8 час.
О сайте4 | MEL CD 10 02520 2018, дата записи: 2017 |
Модест Мусоргский (1839–1881) (в переложении для камерного оркестра Ильи Иоффа) «Картинки с выставки» (1874) 1 1. Прогулка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.44 2 2. Гном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.07 3 3. Прогулка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.54 4 4. Старый замок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.39 5 5. Прогулка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.30 6 6. Тюильри. Ссора детей после игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.04 7 7. Быдло . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.36 8 8. Прогулка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.50 9 9. Балет невылупившихся птенцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.11 10 10. Два еврея, богатый и бедный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.34 11 11. Прогулка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.35 12 12. Лиможский рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.15 13 13. Катакомбы (Римская гробница) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.32 14 С мертвыми на мертвом языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.50 15 14. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.38 16 15. Богатырские ворота (В стольном граде во Киеве) . . . . . . . . . . . . . . . 5.41 «Детская», вокальный цикл (сл. Модеста Мусоргского) (1870) 17 1. С няней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.02 18 2. В углу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.38 19 3. Жук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.36 20 4. С куклой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.16 21 5. На сон грядущий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.09 22 6. Поехал на палочке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.32 23 7. Кот Матрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.21 24 «Ночь на Лысой горе», симфоническая фантазия (1867) . . . . . . . . . . . . . 11.48 Общее время: 64.13 Вера Чеканова, сопрано (17–23) Камерный оркестр «Дивертисмент» Художественный руководитель – Илья Иофф Звукорежиссер – Алексей Барашкин Запись 2017 г. Руководитель проекта – Карина Абрамян Редактор – Татьяна Казарновская Дизайн – Анна Ким Менеджер проекта – Мария Лыгина Перевод – Николай Кузнецов В оформлении использована картина Карла Ларссона «Накануне Рождества», 1892 Фирма «Мелодия» представляет переложения фортепианного и вокального циклов Модеста Мусоргского («Картинки с выставки» и «Детская») … для струнного оркестра! Транскрипцию осуществил известный петербургский музыкант, скрипач, заслуженный артист России Илья Иофф; сочинения Мусоргского звучат в исполнении руководимого им камерного оркестра «Дивертисмент». «Еще одно переложение», – скажет иной слушатель. Фортепианная и камерно-вокальная музыка Мусоргского насчитывает десятки всевозможных транскрипций и оркестровок, осуществленных за 130-летний период ее концертного бытования. Но может ли чем-то удивить новое прочтение «Картинок с выставки», когда они, хотя и исполняются на органе, баяне, синтезаторе, в джазовой и рок-обработках, прежде всего ассоциируются с великолепным звучанием равелевской оркестровки! Автор новой транскрипции Илья Иофф уверен: струнное переложение в значительной мере возвращает эту музыку к фортепианному первоистоку, от которого слишком отдалилась постимпрессионистическая транскрипция Равеля (тем более, что Равель ориентировался на первое издание «Картинок» в редакции Римского-Корсакова, в котором есть расхождения с авторским оригиналом). «…Пытаясь трактовать фортепианную фактуру как “нативную” струнную, – пишет И. Иофф, – я невольно для себя “реабилитировал” русскость этого великого цикла, с одной стороны, добавив певучести за счет природы струнных инструментов, с другой – убежав от соблазна “раскрасить” материал нехарактерными для русской музыки XIX столетия эффектами». В отличие от других вокальных циклов Мусоргского «Детская» не может похвастать большим интересом со стороны