2 дня
О сайте3 | MEL CD 10 02473 (6 CD) 2017, дата записи: 2006-2013 |
Диск 1 «Страсти по Матфею» для солистов хора и оркестра Часть I. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ 1. Хор: Плач священный, приидите, воспоим Христу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.36 2. Евангелист: Совет первосвященников, предательство Иуды . . . . . . . . 1.46 3. Хор и Речитатив: Тече глаголя Иуда беззаконным книжником . . . . . . 1.53 4. Евангелист: Тайная вечеря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.07 5. Хор: Един от вас предаст Мя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.27 6. Евангелист: Причащение апостолов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.48 7. Хор: Странствия Владычня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.53 8. Фуга (оркестр) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.50 9. Евангелист: Предсказание об отречении Петра . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.36 10. Хор и Речитатив: Аще и вси отвергутся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.00 11. Ария меццо-сопрано: Чертог Твой вижду, Спасе мой . . . . . . . . . . 2.40 12. Евангелист: Гефсиманское борение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.57 13. Хор и Речитатив: Днесь Зиждитель небесе и земли . . . . . . . . . . . . . . 2.17 14. Хор: Блаженны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.28 Часть II. СУД 15. Евангелист: Арест Иисуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.17 16. Хор и Речитатив: Ученик Учителя соглашаше цену . . . . . . . . . . . .. . . . . 1.06 17. Хорал (оркестр) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.39 18. Евангелист: Иисус на суде у Каиафы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.24 19. Хор: Одеяйся светом яко ризою . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.29 20. Евангелист: Отречение Петра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.03 21. Хор и Речитатив: Трижды отрекся Петр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.10 22. Ария баса: Боже, очисти мя и спаси мя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.39 23. Евангелист: Конец Иуды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.25 24. Хор: Кий тя образ, Иудо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.58 25. Евангелист: Иисус перед Пилатом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.23 26. Хор и Речитатив: Егда предстал еси Каиафе . . . . . . . . . . . . . . . . 0.58 27. Фуга (оркестр) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.58 Общее время: 68.02 Исполнители: Евангелист – Протодиакон Виктор Шиловский, баритон Олеся Петрова, меццо-сопрано (11) Сергей Маркелов, тенор (7, 10, 13, 26) Дмитрий Белосельский, бас (10, 21–22) Московский Синодальный хор Хормейстер – Алексей Пузаков Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского Дирижер – Владимир Федосеев Запись осуществлена в октябре 2010 г. в Пятой студии телеканала «Культура» Звукорежиссеры записи: Вадим Иванов, Павел Лаврененков Звукоинженер – Фарида Узбекова Диск 2 «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра (окончание) Часть III. РАСПЯТИЕ 1. [28] Хор: Да молчит всякая плоть человеча . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.07 2. [29] Евангелист: Путь на Голгофу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.21 3. [30] Хор: Кресту Твоему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.23 4. [31] Хор: Днесь висит на древе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.29 5. [32] Евангелист: Распятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.44 6. [33] Хор: Искупил ны еси от клятвы законныя . . . . . . . . . . . . . . . . 1.24 7. [34] Евангелист: Смерть Иисуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.32 8. [35] Хор: Тебе поем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.50 9. [36] Евангелист: Землетрясение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.42 10. [37] Хорал и Речитатив: Вся тварь изменяшеся страхом . . . . . . . . . . . . . . . . 2.53 11. [38] Ария сопрано: Cын Мой и Бог Мой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.29 12. [39] Хор: Не рыдай Мене, Мати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.36 13. [40] Речитатив и Хор: Воскресни, Боже, суди земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.29 14. [41] Фуга и Хор: Воскресни, Боже . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.09 Часть IV. ПОГРЕБЕНИЕ 15. [42] Евангелист: Иосиф Аримафейский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.30 16. [43] Хор: Благообразный Иосиф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.17 17. [44] Евангелист: Стража у гроба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.43 18. [45] Ария тенора: Господи Боже мой, надгробную песнь Тебе воспою . . . . 3.39 19. [46] Хор: Сошел еси во ад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.02 20. [47–48] Фуга и Хор: Смерть Твою, Господи, возвещаем . . . . . . . . . . . . . 