4 часа
О сайте3 | MEL CD 10 02517 2017, дата записи: 2016, 2017 |
Доменико Скарлатти (1685–1757) Пять клавирных сонат 1 Соната си минор, K. 27 3.41 2 Соната фа минор, K. 466 6.29 3 Соната ре минор, K. 1 2.07 4 Соната ре минор, K. 141 3.31 5 Соната ре минор, K. 32 2.37 Сергей Прокофьев (1891–1953) Соната для фортепиано № 2 ре минор, соч. 14 6 I. Allegro ma non troppo 6.00 7 II. Scherzo. Allegro marcato 2.03 8 III. Andante 5.40 9 IV. Vivace 4.36 Дмитрий Шостакович (1906–1975) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Фа мажор, cоч. 102 10 I. Allegro 6.29 11 II. Andante 6.39 12 III. Allegro 5.06 БОНУС Дмитрий Шостакович 13 Элегия из балетной сюиты № 3 (аранжировка Дмитрия Маслеева) 3.08 Общее время: 58.15 Дмитрий Маслеев, фортепиано Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан Дирижер – Александр Сладковский (10–12) Записи: 2017 (1–9, 13), 2016 (10–12) гг. Руководители проекта: Андрей Кричевский, Карина Абрамян Редактор – Татьяна Казарновская Менеджер проекта – Марина Безрукова Дизайн – Григорий Жуков Перевод – Николай Кузнецов Звукорежиссеры: Михаил Спасский (1–9, 13), Владимир Рябенко (10–12) Инженер звукозаписи – Павел Тимофеев (10–12) Монтаж – Елена Сыч (1–9, 13) Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию диск молодого российского пианиста Дмитрия Маслеева. Имя этого музыканта получило широкую известность после убедительной победы на последнем Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в 2015 г. (I премия и специальный приз за исполнение концерта Моцарта). Уроженец Улан-Удэ, выпускник Московской консерватории (класс профессора М. Петухова), Дмитрий Маслеев получил первое лауреатское звание в возрасте 13 лет. Солист Московской филармонии, он обладает широким репертуаром, выступает с лучшими российскими и зарубежными оркестрами, вызывая восторженные отзывы авторитетных музыкальных критиков. В начале 2017 г. Дмитрий Маслеев дебютировал в «Карнеги-холл», в Парижской филармонии и берлинском «Концертхаус». Представленный диск посвящен отечественной музыке ХХ века. Второй концерт для фортепиано с оркестром Шостаковича, посвященный сыну Максиму, был записан Д. Маслеевым в рамках проекта записи всех концертов композитора с Государственным оркестром Татарстана и дирижером Александром Сладковским. В исполнении пианиста звучит и виртуозно-«бунтарская» вторая фортепианная соната молодого Прокофьева (его третий фортепианный концерт был одним из главных номеров конкурсной программы пианиста). На первый взгляд соседство фортепианной сонаты Доменико Скарлатти с этой музыкой может показаться странным, однако в характер выбранных сочинений органично вписывается прозрачная ясность раннего классицизма итальянского автора. «На бис» программа дополнена «Элегией» Шостаковича из Балетной сюиты № 3 в переложении Дмитрия Маслеева. |
буклет ----------------- Имя пианиста Дмитрия Маслеева стало широко известно после триумфа на XV Международном конкурсе имени Чайковского (2015, I премия и Золотая медаль), хотя к тому моменту на его счету были и другие впечатляющие победы: I премия VII Международного конкурса пианистов Адилии Алиевой в Гайаре (Франция, 2010), Премия имени Шопена XXI Международного конкурса пианистов «Рим» (Италия, 2011), I премия Международного конкурса имени Антонио Наполитано в Салерно (Италия, 2013). Как и к записям новых дисков, к конкурсам среди музыкантов отношение самое разное. Даже среди тех, кто обязан своей карьерой именно победам на конкурсах, многие отзываются критически о сегодняшней их роли в мировом музыкальном процессе, в то же время признавая значение конкурса как возможности заявить о себе. «Для меня конкурсы, безусловно, были необходимы, – говорит пианист. – Каждый из них давал возможность выйти на сцену с большой программой и сыграть ее в стрессовых условиях, так накапливался исполнительский опыт. Значение же конкурса Чайковского переоценить невозможно: после него по-настоящему началась моя концертная жизнь. Предложений столько, что принимать их все я физически не могу – не успеть! К счастью, возможность ограничивать количество концертов пока есть; существует ощущение предела, за которым их было бы уже слишком много, и я стараюсь ему следовать. Хотя такая жизнь мне очень нравится, соскучиться некогда. Недавно я вернулся из большого тура по Китаю, где играл с Филармоническим оркестром Радио Франс – очень хороший оркестр, выступать с ним было приятно. Сольных концертов в этом сезоне получилось гораздо больше прежнего, в том числе дебютов, среди них Карнеги-холл, Фонд Louis Vuitton в Париже и Королевская музыкальная консерватория в Торонто. Всё прошло хорошо, хотя когда куда-то приезжаешь впервые – всегда очень волнуешься. Другое дело – следующий раз, когда тебе знакомы и