композиторов и аранжировщиков. «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и глубиной», – писал об этой музыке Клод Дебюсси. «Именно звучание струнного оркестра в сочетании с голосом, как никакое другое, – считает И. Иофф, – способно нарисовать эти восхитительные образы детского мира, со смехом и слезами, страхом и неподдельным восторгом». В интерпретации «Детской» музыканты «Дивертисмента» проявляют свойственную им «тончайшую, будто выгравированную проработку деталей», которую отметила одна из немецких газет на гастролях петербургского коллектива. Программу дополняет транскрипция для струнных знаменитой симфонической пьесы «Ночь на Лысой горе» (в редакции Римского-Корсакова). Возможно, данное переложение вызовет неоднозначную реакцию знатоков и любителей творчества Мусоргского. Однако ее дискуссионность вполне соответствует творческому кредо композитора: «К новым берегам!» |
буклет ------------------- На этом диске представлены записи переложений фортепианного и вокального циклов Мусоргского … для струнного оркестра. «Еще одно переложение», – скажет иной слушатель. Фортепианная и камерно-вокальная музыка автора «Бориса Годунова» все еще кажется неисчерпаемым кладезем скрытых смыслов, нереализованных возможностей, новых выразительных средств – об этом говорят десятки всевозможных транскрипций и оркестровок, осуществленных за 130-летний период ее концертного бытования. Но может ли чем-то удивить новое прочтение «Картинок с выставки» сегодня, когда они, хотя и исполняются на органе, баяне, синтезаторе, в джазовой и рок-обработках, прежде всего ассоциируются с великолепным звучанием равелевской оркестровки! Однако автор новой транскрипции Илья Иофф уверен: струнное переложение в значительной мере возвращает эту музыку к фортепианному первоистоку, от которого слишком отдалилась постимпрессионистическая транскрипция Равеля (тем более что Равель ориентировался на первое издание «Картинок» в редакции Римского-Корсакова, в котором есть расхождения с авторским оригиналом). «…Пытаясь трактовать фортепианную фактуру как “нативную” струнную, – пишет И. Иофф, – я невольно для себя “реабилитировал” русскость этого великого цикла: с одной стороны, добавив певучести за счет природы струнных инструментов, с другой – убежав от соблазна “раскрасить” материал нехарактерными для русской музыки XIX столетия эффектами». С 1873 г. в жизни Мусоргского началась тяжелая полоса. Постепенно отдалялись друг от друга музыканты балакиревского кружка. Мусоргский, пожалуй, болезненнее других переживал раскол «Могучей кучки». Но самым тяжелым ударом стала безвременная смерть друга, Виктора Гартмана – талантливого художника, архитектора и декоратора. Посетив посмертную выставку Гартмана, Мусоргский загорелся желанием запечатлеть наиболее яркие образы, оставшиеся от дорогого ему человека, в звуках. «Гартман кипит, как кипел “Борис”, – писал он В. Стасову, – звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге». Взяв за основу композиционную идею «Карнавала» Шумана, Мусоргский создал глубоко индивидуальный тип фортепианного цикла. Переосмыслены были и многие образы Гартмана: так, эскиз каминных щипцов в виде гнома превратился в эпический образ уродливого и в то же время наделенного человеческими чувствами существа; настенные часы в виде избушки на курьих ножках – в яркое фантастическое полотно полета Бабы-Яги. Эскизы для фрагмента балета «Трильби» послужили вдохновением к остроумному «Скерцино» – «Балет невылупившихся птенцов»; две зарисовки сандомирских евреев, сделанные в Польше, волею Мусоргского были объединены в диалог надменного богача и униженного причитающего бедняка. Но самая яркая отличительная черта «Картинок с выставки» – наличие сквозной темы «Прогулки», соединяющей отдельные номера и воплотившей автобиографический образ («Моя физиономия в интермедиях видна», – признавался автор). Почти каждый экспонат музыкальной выставки вызывает новый звуковой вариант «Прогулки»; на ее интонациях построен и финал цикла – исполненные эпической мощи «Богатырские ворота». «Картинки с выставки» впервые были опубликованы после смерти