6 дней
О сайте5 | MEL CD 10 02504 2017, дата записи: май-июнь 2006 |
CD 1 Франц Шуберт Соната для фортепиано № 16 ля минор, D 845 1 I. Moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.41 2 II. Andante poco moto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.07 3 III. Scherzo. Allegro vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.20 4 IV. Rondo. Allegro vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.05 Общее время: 38.16 CD 2 Франц Шуберт Соната для фортепиано № 21 Си-бемоль мажор, D 960 1 I. Molto moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21.32 2 II. Andante sostenuto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.32 3 III. Scherzo. Allegro vivace con delicatezza . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.12 4 IV. Allegro ma non troppo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.53 Общее время: 44.13 Юрий Мартынов, фортепиано Запись сделана в Доме звукозаписи на Малой Никитской, май–июнь 2006 г. Звукорежиссер – Г. Каретников Руководитель проекта – Карина Абрамян Редактор – Полина Добрышкина Дизайн – Анна Ким Ремастеринг – Елена Барыкина Перевод – Николай Кузнецов Менеджер проекта – Мария Лыгина Фото – Эмиль Матвеев Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию запись двух фортепианных сонат Франца Шуберта в исполнении Юрия Мартынова. Юрий Мартынов принадлежит к числу наиболее интересных и разносторонних российских музыкантов наших дней, чье исполнительское искусство соединяет лучшие традиции русской фортепианной и западноевропейской клавирной школ. Он также известен тем, что является одним из редких исполнителей, которые в совершенстве владеют практически всеми историческими разновидностями клавишных инструментов –таковых во всём мире насчитываются единицы. Выпускник Московской консерватории по классам фортепиано, органа, камерного ансамбля, Ю. Мартынов проходил стажировку по классам клавесина и «basso continuo» в Париже. Пианист предпочитает играть музыку на инструменте той эпохи, в которую она была написана, хотя не избегает исполнения клавирного репертуара и на современном рояле. Многочисленные записи Юрия Мартынова высоко оценены музыкальной критикой, ведущими музыкальными журналами России и зарубежья. На дисках представлены две поздние сонаты Франца Шуберта, записанные Юрием Мартыновым в 2006 г. (запись была осуществлена на современном рояле «Steinway & Sons»). Более известна соната Си-бемоль мажор (№ 21), опубликованная посмертно – лебединая песня рано умершего гения, масштабное лирико-эпическое полотно, вобравшее в себя наиболее характерные особенности шубертовского стиля последних лет. Яркий драматизм сонаты ля минор (№ 16) с ее почти оркестровой звучностью в крайних частях получает в интерпретации Юрия Мартынова вдумчивую, убедительную трактовку. |
Юрий Мартынов (фортепиано, клавесин, хаммерклавир, клавикорд, орган) принадлежит к числу наиболее интересных и разносторонних российских музыкантов наших дней, чье исполнительское искусство соединяет лучшие традиции русской фортепианной и западноевропейской клавирных школ с неповторимой личностностью. Исполнителей в равной степени в совершенстве владеющих таким количеством инструментов и стилей в мире единицы. Юрий Мартынов окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу фортепиано профессора С.Л. Дижура и по классу теории музыки профессора Ю.Н. Холопова. В 1992 г. окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано (профессор, народный артист РФ М.С. Воскресенский, ассистент – заслуженная артистка России, профессор Е.И. Кузнецова), по классу органа (профессор, заслуженный артист РФ А.А. Паршин) и камерного ансамбля (диплом с отличием) (профессор, народный артист России Т.А. Алиханов), в 1992–1994 гг. обучался в ассистентуре-стажировке под руководством профессора М.С. Воскресенского. В 1993–1994 гг. Юрий Мартынов стажировался во Франции у профессора И. Вьюниски по специальностям клавесин и basso continuo в Высшей школе музыки в Бобиньи и в Консерватории имени К. Дебюсси в Париже, которые окончил с золотыми медалями. С 1989 г. музыкант активно концертирует, выступая с концертными программами в качестве солиста и камерного ансамблиста в лучших концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, в странах СНГ, во многих странах Европы, а также в Японии и США. Среди его сценических партнеров можно упомянуть А. Любимова, С. Сондецкиса, А. Рудина, А. Сладковского, М. Брунелло, Н. Гутман, П. Шрайера, С. Кёйкена, Б. Тевлина, Д. Лисса, Х. Иноуэ, Б. Келемена и многих других замечательных исполнителей и дирижеров. Юрий Мартынов – лауреат Международного музыкального конкурса имени Марии Канальс в Барселоне (I премия), Международного конкурса пианистов имени Эннио Поррино в Кальяри (I премия), Международного конкурса в г. Эпиналь (Франция, II премия), Международного конкурса имени В.