сцена, и публика». Общаясь с российскими и зарубежными музыкантами на протяжении многих лет, замечаешь, что некоторые темы повторяются из одного интервью в другое, почти не меняясь годами. Одна из таких тем – выпуск новых записей. Как минимум с начала 2000-х крупнейшие мировые исполнители от дирижера Мариса Янсонса и скрипача Дмитрия Ситковецкого до виолончелиста Миши Майского и певицы Ольги Перетятько говорят о том, как непросто стало выпускать новые диски в условиях мирового кризиса звукозаписи, особенно если речь идет о нерасхожем репертуаре, и тем не менее продолжают это делать. Как им это удается и, главное, для чего, если сегодня в интернете можно найти почти любую запись? На вопрос все отвечают по-разному. Для одних это возможность представить редкий репертуар, для других – надежда оставить исторический документ, для третьих – попытка зафиксировать новую интерпретацию хорошо известного произведения, для четвертых – ответ на пожелания слушателей. Именно последний вариант ближе Дмитрию Маслееву, которому был также задан этот вопрос. «Есть несколько причин выпустить новый диск. Во-первых, многие просят меня о нем, ждут его, спрашивают, когда он будет. В том числе те, кто продает диски, – очень часто покупатели просят их об этом. Так что интерес у публики есть. Во-вторых, запись целого диска – это получение важного опыта. Несмотря на то, что мы писали глубокой ночью, я не ждал, когда можно будет пойти домой и лечь спать, наоборот, мне было очень интересно. Когда мы начали работу, мне пришлось быстро перестроиться, ведь студийная запись сильно отличается отживого исполнения – к ней предъявляются строгие технические требования. Нои при этом условии у тебя остается место для творчества: ты записываешь произведения, которые играл целый сезон, обозначил определенную их трактовку, и я уверен, что себя на диске узнаю!» Сочинения, составившие диск, Маслеев играл в своих сольных программах в течение всего последнего года: и в регионах России, и в городах Европы, и в Большом зале Московской консерватории, и в нью-йоркском Карнеги-холле. Для многих пианистов именно этот прославленный зал оказывался стартовой площадкой – иной раз сенсацией становился даже не столько сам концерт, сколько его запись, как, например, в случае Аркадия Володося. Именно концертные записи многие исполнители сегодня предпочитают студийным, а некоторые и перешли на них полностью – еще один вариант борьбы с кризисом в индустрии. На вопрос о том, чем выступление на концерте отличается от игры перед микрофоном, Дмитрий Маслеев отвечает: «На концерте музицирование получается более спонтанным. В отличие отигры в студии, никакого другого варианта у тебя впереди нет. Выступая на концерте, я люблю в пределах разумного импровизировать – разумеется, в том, что касается трактовки. Мне кажется замечательным, когда сегодня на концерте у произведения, которое ты играешь, может быть одно настроение, на другом его можно слегка изменить, увести в более лирическую сторону или, наоборот, какие-то драматические элементы на первый план вынести. Эксперименту есть место везде, даже в такой консервативной области искусства, как классическая музыка. А на диске ты фиксируешь один-единственный вариант. Можно его воспринимать как один из записанных концертов, почему бы и нет. Как исторический документ я диск не рассматриваю, поскольку он только что записан; может быть, через десять лет будет интересно послушать, как это звучало... но не более того». Краеугольным камнем программы, представленной на диске, стал Концерт № 2 Дмитрия Шостаковича для фортепиано с оркестром. Он был записан Маслеевым с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан для полного собрания инструментальных концертов Шостаковича, подготовленного дирижером Александром Сладковским в 2016 году: это было его приношение к 100-летию со дня рождения композитора, где солистами в шести концертах выступили шестеро лауреатов конкурса имени Чайковского. Второй концерт Шостакович посвятил сыну, завершавшему обучение в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. «На окончание школы я выпросил у отца фортепианный концерт. Он мне его посвятил, и я был первым его исполнителем. Я его играл и на окончании школы, и на поступлении в консерваторию», – рассказывал Максим Шостакович. Премьера состоялась в день его рождения, 10 мая 1957 года, в Большом зале Московской консерватории. Государственным симфоническим оркестром дирижировал Николай Аносов. Наряду с Фортепианным квинтетом и некоторыми другими сочинениями Второй концерт продолжает неоклассическую линию в творчестве Шостаковича. Вступает фагот, присоединяются кларнеты и гобои, затем фортепиано – сразу устанавливается домашний, интимный тон. Andante открывает одна из