2 дня
О сайте43 7 | Д 3766-7 1957 |
Сторона 1 1. Однажды вечером (Б. Мокроусов — В. Поляков и А. Хазин) Сторона 2 2. Ах, няня, няня (Г. Левина) 3. Зимняя сказка (М. Блантер — В. Лившиц) Аркадий Райкин и артисты Ленинградского театра миниатюр Р. Рома, Н. Конопатова, Т. Кушелевская, И. Умисов (1,3) В. Горшенина (2), М. Максимов (2, 3), Г. Новиков, В. Ляховицкий, О. Сурина (3) Апрелевский завод, ГОСТ 68 |
Артисты Ленинградского театра миниатюр Р.Рома, Н.Конопатова, Т.Кушелевская, И.Улиссов (1,3) В.Горшенина (2) М.Максимов (2,3) Г.Новиков, В.Ляховицкий, О.Сурина (3) |
Ленинградский завод цена комплекта 1 руб. 30(?) коп. |
Обычно рождение Аркадия Райкина как эстрадного артиста связывают с днями Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1939 году. Но это не верно. Райкин начал выступать на эстраде, еще будучи артистом драматического театра. За несколько месяцев до конкурса, весной 1939 года, в Ленинграде открылся Театр эстрады и миниатюр, в котором Райкин выступал как конферансье и художественным руководителем которого стал через некоторое время. Райкин пришел на эстраду вполне сформировавшимся актером, со своим амплуа и своими вкусами. Вскоре стало ясно: в Театр эстрады и миниатюр зритель идет совсем не для того, чтобы увидеть программу, которую ему покажут на любой эстрадной площадке. Главное, чего ждет зритель в этом театре, — это острого слова, боевого разговора. Постепенно Театр эстрады и миниатюр становится Театром миниатюр. Современный нам Театр миниатюр — театр утверждения и борьбы, театр активного вторжения в жизнь. «Надо жить сегодняшним и даже завтрашним днем». — говорил Аркадий Райкин, определяя программу своего театра. Теперь все чаще у нас прибегают к понятию «театр Райкина», имея в виду не только то, что связано со спектаклем Ленинградского театра миниатюр, но и жанр, созданный искусством Райкина-актера. Можно искать его отличительные признаки в жанровом разнообразии. Райкин умеет не только отлично перевоплощаться, но также убедительно переходить от жанра к жанру, то пародируя, то вполне серьезно показывая владение техникой смежных жанров искусства. Пантомима требует иных приспособлений, нежели сатирическая комедия. Трансформация, которой превосходно владеет Райкин, — это уже особый вид искусства, очень редкий у нас на эстраде. У Райкина она сочетает блестящую технику с комедийно-драматическим талантом. «Театр Райкина», хотя и называется театром, насквозь эстраден. Райкин пришел к сатире от юмора. Это в известной степени наложило отпечаток на все его творчество. Как ни беспощадны создаваемые им сатирические образы, в целом творчество актера оптимистично. Оно основано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что в «палитре» Райкина-сатирика большое разнообразие красок. Он может быть добр, нежен и лиричен, а уничтожает он тем единственным оружием, которым владеет в совершенстве. Он может быть суров, но может быть и мягок. Он видит в человеке не только ту сторону, которой человек повернулся к нему сейчас. Актер видит его таким, каким человек может стать завтра. В каждом спектакле актер играет много ролей. К разным героям у актера разное отношение. Райкин легко и свободно прибегает к маскам, но маски не мешают ему находить в каждом герое свои черты характера. Маска у Райкина не заслоняет характера персонажа даже в таком искусстве молниеносного преображения, как трансформация. У Райкина есть средства лаконичной, но не теряющей от этого своей выразительности характеристики образа. Это — мимика, жест, разнообразная пластика движений и богатство интонаций. Рядом с трансформацией живет в «театре Райкина» совсем другое искусство, о древних представителях которого кто-то сказал однажды: «На кончике каждого пальца они имеют по языку». Это искусство мимов — искусство жеста, движения, мимического изменения лица, выражения глаз, искусство без слов, без голоса. В райкинских пантомимах поведение человека подчеркнуто естественно. Райкин подмечает такое, чего другой не подметит, и очень смешно рассказывает об этом. Сатирическое искусство Аркадия Райкина обладает жизнеутверждающей силой, оптимизмом. Т. Кириченко ЛЗГ. 1980 Зак. 940. Т. 10640 04.06.80 г. ЛФОП 1. З. 839—35000 |
