6 дней
О сайте39 | MEL CD 10 02482 (10CD) |
Буклет ( на английском, французском, русском и немецком языках) СОДЕРЖАНИЕ Николай Римский-Корсаков Из Гомера Сергей Танеев Иоанн Дамаскин По прочтении псалма Александр Кастальский Братское поминовение павших героев Сергей Рахманинов Весна Колокола Три русские песни Шесть хоров Георгий Свиридов Поэма памяти Сергея Есенина Юрий Шапорин Сказание о битве за Русскую землю Доколе коршуну кружить? Сергей Прокофьев Александр Невский Здравица Дмитрий Шостакович Из еврейской народной поэзии Песнь о лесах Ростислав Бойко Симфония № 3 Вятские песни БОНУС Сергей Рахманинов: Всенощное бдение СОЛИСТЫ Любовь Алещенкова, меццо-сопрано Юрий Антонов, тенор Лариса Авдеева, меццо-сопрано Людмила Белобрагина, сопрано Юрий Белокрынкин, бас Раиса Бобринева, сопрано Галина Борисова, меццо-сопрано Нина Исакова, меццо-сопрано Владимир Ивановский, тенор Глафира Королева, контральто Раиса Котова, меццо-сопрано Аделина Козлова, сопрано Алексей Масленников, тенор Маргарита Миглау, сопрано Лидия Никольская, сопрано Иван Петров, бас Галина Писаренко, сопрано Марк Решетин, бас Александр Ведерников, бас Евгений Владимиров, бас Сергей Яковенко, баритон Евгений Светланов, ф-но Ольга Илларионова, орган ОРКЕСТРЫ И ХОРЫ 1. Государственный академический симфонический оркестр СССР 2. Симфонический оркестр Московской государственной Филармонии 3. Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио 4. Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А.Юрлова 5. Государственный академический русский хор СССР 6. Хор мальчиков Московского хорового училища |
Фирма «Мелодия» представляет третий, заключительный том «Антологии русской и советской музыки» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова. Третья часть «Антологии» посвящена вокально-хоровой музыке России конца XIX–XX вв. Один из крупнейших дирижеров-симфонистов прошлого столетия, Светланов в равной степени владел всеми музыкальными жанрами.Певческое искусство окружало его с детских лет – сын солистов Большого театра Ф. Светланова и Т. Кругликовой, он начинал свой музыкальный путь в детском хоре Большого. Позже талантливого студента Московской консерватории заметил ректор, создатель легендарного Хора русской песни Александр Свешников, и рекомендовал Светланова в стажерскую группу дирижеров Большого театра. Там Светланов дирижировал монументальными операми русского репертуара («Царская невеста», «Садко», «Борис Годунов», «Хованщина» и другие), в которых хоры играют ведущую роль. Позже он осуществил в театре постановки опер Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок» и «Псковитянка». Уже в те годы, заняв пост главного дирижера Госоркестра СССР, Евгений Светланов постоянно включал в свой репертуар кантатно-ораториальные произведения русского, советского и зарубежного репертуара. В памяти современников останутся его масштабные интерпретации Девятой симфонии Бетховена, ораторий «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Сновидения Геронтиуса» Элгара, «Христос» Листа, вокально-симфонических полотен Малера… Но ничто не захватывало в его исполнении так, как русская музыка – и глубоко символичен тот факт, что на одном из первых концертов маэстро в Большом зале консерватории в Москве (1958), как и на его предсмертном выступлении в Лондоне (2002), звучал набат рахманиновских «Колоколов»… В третьем томе «Антологии» звучат кантаты «Из Гомера» Римского-Корсакова, «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» Танеева, «Весна», «Колокола» и «Три русские песни» Рахманинова, а также и советская классика – «Александр Невский» и «Здравица» Прокофьева, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова, «Песнь о лесах» и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича. Творчество Юрия Шапорина, учителя Светланова и замечательного композитора школы Римского-Корсакова, представлено ораторией «Сказание о битве за русскую землю» и кантатой «Доколе коршуну кружить»; творчество Ростислава Бойко, ученика А. Свешникова и А. Хачатуряна, – симфонией № 3 (с хором) и кантатой «Вятские песни». Эти сочинения записаны с участием Государственного академического русского хора СССР, Республиканской хоровой капеллы имени А. Юрлова, Большого хора Всесоюзного радио. Однако о двух произведениях следует сказать особо. Это «Братское поминовение» Александра Кастальского – выдающегося музыкального деятеля и композитора рубежа веков, мастера хоровой и церковной музыки. Грандиозная хоровая фреска посвящена памяти павших в Первой мировой войне. Светланов продирижировал ею в 1977 г. Если не считать этого исполнения, «Братское поминовение» вот уже более ста лет ни разу не исполнялось и не записывалось в этой редакции (с участием симфонического оркестра). Но даже поклонников и знатоков искусства Светланова ожидает настоящая сенсация. Это… «Всенощное бдение» Рахманинова, гениальный памятник православной певческой культуры! Один из немногих симфонических дирижеров, Светланов дважды исполнял «Всенощную» с разными коллективами; запись с одним из лучших отечественных хоров – Государственной академической капеллой имени Глинки (Санкт-Петербург), осуществленная с концерта в Москве в 1991 г., также публикуется впервые. |