красивейших тем Шостаковича-мелодиста; не предназначавшаяся им для кино, она звучит как идеальная киномузыка. За второй частью без перерыва следует третья, где композитор позволил себе семейную шутку: он цитирует одно из популярнейших упражнений Шарля Луи Ганона, подчеркивая юный возраст пианиста, которому посвящено сочинение. Вокруг концерта Шостаковича и выстроилась программа, в которую также вошли Соната № 2 для фортепиано Сергея Прокофьева и пять сонат Доменико Скарлатти. Прокофьев для Маслеева композитор не случайный: именно с его Фортепианным концертом № 3 он побеждал на конкурсе имени Чайковского. Более чем естественно выглядит соседство Прокофьева и Шостаковича – двух великих современников, внесших среди прочего колоссальный вклад в фортепианный репертуар. Присутствие Скарлатти в их компании может показаться менее очевидным лишь на первый взгляд: среди сочинений Шостаковича мы находим обработку двух сонат Скарлатти для духовых и литавр (1928) – тем более удивительную, что в то же время он работал над оперой «Нос», исключительно далекой от барокко и классицизма. Скарлатти также входил в репертуар Прокофьева-пианиста, более того, фортепианные сочинения Прокофьева неоднократно сравнивались исследователями именно с произведениями Скарлатти. Подобный выбор программы для дебютного диска выглядит глубоко продуманным и зрелым. «Поскольку концерт Шостаковича был уже записан, возникла идея выпустить отдельный диск, включив туда этот концерт и дополнив другими сочинениями, – рассказывает Дмитрий Маслеев. – Было решено добавить Прокофьева, еще одного советского композитора, а также сонаты Скарлатти; их от остальной программы отделяют и время и место, но тем не менее все эти произведения вместе могут оказаться очень созвучны друг другу. Этой записью, которую мы сделали в Большом зале Московской консерватории, и несколькими концертами на летних фестивалях я завершаю нынешний сезон. Начало следующего обещает быть особенно интересным: в конце августа я буду играть Первый концерт Чайковского в Берлине с Российско-германским молодежным оркестром, через день – новую сольную программу на фестивале во Франции, а потом поеду на гастроли по Южной Америке, где мне предстоит выступать и с оркестрами, и сольно. Вот такими насыщенными днями начнется новый сезон». Илья Овчинников Триумфатор Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2015) Дмитрий Маслеев получил первый приз при единодушной поддержке жюри, слушателей и СМИ. Последовавшие за победой дебюты в крупнейших залах мира, включая главную сцену Карнеги-холла, укрепили интерес к его творчеству и способствовали росту его международной известности. Сегодня критики описывают его как «великого пианиста будущего» («Ля круа»), обладающего «блистательной виртуозностью» ( «Файнэншл таймс») и «музыкальностью метафизических пропорций» («Нойе музикцайтунг»). Германия и Франция стали особенно значимыми странами для Дмитрия Маслеева. После дебюта в мюнхенском филармоническом зале Гаштайг последовали два повторных ангажемента: с фортепианными сонатами Прокофьева и с первым концертом Бетховена в сопровождении Мюнхенского симфонического оркестра. Дебют артиста с оркестром Берлинского радио, на котором прозвучали «Вариации на тему Паганини» Рахманинова, прошел при полном аншлаге. Выступление пианиста в Парижской филармонии проложило путь к сольному концерту в музее Фонда Louis Vuitton и к турне по Азии с Филармоническим оркестром Французского радио под управлением Микко Франка. Игрой Дмитрия Маслеева восхищались на фестивалях в Ла-Рок-д’Антероне, Бове, Рейнгау, Бад-Киссингене, на фортепианных фестивалях в Руре и Мекленбурге-Передней Померании. Некоторые из этих концертов транслировались по радио и на канале Medici.tv, что, безусловно, способствовало увеличению числа поклонников Дмитрия Маслеева во всем мире. «Виртуозность была оттенена магической нежностью. Великолепная техника пианиста прекрасно сочеталась с элегантной сдержанностью, изумительным воображением и богатой звуковой палитрой», – отзывалась о выступлении Дмитрия газета «Миттельбайерише цайтунг». Свой третий гастрольный сезон Дмитрий начинает с возвращения в Берлин, где выступит на фестивале «Молодые европейские классики», а также с дебютов в амстердамском Консертгебау и в программе Блютнеровской фортепианной серии в Лондоне. Кроме того, в планах артиста турне по Северной и Южной Америке, выход первого сольного альбома с музыкой Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича на легендарном российском лейбле «Мелодия», а также участие в программе Роландо Вильясона «Завтрашние звезды» немецко-французского телеканала ARTE. Среди оркестров, с которыми Дмитрий Маслеев будет сотрудничать в сезоне 2017/18, Бамбергский симфонический