5.10 Общее время: 56.39 Исполнители: Евангелист – Протодиакон Виктор Шиловский, баритон Наира Асатрян, сопрано (11 [38]) Максим Пастер, тенор (трек 18 [45]) Сергей Маркелов, тенор (10 [37], 13 [40]) Московский Синодальный хор Хормейстер – Алексей Пузаков Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского Дирижер – Владимир Федосеев Запись осуществлена в октябре 2010 г. в Пятой студии телеканала «Культура» Звукорежиссеры записи: Вадим Иванов, Павел Лаврененков Звукоинженер – Фарида Узбекова Диск 3 «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра (на церковнославянском и русском языках) Часть 1 1. Хор: Приидите, поклонимся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.18 2. Речитатив (бас): Ис. 1: 2, 16; 7: 13–15; 8: 9–10; 9: 2 ,6–7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.44 3. Фуга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.01 4. Евангелист: от Луки 1: 26–35, 38 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.35 5. Ария (дискант): Совет превечный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.28 6. Евангелист: от Матфея 1: 18–23 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.49 7. Хор: С нами Бог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.26 8. Евангелист: от Луки 2: 1, 3–7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.24 9. Хор: Богородице Дево, радуйся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.30 10. Евангелист: от Луки 2: 8–14 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.34 11. Хор: Слава в вышних Богу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.40 12. Евангелист: от Луки 2: 15–20 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.26 13. Интермеццо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.03 14. Хор: Христос раждается, славите . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.56 Часть 2 15. Евангелист: от Луки 2: 21–22, 25–32 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.13 16. Ария (бас): Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко . . . . . . . . . . . . . . 4.06 17. Евангелист: от Луки 2: 33–38 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.36 18. Хор: Богородице Дево . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.52 19. Евангелист: от Матфея 2: 1–6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.31 20. Хор: Рождество Твое, Христе Боже наш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.12 21. Евангелист: от Матфея 2: 7–12 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.49 22. Хор: Дева днесь Пресущественнаго раждает . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.21 23. Евангелист: от Матфея 2: 13–18 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.42 24. Ария (сопрано): Глас в Раме слышен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.05 25. Евангелист: от Матфея 2: 19–23 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.31 26. Фуга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.30 27. Речитатив (бас): 1 Ин. 1: 1–2; 4: 7–10; 5: 19–20 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.31 28. Заключительный хор: Слава в вышних Богу . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.51 Общее время: 70.00 Исполнители: Хибла Герзмава, сопрано (24) Николай Диденко, бас (2, 16, 27) Протодиакон Виктор Шиловский, баритон (4, 6, 8, 10, 12, 15, 17, 19, 21, 23, 25) Хор академии хорового искусства имени В.С. Попова (1, 2, 7, 9, 11, 14, 18, 20, 22, 28) Хор мальчиков московского хорового училища имени А.В. Свешникова (5, 7, 9, 11, 14, 18, 20, 22, 28) Национальный филармонический оркестр России Дирижер – Владимир Спиваков Запись осуществлена в студии Московского международного Дома музыки в июне 2011 г. Звукорежиссер – Татьяна Винницкая Инженеры: Олег Иванов, Андрей Мягков, Дмитрий Мисаилов Инженер монтажа – Дмитрий Мисаилов Мастеринг – Олег Иванов Диск 4 Stabat Mater для сопрано, хора и оркестра (на латинском языке) 1. I. Stabat Mater . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.53 2. II. Virgo virginum . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.30 3. III. Sancta Mater . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.48 4. IV. Paradisi Gloria . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.41 «Песнь восхождения», симфония для хора и оркестра (на русском языке) 5. 1. Из глубины: Пс. 129 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.17 6. 2. Песнь восхождения: Пс. 120 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.17 7. 3. На реках вавилонских: Пс. 136 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.56 8. 4. Хвалите имя Господне: Пс. 134 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.56 9. 5. Аллилуйя: Пс. 148–150 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.19 Concerto grosso 10. I. Adagio molto. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.19 11. II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.35 12. III. Finale . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.47 13. Фуга на тему BACH . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.20 «Песни о смерти» на слова Федерико Гарсиа Лорки для сопрано, гитары и камерного оркестра 14. 1. «Свеча» (пер. М. Кудинова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.57 15. 2. «Песня о маленькой смерти» (пер. Я. Серпина) . . . . . . . . . . . . . . 2.01 16. 3. «Погребение петенеры» (пер. М. Самаева) . . . . . . . . . . . . . . . . 1.39 17. 4. «Газелла о темной смерти» (пер. А. Гелескула) . . . . . . . . . . . . . . 3.23 Общее время: 71.44 Исполнители: Хибла Герзмава, сопрано (3) Светлана Касьян, сопрано (14–17) Соло на гитаре (шестиструнной) – Дмитрий Мурин (14–17) Соло на клавесине – Игорь Гольденберг (10–12) Хор академии хорового искусства имени В.С. Попова (1–2, 4–9) Национальный филармонический оркестр России (1–9) Дирижер – Владимир Спиваков (1–9) Московский государственный академический симфонический оркестр (10–17) Дирижер – Павел Коган (10–17) Записи сделаны: в студии Московского международного Дома музыки в июне 2011 г. (1–9); в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского 7 февраля 2013 года (10–17) Звукорежиссер – Татьяна Винницкая (1–9) Инженеры: Олег Иванов, Андрей Мягков, Дмитрий Мисаилов (1–9) Инженер монтажа – Дмитрий Мисаилов (1–9) Мастеринг – Олег Иванов (1–9) Звукорежиссер – Михаил Спасский (10–17) Инженер монтажа – Алексей Мещанов (10–17) Диск 5 Божественная литургия 1. От восток солнца до запад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.56 2. Ектения великая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.16 3. Благослови, душе моя, Господа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.34 4. Ектения малая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.24 5. Хвали, душе моя, Господа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.53 6. Единородный Сыне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.43 7. Ектения малая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.40 8. Блаженны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.51 9. Приидите, поклонимся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.04 10. Господи, спаси благочестивыя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.21 11. Святый Боже . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.35 12. Апостол (1 Тим 1, 15–17) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.08 13. Аллилуйя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.12 14. Евангелие (Лк. 17, 20–21) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.04 15. Ектения сугубая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.17 16. Ектения перед Херувимской песнью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.29 17. Херувимская песнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.30 18. Милость мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.33 19. Тебе поем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.18 20. Достойно есть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.52 21. Един свят. Причастен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.23 22. Причащение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.26 23. Видехом свет истинный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.48 24. Ектения по святом причащении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.52 25. Буди имя Господне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.21 26. Многолетие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.15 Общее время: 71.00 Исполнители: Московский Синодальный хор Дирижер – Алексей Пузаков (1–11, 13–26) Богослужение совершают: Митрополит Иларион (Алфеев) (2, 4, 7, 10, 12, 14–21, 23–25), Протодиакон Виктор Шиловский (2, 4, 7, 9, 10, 12, 14–19, 21, 22, 24) Чтец Апостола (Дмитрий Долгополов) (12, 13) Записано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храме святителя Николая на Трех Горах, г. Москва, 5 декабря 2006 г. Звукорежиссер и мастеринг – Мария Соболева Диск 6 Всенощное бдение 1. Благослови, душе моя, Господа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.20 2. Блажен муж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.14 3. Свете тихий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.38 4. Ныне отпущаеши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.09 5. Богородице Дево, радуйся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.27 6. Буди имя Господне. Псалом 33 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.10 7. Славословие малое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.00 8. Ектения великая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.45 9. Полиелей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.43 10. Тропари воскресные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.00 11. Ектения малая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.30 12. От юности моея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.43 