автора (в 1886 г.) в редакции Н. Римского-Корсакова. Еще в конце XIX века были осуществлены первые оркестровые переложения отдельных пьес, пока их не затмила симфоническая версия М. Равеля (1922). Авторский же вариант произведения был издан в Москве только в 1931 г. «… Ни в коем случае не умаляя неподражаемого оркестрового мастерства Равеля, смею предположить, что если Мусоргский и имел в виду какие-то тембровые прототипы во время написания цикла (кроме, разумеется, фортепианного), то, скорее всего, это были традиционные для русской музыкальной среды его времени составы – “бетховенский” симфонический или струнный». Безусловно, эмоционально-выразительные возможности струнной группы весьма велики – отечественные оркестры ХХ столетия славились мощным, по-органному насыщенным звуком своих «струнников». Однако ориентированный на западно-европейский исполнительский стиль оркестр «Дивертисмент» под управлением И. Иоффа играет Мусоргского совсем по-иному – «классицистски» сдержанно, без форсированного вибрато и внезапных эмоциональных вспышек. И такое звучание, словно мастерский граверный оттиск, побуждает нас по-новому услышать оригинал, глубоко прочувствовать каждую мелодико-гармоническую грань этой музыки, не отвлекаясь на красочность оркестровых эффектов. «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и глубиной» – так писал о вокальном цикле «Детская» Клод Дебюсси. Первую песню «С няней» Мусоргский закончил еще в 1868 г. и посвятил ее «Великому учителю музыкальной правды» А. Даргомыжскому. Спустя два года, закончив «Бориса Годунова», композитор продолжил работу над циклом. Две последние песни были написаны в 1872 г., уже после окончания второй редакции оперы. В отличие от «детских» циклов Шумана, Чайковского, Бизе, «Детская» Мусоргского – это не музыка для детей, не обобщенные «картины из жизни ребенка». Как истинный гений, автор (слова цикла также принадлежат Мусоргскому) перевоплощается в маленького человека с его страхами, восторгами, искренним изумлением и своей, хоть и незаконченной, но целостной картиной бытия. Каждая песня – внутренне завершенная сценка-монолог; порой мы слышим утешающий голос мамы, добродушно ворчливую или негодующую (но опять же с любовью!) няню, но и голоса «больших» звучат через призму восприятия ребенка, находящегося под сенью их защиты и любви. «Глуп я или нет в музыке, но в “Детской”, кажется, неглуп, – писал композитор Стасову, – потому что понимание детей и взгляд на них как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, не должны бы рекомендовать автора с глупой стороны». «Детская» стала одним из немногих произведений Мусоргского, при жизни автора получивших всеобщее признание. Тем не менее «Детская» не может похвастать большим интересом со стороны композиторов и аранжировщиков. «Именно звучание струнного оркестра в сочетании с голосом, как никакое другое, – считает И. Иофф, – способно нарисовать эти восхитительные образы детского мира, со смехом и слезами, страхом и неподдельным восторгом». В интерпретации «Детской» музыканты «Дивертисмента» проявляют свойственную им «тончайшую, будто выгравированную проработку деталей», которую отметила одна из немецких газет на гастролях петербургского коллектива. Программу дополняет переложение симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе» – сочинения, вдохновленного финалом «Фантастической симфонии» Берлиоза, но воплощенного с истинным своеобразием и национальной самобытностью. Первая редакция фантазии, написанная в 1867 г., встретила резкую критику наставника Мусоргского М. Балакирева, который потребовал серьезных изменений (впрочем, Мусоргский не изменил ни ноты). Впоследствии, в 1870-е гг., композитор собирался включить музыку фантазии в оперу «Сорочинская ярмарка», но не довел до конца новую версию. На этом, последнем авторском варианте построил свою редакцию «Ночи на Лысой горе» Римский- Корсаков, которая послужила отправной точкой для переложения И. Иоффа. Возможно, данное переложение вызовет неоднозначную реакцию знатоков и любителей творчества Мусоргского. Однако ее дискуссионность вполне