А. Моцарта в Зальцбурге (I премия). Музыкант принимал участие во многих престижных фестивалях как в России, так и за рубежом. Среди них «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень» и II Международный «Метнер-фестиваль» в Москве, фестивали во Франции: в Ла-Рок-д’Антерон и Autour de piano-fortе в Ля Ферте-Видам; в Германии: фестиваль в Рейнгау, Моцартовский фестиваль в Вюрцбурге, «Сан-Суси» в Потсдаме, Raritaten von Klaviermusik в Хузуме и «Дни старинной музыки Кончерто Кёльн»; EARLYMUSIC в Санкт-Петербурге, фестиваль барочной музыки (Vantaa Barock Festival) в Вантаа (Финляндия), Рождественский фестиваль в Йорке (Великобритания), Musica Antiqua в Брюгге (Бельгия), Международный фестиваль камерной музыки в Капошваре (Венгрия) и многие другие. Юрий Мартынов первый в России целиком исполнил весь «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха на клавикорде, а также впервые познакомил российскую публику с рядом сольных и камерных произведений П. Филипса, Т. Таллиса, И. Шоберта, А. Эберля, И. Прача и других композиторов как принадлежавших эпохам ренессанса, барокко и раннего классицизма, таки современных. Дискография Юрия Мартынова насчитывает 17 CD, записанных и выпущенных на известных отечественных и зарубежных звукозаписывающих фирмах. С 2011 г. музыкант тесно сотрудничает с компанией OUTHERE-music (диски выходят на лейблах Zig-Zag territoire и ALPHA-classic). Музыкант осуществилтакже фондовые записи для радио «Орфей», BBC, ORT 1, WDR и др. Юрий Мартынов является первым и на данный момент единственным исполнителем, который осуществил запись всех симфоний Бетховена в транскрипции Листа для фортепиано соло на инструментах листовского времени. Диски музыканта были удостоены самых престижных международных наград музыкальной критики: BBC Monthly choice, Choc de la Musique французского журнала «Классика», 5 diapason и Diapason d’or французского журнала Diapason, «5 звезд» британского журнала The Guardian и др. Запись Девятой симфонии Бетховена в транскрипции Листа вошла в Топ-10 лучших записей в номинации «классическая музыка» за 2016 г. по версии The Guardian. С 1994 г. Юрий Мартынов преподает в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (с 2003 г. – доцент, с 2013 – профессор, в 2006–2010 гг. – заведующий кафедрой клавишных инструментов и камерного ансамбля факультета исторического и современного исполнительского искусства), начав свою педагогическую деятельность в 1994 г. ассистентом профессора М.С. Воскресенского. Воспитанники Юрия Мартынова сегодня образуют плеяду музыкантов, уже подтвердивших свой высокий профессионализм победами на международных конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Брюгге, Гмундене, Сан-Хосе и др. Они успешно ведут активную концертную деятельность, выступая в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга, в других городах России за рубежом, многие преподают, в том числе и в alma mater. Среди них А. Гиндин, А. Шевченко, К. Волостнов, С. Кудряков, С. Кузнецов, А. Коренева, В. Хомяков и др. Юрий Мартынов проводит мастер-классы во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.) и за рубежом (США, Франция, Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Хорватия, Турция, Казахстан). Сколь многообразны человеческие мечты и стремления, столь же неисчерпаема и музыка Шуберта. Все, на что направлен его взор, чего касается его рука, превращается в музыку. Р. Шуман В богатейшем творческом наследии Франца Шуберта фортепианные сонаты занимают особое место. После венских классиков ни один композитор не проявлял столь серьезного интереса к этому жанру – на протяжении всего творческого пути Шуберт обращался к нему постоянно. Его 22 сонаты для фортепиано (включая семь незаконченных) отражают большой и сложный путь, пройденный гением Шуберта; настойчивые поиски собственного пути – от прямого следования классическим образцам до индивидуального претворения сонатной драматургии. Соната ля минор (D 845) наряду с сонатами Ре мажор (D 850) и До мажор (D 840) была написана Шубертом в 1825 г. в пору прилива творческих сил «на пороге большой симфонии». Она стала одной из немногих сонат, опубликованных при жизни автора. Шуберт посвятил ее эрцгерцогу Рудольфу, ученику и покровителю Бетховена, тонкому знатоку серьезной музыки. Лирико-драматическая направленность сонаты сближает ее с циклом «Неоконченной» симфонии и даже в большей мере с законченным годом ранее ля-минорным квартетом (D 804). Заглавная часть, в характерном для Шуберта темпе Moderato, вызвала восхищение Шумана: «Первая часть так тиха, так мечтательна; она может растрогать до слез. Притом она