13. Величит душа моя Господа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.41 14. Великое славословие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.13 15. Ектения сугубая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.05 16. Под твою милость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.39 17. Взбранной Воеводе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.28 18. Тон дэспотин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.07 Общее время: 56.02 Исполнители: Татьяна Жеранже, контральто (16) Евгений Либерман, баритон (4) Московский синодальный хор (1–18) Дирижер – Алексей Пузаков (1–18) Богослужение совершают: Митрополит Иларион (Алфеев) (8, 11, 15) Протодиакон Виктор Шиловский (8, 11, 15) Записано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храме святителя Николая на Трех Горах, г. Москва, 4 декабря 2006 г. Звукорежиссер и мастеринг – Мария Соболева Выпускающий редактор – Елена Растегаева Дизайн – Григорий Жуков Перевод – Николай Кузнецов (англ.) Менеджер проекта – Анастасия Мущиль Цифровое издание: Дмитрий Масляков, Роман Томлянкин |
буклет -------- Музыка митрополита Илариона – замечательная, духовная, проникнутая огромной мощью веры, надежды, а самое главное – любви. Никита Михалков Музыка для меня – лишь одна из форм проповеди и служения. Митрополит Иларион (Алфеев) Творческая судьба композитора, чьи произведения вошли в это издание, весьма необычна. Получив профессиональное музыкальное образование, он в 20-летнем возрасте оставил музыку, принял монашество и всецело посвятил себя служению Церкви. И лишь на сороковом году жизни, после почти двадцати лет творческого молчания, он неожиданно для самого себя возобновил композиторскую деятельность и в сравнительно короткий срок создал несколько масштабных произведений, среди которых первые русские «Страсти по Матфею» и первая русская «Рождественская оратория». На сегодняшний день митрополит Иларион (Алфеев) – автор произведений самых разных жанров: от камерной музыки до масштабных ораториальных сочинений. Он является одним из наиболее часто исполняемых современных российских композиторов, чьи концерты неизменно вызывают горячий отклик у публики. За период с весны 2007 по начало 2017 года в России и за рубежом состоялось более 200 концертов, целиком посвященных исполнению его произведений. Митрополит Иларион известен как один из ведущих теологов, автор многочисленных монографий, статей в периодической печати, переводов с древних языков. В общей сложности ему принадлежит более 1000 публикаций, включая 30 книг, переведенных на многие языки. Свое музыкальное образование будущий митрополит начал в Московской специальной музыкальной школе имени Гнесиных и продолжил в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу композиции. Приняв монашество и священство в 1987 году, отец Иларион на долгие годы прекратил систематические занятия музыкой. В течение пяти лет он служил священником в Литве; затем учился в Оксфордском университете, окончив его в 1995 году со степенью доктора философии; в течение шести лет служил в московском храме святой Великомученицы Екатерины на Всполье. В эти годы написаны основные научные и богословские труды отца Илариона, снискавшие ему широкую известность в России и за рубежом. В 2002 году решением Святейшего Патриарха и Священного синода, игумен Иларион (Алфеев) был возведен в сан епископа и назначен представителем Русской Православной Церкви при Европейском союзе. С 2003 года – епископ Венский и Австрийский, управляющий епархиями Московского патриархата в Австрии и Венгрии. С 2009 года митрополит Иларион занимает один из ключевых постов в руководстве Русской Православной Церкви – председателя Отдела внешних церковных связей и Постоянного члена Священного синода. Параллельно он является ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия и настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. В 2010 году возведен в сан митрополита. С 2011 года – председатель Синодальной библейско-богословской комиссии. В дополнение к ряду почетных докторских и профессорских степеней в области богословия митрополит Иларион в 2012 году был удостоен званий доктора музыки honoris causa Богословской семинарии Нашота Хаус (США) и почетного профессора Уральской государственной консерватории. Настоящая коллекция из шести дисков представляет музыкальное творчество митрополита Илариона в разных жанрах. Первые два диска посвящены монументальному вокально-симфоническому циклу «Страсти по Матфею» – произведению для солистов, хора и оркестра, состоящему из 48 номеров общей продолжительностью около двух часов. Традиционность замысла сочетается в этом произведении с яркостью и оригинальностью воплощения; будучи профессиональным композитором, автор «Страстей» черпает вдохновение в традициях церковной музыки христианского Востока и Запада, а как священнослужитель, на протяжении многих лет несущий слово Божие