3 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02560 |
Георгий Дмитриев «Картинки из старинной книжки» для меццо-сопрано и фортепиано на стихи И.А. Бунина 1 Заставка-запев 1.48 2 1. Сорока 4.11 3 «Цветок засохший, безуханный» 1.14 4 2. Слепой 5.05 5 Листая страницы 1.45 6 3. «Ты светлая ночь, полуночная высь» 2.50 7 4. «Уж как на море, на море» 3.43 8 Смех русалки 2.06 9 5. «Мимо острова в полночь фрегат проходил» 2.46 10 6. Отрава 7.13 11 Страница за страницей 3.45 12 7. Скоморохи 5.30 13 8. После битвы 5.25 14 Апофеоз 1.20 15 9. Баба Яга 4.10 16 Выцветшими чернилами 1.29 17 10. Сиротка 5.22 Общее время: 59.50 Ирина Чистякова, меццо-сопрано Пётр Дмитриев, фортепиано «Фирма Мелодия» представляет очередную страницу творчества выдающегося современного русского композитора Георгия Петровича Дмитриева (1942–2016). Автор разнообразных произведений почти во всех музыкальных жанрах, он на протяжении творческого пути неизменно обращался к камерной вокальной музыке. Корпус сочинений этого рода насчитывает на сегодня свыше ста семидесяти композиций, большей частью объединённых в циклы – от двух до восемнадцати номеров. Широк и разнообразен круг поэтов, к стихам которых Г. Дмитриев обращался, – более четырёх десятков имён. Поэзию разных народов, эпох, направлений роднит неизменно высокое качество поэтического слова. «Картинки из старинной книжки» для меццо-сопрано и фортепиано написаны Г.П. Дмитриевым в 2008 году. Произведение в жанровом отношении синтетично: фортепианная сюита и вокальный цикл совмещены в едином пространстве. Необычное решение связано с идеей сочинения: оно задумано и осуществлено как творческое претворение композиционного принципа и макроструктуры «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского (1839–1881), уникального образца русской музыки. В своём «ремейке» Дмитриев видоизменяет программный сюжет Мусоргского, переводя его в ситуацию перелистывания старинной иллюстрированной книги. Эта книга существует в воображении композитора, но имеет литературное основание: подборку стихотворений – старинных (или сказочных) по содержанию, живописно-картинных по поэтической манере. Таким образом, вокальные номера приобретают значение иллюстраций (картинок), тогда как части рассредоточенной фортепианной сюиты выступают в роли «путешествий» в пространстве книги с её чудесными особенностями – заставками, закладками, ароматом и шуршанием страниц, поблекшими надписями... Разная выразительно-исполнительская природа картинок и интермедий делает форму произведения функционально дифференцированной и композиционно рельефной. Для вокальных номеров Дмитриев отобрал десять стихотворений И.А. Бунина (1870–1953). К творчеству поэта композитор обращался неоднократно. На его стихи написаны «Последний шмель», вокальный цикл для тенора и струнного трио (1985); «Старорусские сказания», симфония-концерт для солистов и смешанного хора без сопровождения (1987); «Четыре романса» для тенора и фортепиано (2000). Можно утверждать, что стихи Бунина особенно созвучны Дмитриеву. (Об этом свидетельствует число их музыкальных воплощений в его творчестве – 26; больший показатель – 33 – только у Блока). В поэзии Бунина – с её изобразительностью, живописностью, «зримостью», с её русским духом, чувством старины, силой эмоционального воздействия, сюжетной чеканностью, ясным и лаконичным слогом – композитор нашёл великолепный поэтический материал для галереи колоритных разнохарактерных образов. |