минорного BWV 1052 помещен обычный для партитур композитора призыв J.[esu] J.[uva] («помоги, Иисусе!»); рукопись последнего из шести произведений завершается знаменитым S[oli] D[eo] G[loria]. Хранящийся ныне в Берлинской государственной библиотеке манускрипт датируют примерно 1738 годом, однако цель его создания, как и обстоятельства, связанные с исполнением клавирных концертов, покрыты мраком. (Ровно в том же году Гендель издает первое собрание органных концертов – уж не вознамерился ли Бах бросить вызов своему бывшему соотечественнику?) Черновая рукопись, по-видимому, так и не была впоследствии переписана набело (для преподнесения какой-нибудь знатной особе с надеждой на покровительство, как это было принято в старину). Поездка Баха в Дрезден, из которой тот возвратился 22 мая 1738 года, считается наиболее вероятным поводом к созданию цикла из шести сочинений, но не исключено, что их ранние версии могли прозвучать еще в начале тридцатых, в концертах возглавляемой Иоганном Себастьяном лейпцигской Музыкальной коллегии: оркестровые партии BWV 1052 были переписаны с некоей целью Карлом Филиппом Эмануэлем, вторым по старшинству из сыновей композитора, еще в 1734 году. Предыстория этих (а также ряда других) баховских клавирных концертов хорошо изучена. Все они являются транскрипциями – обычно, переработками более ранних концертов для мелодических инструментов. Считается, что последние были созданы еще в Кётене, а затем, в первые лейпцигские годы творчества Баха, их отдельные части использовались в качестве инструментальных номеров («симфоний») в составе церковных кантат. Этот факт (тоже, впрочем, недоказуемый из-за отсутствия в нашем распоряжении соответствующих кётенских манускриптов) нисколько не снижает художественную ценность получившихся клавирных пьес. Напротив, внимательный исследователь баховской композиционной рукописи может наблюдать увлекательнейший процесс – поиски наилучшего способа преобразовать скрипичный либо гобойный концерт в клавесинный. Самый простой метод в подобных условиях – передать партию мелодического инструмента в правую руку клавириста, а в левой аранжировать басовую линию. Но для того чтобы вывести – впервые в музыкальной истории! – скромный до тех пор, аккомпанирующий инструмент на первый план, надо было поработать над оркестровой фактурой, убрать в сольных разделах буквально всё лишнее. Возможно, только в случае с BWV 1052, обдуманно помещенном в «опусе» на престижной первой позиции, Бах имел дело с таким виртуозным первоисточником (скрипичным концертом, сопоставимым по своей сложности с наиболее амбициозными произведениями Вивальди), который уже сам по себе гарантировал концертирующему клавесину абсолютное главенство в партитуре: помимо всего прочего, первую часть украшает выписанная каденция солиста. Но и в ля-мажорном BWV 1055 клавирист настолько уверенно берет бразды правления в свои руки – с самых первых тактов, уже в оркестровом ритурнеле, – что былой консенсус ученых о происхождении этого произведения от не сохранившегося концерта для барочного гобоя д’аморе (альтовой разновидности инструмента, транспонирующей in A) ныне распался. Уж не «оркестровал» ли Бах здесь некое сольное клавирное произведение, наподобие знаменитого Итальянского концерта, украсив его всем блеском звучания большого струнного ансамбля? В отсутствие сохранившихся партитур-предшественников у этого стройного шедевра – в том числе, и среди инструментальных номеров церковных кантат композитора – мы можем пойти в своих фантазиях еще дальше и вообразить себе почти невозможное – ситуацию, при которой Бах изначально, «с чистого листа», создал концерт для клавира с оркестром… В чем, однако, нет ни малейших сомнений, так это в том, что представленные в альбоме записи доставят наслаждение множеству слушателей. Эйнар Стин-Ноклеберг и Александр Загоринский сотрудничают с 2002 года, часто выступают вместе. В данном случае они концертируют поочередно, словно уступая друг другу право сольного высказывания. Подобный союз мастеров как нельзя лучше соответствует практике барочного музицирования, его глубокому этическому смыслу. В результате их заочного соревнования (напомню, что именно этим словом можно перевести на русский язык итальянское concerto) побеждает дружба, а выигрывает музыка. Роман Насонов Александр Загоринский – известный российский виолончелист. В 