людям, он находит особенно доходчивые формы передачи текста, способные проникнуть в самое сердце слушателя. Высокое музыкальное мастерство, разнообразие, цельность, эмоциональная насыщенность и духовная глубина – все эти качества делают «Страсти по Матфею» уникальным явлением в истории современного музыкального искусства. В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Разделенное на 16 частей, оно исполняется на русском языке в манере, характерной для чтения Евангелия в православном храме. Евангельские отрывки чередуются с музыкальными номерами – речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы (в отдельных случаях оригинальные славянские тексты упрощены или адаптированы автором музыки). Некоторые номера исполняются только оркестром, другие – хором a capella, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга. В восприятии Страстей Христовых православная традиция значительно отличается от западной (католической или протестантской). Взирая на распятого Иисуса, православный христианин видит не столько страдающего Человека, сколько Бога в Его неизменной и вечной славе – Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть для спасения всех людей. Размышляя о смерти Иисуса, православный христианин ни на миг не забывает о Его воскресении. Подобное же отношение отражено и в богослужебных текстах Страстной седмицы, которые легли в основу «Страстей» и определили их общее настроение. Лирический, эмоциональный элемент в произведении не является преобладающим. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека – именно в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Христа. Произведение разделено на четыре тематических части, внутри которых номера исполняются без перерыва. Каждая часть имеет свою законченную структуру, включающую одну арию и одну фугу. В совокупности четыре фуги исполняют роль «несущей конструкции» всего сочинения. Первое исполнение «Страстей по Матфею» состоялось 27 марта 2007 года в Большом зале Московской консерватории. Хором и оркестром дирижировал Владимир Федосеев, в зале присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий, обратившийся к слушателям с приветственным словом, и митрополит Смоленский (ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл. С тех пор сочинение исполнялось не менее сотни раз в различных городах России, а также во многих зарубежных странах, неизменно вызывая восторженные овации публики. На третьем диске звучит «Рождественская оратория». Это сочинение было написано митрополитом Иларионом в 2007 году и впервые исполнено на рождественских концертах 2007/2008 годов в Вашингтоне и в Москве. В основе произведения – рассказ о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа по Евангелиям от Матфея и Луки. В качестве либретто автор использовал богослужебные тексты Православной Церкви, посвященные праздникам Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Сретения Господня. Ораторию отличает монументальность замысла, насыщенность хорового и оркестрового письма, выразительность мелодического стиля и широкое использование полифонии. На протяжении всего цикла речитативы баса и баритона-Евангелиста чередуются с оркестровыми, хоровыми и вокально-симфоническими номерами. Музыкальную драматургию произведения можно охарактеризовать как движение от мрака к свету, от Ветхого Завета к Новому, от томительного ожидания пришествия Мессии к ликующей радости о спасении человечества воплотившимся Богом. В славословии родившемуся в Вифлееме Богомладенцу ангелы объединяются с людьми: эту двуединую хвалу символизирует совместное или поочередное пение хора мальчиков и смешанного хора. Четвертый диск коллекции собрал несколько сочинений, более компактных по форме в сравнении с произведениями, представленными на трех первых дисках. Программа четвертого диска открывается кантатой «Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра. Это произведение создавалось в 2007–2011 годах. Идея написать Stabat Mater посетила митрополита Илариона еще в период работы над «Страстями по Матфею». «В Евангелии от Матфея ничего не сказано о Матери Божией, стоящей у Креста, – говорит композитор. – Но мне хотелось написать сочинение, которое было бы посвящено именно этой теме. Это вечная тема: Мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божия Матерь, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему Сыну – воплотившемуся Богу». Стиль барокко превалирует в первой части произведения (Stabat Mater), написанной в форме пассакалии – вариаций на повторяющийся бас. Однако вторая часть (Virgo virginum) выводит слушателя в иную музыкальную стилистику: это двойная фуга с проведением музыкальных тем во всех двенадцати минорных тональностях. Основная тема фуги являет собой уникальный сплав музыкальных элементов: она содержит известный «мотив креста», апеллирует как к лирическим протяжным напевам русского музыкального фольклора, так и к церковным песнопениям. Тематической основой третьей