так легко и просто построена на основе двух тем, что надо только удивляться чародею, сумевшему столь своеобразно их сплести и противопоставить». Основные темы (главная и связующая, тема побочной партии здесь производна и не играет ведущей роли) имеют общий интонационный источник, но изначально резко отграничены друга от друга; в процессе развития их полярность только усиливается. Развитие части направлено на концентрацию драматического начала – «от углубленного раздумья к огромной волевой напряженности» (Г. Крауклис), которое полностью раскрывается в обширной коде. Вторая часть сонаты (Andante poco moto, До мажор) – тема с вариациями, единственный пример обращения Шуберта к вариационной форме в рамках сонатного цикла. В гастрольной поездке 1825 г. автор с успехом исполнял Andante, о чем писал отцу: «Особенно понравились вариации из моей новой сонаты… причем некоторые уверяли меня, что клавиши под моими пальцами поют; если оно и в самом деле так, это очень меня радует». В этом признании скрыта суть фортепианного стиля Шуберта, восхищавшего современников, он аккомпанировал певцу М. Фоглю «так, как будто мы одно целое» – лирическая кантиленность составляет главную прелесть этой музыки. Импульсивное Скерцо (Allegro vivace, ля минор) построено на тембровых и звуковых контрастах; на его фоне фа-мажорное Трио с едва заметным славянским колоритом выделяется мягким, «бесплотным» звучанием. Контрастная драматургия отличает и финальное рондо (Allegro vivace, ля минор), стремительное движение которого объединяет песенные интонации, элементы венгерского фольклора, светлые блики одноименного мажора и мятежные, драматические порывы, близкие кругу образов первой части. Три последние фортепианные сонаты (до минор, D 958, Ля мажор, D 959, Си-бемоль мажор, D 960) Шуберт писал почти одновременно – с весны по сентябрь 1828 г. Они были опубликованы только в 1839 г., но еще долго они не получали должной оценки. Отзывы критиков (включая Шумана) на первую публикацию были скорее сдержанными. Позже выдающимся интерпретатором сонаты D 960 станет И. Брамс; но только в ХХ столетии благодаря выдающемуся пианисту А. Шнабелю поздние шубертовские сонаты вошли в круг репертуарных сочинений. Особую популярность приобрела последняя Си-бемоль мажорная соната, законченная за два месяца до смерти автора. По масштабу замысла и глубине его воплощения соната D 960 не уступает наиболее значительным произведениям Шуберта последних лет: «Большой симфонии» До мажор, струнному квинтету, «Зимнему пути». Она наполнена теми же «божественными длиннотами», которые Шуман услышал в симфонии; но то, что казалось недостатком, позже раскрылось в ином свете – как предвосхищение важнейших процессов позднеромантической музыки, когда «мощная динамика действия сменяется застывающим (и по-своему не менее захватывающим) спокойствием созерцания» (Е. Царева). На пороге смерти Шуберт открыл дверь в иное музыкальное измерение… Само начало первой части (Molto moderato) кажется необычным. Главная партия с ее сдержанным песенным лиризмом развертывается долго и неспешно, кажется, что автор так увлекся погружением в тему, что забыл о дальнейшем течении музыки. Как отдаленный гул звучит тревожное эхо трелей в басу, но и оно позже раскроется в масштабном развитии «сонатного moderato». Многомерность экспозиции отражается в повествовательном характере разработки: ее заключительный раздел предвосхищает страницы Andante sostenuto. В завершении музыка возвращается к тихому, умиротворенному звучанию первых тактов. Мерное течение второй части (Andante sostenuto, в «черной» тональности до-диез минор) проистекает от старинного жанра пассакалии. Дуэт застывших в своей безжизненности средних голосов, сопровождаемый «набатом» басов, можно уподобить Хроносу: не зная ни радости, ни сочувствия, отмеряет он каждому свой срок на земле. Холодом могильного камня веет от этой музыки, подобной трагическим страницам «Зимнего пути». В последних тактах Andante мрак переходит в свет, но это уже свет иного мира… В двух последующих частях автор вовлекает нас в иную образную сферу. Светлая безмятежность Скерцо (Allegro vivace con delicatezza) впечатляет тем сильнее, что звучит после мрачного Andante; танцевальность его основной темы воспринимается как нечто призрачное; неожиданно и хорально-сумеречное Трио. Своеобразна начальная тема финала (Allegro ma non troppo) с ее подчеркнуто «неправильным» тоном – на первый взгляд, эта музыкальная шутка определяет весь характер части. Но внезапный шквал отчаяния, повторяющийся в репризе, неожиданные паузы и остановки позволяют увидеть второй план под маской «бодрой жизнерадостности» этой музыки. Шуберт как будто поставил многоточие в конце своего последнего творения… Борис Мукосей |