соответствует творческому кредо композитора – «К новым берегам пока безбрежного искусства!» Борис Мукосей Камерный оркестр «Дивертисмент» был создан в 1990 году благодаря энтузиазму профессора Санкт-Петербургской консерватории Е. Комаровой и нескольких ее учеников. Единство музыкантской школы и верность петербургским камерным традициям позволили коллективу сразу заявить о себе сначала в родном городе, а впоследствии и за его пределами. За несколько лет «Дивертисмент» наработал большой репертуар, включающий не только произведения эпохи барокко, каковые наиболее часто исполняются коллективами подобного состава, но также романтические и современные шедевры. С 1998 года коллективом руководит Заслуженный артист России скрипач Илья Иофф. Одновременно с его приходом в «Дивертисмент» оркестр пополнился несколькими великолепными камерными музыкантами, хорошо известными в России. Почти «квартетная» гибкость и ансамблевая мобильность коллектива позволили значительно расширить репертуар, включив в него сложнейшие партитуры всех эпох – от барокко до ХХI века. Важное место в репертуаре «Дивертисмента» занимает русская музыка. П. Чайковский, А. Аренский, М. Мусоргский, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке – произведения этих авторов представлены коллективом в концертных программах. «Дивертисмент» много и успешно сотрудничает с современными русскими композиторами. С. Слонимский, Л. Десятников, Г. Корчмар, Г. Канчели, Н. Хрущёва, П. Карманов, В. Мартынов, C. Ахунов – вот далеко не полный список авторов, чья музыка звучит в концертных программах коллектива. Не ограничиваясь рамками русской культуры, коллектив имеет высокую репутацию как исполнитель сложнейших шедевров западноевропейской музыки различных эпох – от барокко до современных опытов с электроникой и перформансом. «Дивертисмент» сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Наталия Гутман, Григорий Соколов, Юлиан Милкис, Алексей Любимов и др. «Дивертисмент» гастролирует в России, Прибалтике, Европе, США, Японии. Записаны несколько CD (Вивальди, Хрущёва, Фуджие, Чайковский, Шёнберг, Шуберт, Шнитке, Шостакович, А. Петров). divertissementorchestra.com Вера Чеканова родилась 3 сентября 1981 г. в Ленинграде. Российская оперная певица, сопрано. В 2002 г. с отличием окончила регентское отделение Санкт-Петербургской духовной академии, в 2008 г. также с отличием окончила Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге по специальности «вокальное искусство», класс профессора Ларисы Тедтоевой, 2011 г. окончила аспирантуру. Ее дебют на театральной сцене состоялся в Михайловском театре Санкт-Петербурга в 2007 г. в партии Виолетты в «Травиате» Верди. В последующие годы в разных театрах России она исполнила партии Графини в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Сюзанны в «Севильском цирюльнике» Россини, Феи в «Золушке» Массне, Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Вера Чеканова – лауреат 47-го Международного вокального конкурса имени Франциско Виньяса (третья премия, 2010 г., Барселона), Международного вокального конкурса Монсеррат Кабалье (вторая премия, 2011 г., Сарагоса), VII Международного конкурса Елены Образцовой (вторая премия, 2009 г., Санкт-Петербург), I Международного конкурса имени Бориса Штоколова (третья премия, 2008 г., Санкт-Петербург). Дипломант конкурсов «Гран-при имени Марии Каллас» (2011 г., Афины), Бельведер (2010 г., Вена), Competizione del Opera (2011 г., Москва). Участница Opernwerkstatt (2010 г., Берн), Accademia Rossiniana (исполнительница партии Мадам Кортезе в опере «Путешествие в Реймс» Россини, 2011 г., Пезаро), X Международного Эгейского фестиваля (исполнительница партии Джильды в опере «Риголетто» Верди, 2014 г., Сирос), фестиваля старинной музыки EarlyMusic (2016 г., Санкт-Петербург). Ведет активную концертную деятельность в сотрудничестве с Российским камерным оркестром «Дивертисмент», ансамблями старинной музыки «Солисты Екатерины Великой» и «Новая Голландия». Регент церковного хора. Преподаватель кафедры сольного пения Педагогического университета имени Герцена в Санкт-Петербурге. |