части (Sancta Mater), арии сопрано с солирующим гобоем, послужил один из контрапунктов второй части, получивший здесь новое, лирическое развитие. Четвертая часть (Paradisi gloria) написана в жанре perpetuum mobile: музыка движется непрерывно в едином ритме с постоянно нарастающим драматическим напряжением. Симфония «Песнь восхождения» была создана в течение одной недели в августе 2008 года на слова семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из них имеют в Библии подзаголовок «Песнь восхождения», что и дало название всему произведению. Многие композиторы на протяжении XVIII–XX веков обращались к псалмам. Среди наиболее известных произведений XX века на слова Псалтири – «Симфония псалмов» Игоря Стравинского и «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна. Симфония митрополита Илариона продолжает эту традицию. Пятичастная симфония имеет общую сквозную драматургию: восхождение из глубин отчаяния (I–III части) к восторженной хвале Богу (IV–V части). Первая часть, пассакалия, построенная на ре-минорной гамме, написана на текст 129 псалма. Это один из самых скорбных псалмов, выражающий состояние души человека, который лишен надежды и «из глубины» взывает к Богу с молитвой о спасении. В основу второй части, написанной в форме фуги, легли слова 120 псалма, основная тема которого – надежда на Бога, оберегающего верующего от всякого зла. Третья часть, на слова 136 псалма, представляет собой лирическую кульминацию цикла: псалом повествует о трагической судьбе еврейского народа во время вавилонского плена; основные его темы – тоска по родине, клятва на верность отечеству, воспоминания о песнях родной земли. Заключительные две части симфонии вбирают в себя круг более светлых образов, подводя к высотам молитвенного ликования и хвале Господу. Не случайно в IV и V частях заметно усиливается роль хора как персонифицированного начала. Стройность форме всего цикла придает тематическая арка между кодой финала и пассакалией первой части, тема которой превращается в ре-мажорный звукоряд в заключительных тактах симфонии, завершающейся торжественным и ликующим «Аллилуйя». В «Concerto grosso», написанном в 2012 году для четырех солистов, струнного оркестра и клавесина, автор вновь использовал преимущественно барочную стилистику. Вступление первой части и кода третьей образуют тематическую арку, внутри которой помещается весь музыкальный материал произведения. Главная тема первой части содержит аллюзию на инструментальную музыку Баха. В основе лиричной второй части лежит характерная для баховского стиля «бесконечная мелодия»: тема проходит поочередно в партиях солистов и затем звучит в исполнении всего оркестра. В начале стремительного финала солирует скрипка, поддерживаемая воздушным звучанием оркестра, напоминая своим изяществом скрипичные концерты Вивальди, однако в коде вновь возвращается тема вступления из первой части, замыкая собой весь цикл. «Фуга на тему ВАСН». Представляя собой музыкальный мотив из четырех нот (си-бемоль–ля–до–си-бекар), каждой из которых соответствует одна буква латинского алфавита, тема ВАСН является одной из наиболее популярных у композиторов в последние несколько столетий. В эпоху барокко она использовалась в произведениях религиозной тематики, как воплощение идеи креста. Иоганн Себастьян Бах неоднократно обращался к этому музыкальному мотиву, но, пожалуй, самым известным примером его использования стала неоконченная фуга из «Искусства фуги». Как правило, композиторы, включая самого Баха, создавая произведения на эту тему, добавляли к ее четырем нотам несколько дополнительных для придания мелодии завершенности. Митрополит Иларион в своей «Фуге на тему BACH» использует в качестве темы только четыре ноты, не добавляя более ничего, и развитие музыкального материала строится на многократном проведении мотива в разных тональностях. Как и другие произведения автора фугу отличают эмоциональная напряженность и экспрессия. В данном издании звучит версия для солистов и струнного оркестра. Однако автором был сделан и другой вариант фуги – для симфонического оркестра. Заключительное произведение диска – «Песни о смерти». Интересна история их создания: в 1983 году 17-летний Григорий Алфеев написал вокальный цикл для тенора и фортепиано «Четыре стихотворения Гарсиа Лорки», исполненный позже на выпускном экзамене в школе имени Гнесиных и на вступительных экзаменах в Московской государственной консерватории. Великий испанский поэт ХХ века был, по собственному признанию митрополита Илариона, его любимым поэтом с детства. Все четыре стихотворения, избранные для вокального цикла, посвящены теме смерти. Идея цикла родилась под влиянием «Песен и плясок смерти» Мусоргского и 14 симфонии Шостаковича, первые две части которой написаны на слова Федерико Гарсиа Лорки. В 2012 году композитор вернулся к своему раннему сочинению с тем, чтобы оркестровать его, причем в оркестровке, помимо традиционного камерного состава, он