и Симфонический оркестр Штутгартского радио. В планах также участие в качестве специально приглашенной звезды в фестивале на Боденском озере, на котором пианист выступит с целым рядом сольных, камерных и оркестровых программам, а также даст несколько мастер-классов для подающих надежды молодых музыкантов. «Открытие и блестящий пианист», – сказал о Дмитрии Маслееве Борис Березовский, с которым Дмитрий неоднократно выступал в Москве. Родившийся в семье ученых и выросший в Улан-Удэ, Дмитрий Маслеев учился в Московской консерватории в классе профессора Михаила Петухова и в Международной фортепианной академии на озере Комо. Любовь к музыке сочетается в нем с интересом к театру, архитектуре и изобразительному искусству. Лишь попав в новосибирскую школу для особо одаренных детей, он сделал профессиональный выбор в пользу игры на фортепиано. Дмитрий увлекается фотографией и нередко сохраняет свои гастрольные впечатления с помощью фотообъектива. Александр Сладковский окончил Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Лауреат III Международного конкурса имени С.С. Прокофьева, народный артист России. Ассистировал Марису Янсонсу и Мстиславу Ростроповичу. С 2006 по 2010 гг. являлся дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. С 2010 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. ГСО РТ под руководством Александра Сладковского – первый российский региональный коллектив, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В 2016 г. оркестр впервые за всю историю дал концерты в рамках Европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в Золотом зале Мюзикферайн (Вена). В 2012 г. маэстро осуществил запись «Антологии музыки композиторов Татарстана» и альбома «Просветление» на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records. В апреле 2014 г. ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступил в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже на церемонии присвоения Денису Мацуеву звания Посла доброй воли. Александр Сладковский – артист международного концертного агентства IMG Artists. В 2016 г. совместно со звукозаписывающей компанией «Мелодия» реализованы несколько глобальных музыкальных проектов: запись трех симфоний Густава Малера, а также запись всех симфоний и инструментальных концертов Д.Д. Шостаковича. В 2016 г. Александру Сладковскому присуждена премия «Дирижер года» по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение» и «Человек года в культуре» по версии журналов «Деловой квартал» и электронной газеты «Бизнес Online». Государственный симфонический оркестр Татарстана Идея создания симфонического оркестра в Татарстане принадлежала председателю Союза композиторов Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову. По инициативе Жиганова и первого секретаря татарского обкома КПСС Табеева в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин (1905–1979). После его смерти с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. В 1985 г. на должность художественного руководителя и главного дирижера был приглашен народный артист России и Казахской ССР Фуат Мансуров (1928–2010), который проработал в татарском оркестре 25 лет. После смерти Фуата Шакировича новым художественным руководителем и главным дирижером был назначен заслуженный артист России Александр Сладковский, с которым Государственный симфонический оркестр Татарстана начал 45-й сезон. С его приходом начался новый этап в истории оркестра. Организованные Государственным симфоническим оркестром РТ международные музыкальные фестивали «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», «Concordia», «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас» признаны одними из самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и России. Оркестр учредил проект «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательный проект для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром», цикл «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжело больных детей. Сегодня Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан входит в число лучших коллективов России. Концерты с участием ГСО РТ с успехом проходят в Москве, Перми, Оренбурге, Иркутске, Сочи, Тюмени в рамках фести- валей «Сrescendo», «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», «Черешневый лес», «Безумный день в Японии», «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори» и других. В 2016 г. оркестр впервые за всю историю дал концерты в рамках Европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в Золотом зале Мюзикферайн (Вена). C 2013 г. Государственный симфонический оркестр РТ является артистом Sony Music Entertainment Russia. Концерты оркестра были записаны и показаны на телеканалах Mezzo и Medici.tv. |