1986 году окончил Московскую консерваторию. Ученик профессора Н. Н. Шаховской, лауреат всесоюзного (1985) и международных конкурсов, в том числе IX Международного конкурса имени П. И. Чайковского, с 2018 года – профессор. В репертуаре виолончелиста музыка четырех столетий: шедевры европейского барокко, концерты Гайдна, Шумана, Сен-Санса, Дворжака, Шостаковича, сонаты и ансамбли Бетховена, Брамса, Франка, Грига, Рахманинова, Дебюсси, Мессиана, Тансмана, Корнгольда, сочинения современных композиторов. При жизни Эдисона Денисова записал все его камерные виолончельные сочинения и виолончельный концерт, получив высокую оценку автора. Тесная творческая дружба связывает А. Загоринского с замечательным джазовым композитором и пианистом Николаем Капустиным, многие сочинения которого исполнены и записаны им в ансамбле с автором. Записи Александра Загоринского выходят на таких музыкальных лейблах, как «Мелодия» Delos и Naxos (США), Etcetera (Голландия) и др. С 2002 года постоянно играет в дуэте с выдающимся норвежским пианистом Эйнаром Стин-Ноклебергом. Александр Загоринский удостоен звания «Заслуженный артист России» и ордена Дружбы. Эйнар Стин-Ноклеберг – один из крупнейших норвежских музыкантов современности. Президент Международного общества Грига, председатель Международного конкурса исполнителей и композиторов имени Грига в Осло, он осуществил полное собрание записей фортепианной музыки великого норвежского композитора (издано фирмой Naxos Records), получившее широкое международное признание. Его исполнение концерта Грига с Лондонским симфоническим оркестром, по мнению BBC Saturday Review, было признано лучшим за всю историю записей этого произведения. Профессор Эйнар Стин-Ноклеберг выступает и дает мастер-классы по всему миру и участвует в жюри крупнейших международных фортепианных конкурсов. Дискография пианиста, включающая в себя произведения классиков норвежской и европейской музыки, насчитывает более 50 компакт-дисков, а его книга «На сцене с Григом» переведена на многие языки мира. Стин-Ноклеберг был дважды удостоен премии Грига, он произведен в рыцари Ордена св. Улафа королем Норвегии за выдающиеся заслуги в развитии норвежского искусства. Заслуженный артист России Александр Лоскутов – выпускник Челябинского музыкального училища и Петрозаводской консерватории имени А. К. Глазунова (по классу скрипки профессора К. И. Векслера). Лауреат Международного конкурса Pietro Argento в Италии (2013). Работа в Вологодской областной филармонии и в музыкальном училище привела музыканта к мысли о создании в городе камерного оркестра. Вначале это был самодеятельный ансамбль при городском Доме учителя. А в 1990 году был образован Камерный оркестр Вологодской филармонии, который сразу стал высокопрофессиональным, постоянно расширял свой репертуар и завоевал заслуженное признание далеко за пределами родного города. Параллельно с дирижерской деятельностью А. Лоскутов успешно выступает с камерными программами. За четверть века Камерный оркестр Вологодской филармонии гастролировал в городах России и за рубежом, участвовал в международных фестивалях в Финляндии, Болгарии, США. Было подготовлено более 300 программ, впервые в России прозвучали сочинения П. Цильхера, А. Лурье, В. Сильвестрова, партитуры вологодских авторов М. Бонфельда, М. Гоголина, В. Вахрушева. С Камерным оркестром Вологодской филармонии выступают известные российские и зарубежные музыканты: пианисты Даниил Крамер, Юрий Мартынов, Ирина Чуковская; скрипачи Алёна Баева, Маринэ Яшвили, Илья Иофф, виолончелисты Владимир Тонха, Александр Бузлов; камерные ансамбли: дуэт Александра Загоринского и Эйнара Стин-Ноклеберга, «Концертино», Musica petropolitana и многие другие. За активную просветительскую и творческую деятельность Камерный оркестр был удостоен Государственной премии Вологодской области. КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР ВОЛОГОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ ИМЕНИ В.А. ГАВРИЛИНА Художественный руководитель и дирижер Заслуженный артист России Александр Лоскутов Первые скрипки Ольга Медведева Екатерина Новосёлова Виктория Шелепина Вероника Алексеенко Вторые скрипки Ольга Ананьева Кристина Сайкина Нина Попова Альты Любовь Юдина Анна Азарова Юлия Пантина Виолончели Заслуженный артист России Олег Наумов Анна Уланова Ольга Давыдова Контрабас Сергей Соколов |