Теперь все чаще у нас прибегают к понятию «театра Райкина». При этом иногда определяют этим понятием не только то, что связано со спектаклем Ленинградского театра миниатюр, но и жанр, созданный искусством Райкина-актера. В рецензии «Литературной газеты» на спектакль «Любовь и три апельсина» есть слова, с которыми невозможно не согласиться: «Никто не скажет: «Сегодня я иду на новый спектакль Ленинградского театра миниатюр». Каждый скажет: «Я иду на Райкина». . . Лирическое общение зала с Райкиным всегда содержательно, ибо за этим стоит самораскрытие артиста, его тема, его игра... Как не может быть концерта Гилельса без Гилельса, так не может быть спектакля Райкина без Райкина». Что же это — «театр Райкина?» Можно искать его отличительные признаки в жанровом разнообразии. Возможности здесь неограничены. Райкин умеет не только отлично перевоплощаться из образа в образ, но и с такой же убедительностью переходить от жанра к жанру, то пародируя, то вполне серьезно показывая владение техникой смежных жанров искусства. Пантомима требует иных приспособлений, нежели сатирическая комедия. Трансформация, которой превосходно владеет Райкин, — это уже особый род искусства, очень редкий у нас на эстраде. У Райкина она сочетает блестящую технику с комедийно-драматическим талантом. Несомненно, жанровое разнообразие —- одна из примечательных черт «театра Райкина». Но только одна из черт. Другая особенность его заключается в том, что «театр Райкина», хотя и называется театром, насквозь эстраден. У «театра Райкина» есть еще одна особенность. Райкин пришел к сатире от юмора. Это в известной степени наложило отпечаток на все его творчество. Как ни беспощадны создаваемые им сатирические образы, в целом итог спектакля всегда положительный. Творчество актера оптимистично по своей природе. Оно основано на любви к человеку, на вере в него. И неудивительно поэтому, что в палитре Райкина-сатирика большое разнообразие красок. Он может быть суров, но может быть и мягок. Он видит в человеке не только ту сторону, которой человек повернулся к нему сейчас. Актер видит его таким, каким человек может стать завтра. Он может быть добр, нежен и лиричен, а уничтожает он тем единственным оружием, которым владеет в совершенстве. В каждом спектакле актер играет много ролей. Они всегда различны. К разным героям у актера разное отношение. Образ, явившийся даже на короткое время, раскрывается изнутри. Райкин легко и свободно прибегает к маскам, но маски не мешают ему находить в каждом герое черты характера. Маска у Райкина не заслоняет характера персонажа даже в таком искусстве молниеносного преображения, как трансформация. У Райкина есть средства лаконичной, но не теряющей от этого своей выразительности характеристики образа. Это — мимика, жест, разнообразная пластика движений и богатство интонаций. Рядом с трансформацией живет в «театре Райкина» совсем другое искусство, о древних представителях которого кто-то сказал однажды «На кончике каждого пальца они имеют по языку». Это искусство мимов. Искусство жеста, движения, мимического изменения лица, выражения глаз, искусство без слов, без голоса. В райкинских пантомимах поведение человека подчеркнуто естественно. Райкин подмечает такое, чего другой не подметит, и очень смешно рассказывает об этом. Сатирическое искусство Аркадия Райкина обладает жизнеутверждающей силой, высоким оптимизмом. Г. Кириченко |