использовал и классическую гитару. В новой редакции произведение было названо «Песни о смерти». На настоящем диске вокальную партию исполняет сопрано. Последние два диска содержат музыку, предназначенную для литургического употребления. На пятом диске коллекции представлена «Божественная литургия». Особенностью записи является то, что она производилась не в студии и не на концертной площадке, а в храме, причем записывалась не «инсценированная», а реально отслуженная Божественная литургия, которую совершал сам автор музыки. В Православной Церкви литургия – главное богослужение суточного круга, посвященное воспоминанию Тайной вечери; центральный момент литургии – причащение Святых Христовых Тайн. В силу особого характера литургии пение за этим богослужением должно быть проникнуто духом молитвы, помогая верующему внутренне подготовиться к причастию. Менее всего духу литургии соответствует концертный, оперный стиль, характерный для многих духовно-музыкальных композиций XIX века, исполняемых в некоторых православных храмах и поныне. В отличие от протестантских и католических богослужений, представляющих собой, как правило, серию разрозненных молитвенных действий, прерываемых паузами, литургия в православной традиции развертывается как единая неразрывная мистерия. С первого же возгласа священника верующие погружаются в стихию молитвы, не прерываемой ничем. Одни за другими, без перерыва, следуют ектении, антифоны, чтения Апостола и Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон, причастие. Вся служба проходит на одном дыхании, все подчинено единому внутреннему ритму. По православному учению в совершении литургии участвует не только Церковь земная, но и Церковь небесная – не только люди, но и ангелы. Единство и цельность литургии и в то же время ее надмирный, неземной характер – все это отражено в музыке митрополита Илариона. В предисловии к первому изданию нот Божественной литургии митрополит Иларион написал: «При работе над этой музыкой мне помогал многолетний опыт предстояния перед Престолом Божиим. Мне хотелось написать такую музыку, которая не отвлекала бы ни меня самого от совершения священнодействия и произнесения уставных молитв, ни верующих от молитвенного участия в богослужении... При исполнении этого сочинения за богослужением у молящегося должно создаваться ощущение, что он слышит знакомые напевы, и его слух не должен отвлекаться новизной или необычностью музыки». Музыку литургии отличает особая духовная проникновенность. Основное настроение всех песнопений – спокойное, просветленное и молитвенное. Основная тональность Фа мажор, в качестве дополнительных тональностей используются До мажор и ре минор. Мелодии песнопений, вошедших в состав литургии, – простые и запоминающиеся, похожие на обиходные напевы. В некоторых случаях мелодии прямо заимствованы из обихода. Литургия была написана композитором в течение первой декады июня 2006 года. Об условиях, в которых создавалась музыка, автор рассказывает: «Будучи обременен различными церковными послушаниями, в том числе многочисленными командировками, я не имею возможности систематически заниматься сочинением музыкальных композиций. Время работы над музыкой литургии совпало с моими поездками по служебным делам из Будапешта в Москву, а затем из Вены в Женеву. Значительная часть музыки была написана в пути. В частности, “Блаженны” писались в зале ожидания аэропорта Шереметьево, “Святый Боже” – в самолете Москва–Будапешт, великая и сугубая ектении – в женевском аэропорту». Первое исполнение литургии состоялось 6 июля 2006 года, в праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, в московском храме святителя Николая в Толмачах. Первое концертное исполнение отдельных номеров литургии тем же хором состоялось 7 декабря 2006 года в Большом зале Московской консерватории. С тех пор произведение регулярно исполняется во время богослужений в православных храмах. В современной практике Русской Православной Церкви всенощным бдением называется богослужение, состоящее из вечерни и утрени. Это богослужение длится около двух с половиной часов и совершается накануне праздничных и воскресных дней. По своему общему настроению всенощное бдение является молитвенным приготовлением к Божественной литургии, совершаемой на следующий день, и вместе с литургией составляет единый суточный богослужебный цикл. «Всенощное бдение» митрополита Илариона, звучащее на шестом диске данного издания, тематически и интонационно связано с написанной им ранее Божественной литургией: так, ектении литургии и бдения построены на одном музыкальном материале. Основной тональностью бдения, как и литургии, является Фа мажор, лишь некоторые номера написаны в тональностях близкого родства (ре минор, фа минор и До мажор). Таким образом, два цикла, созданные автором в течение одного года, естественным образом объединяются в единый суточный круг богослужения. В основе идеи всенощного бдения, как и литургии, лежит композиционная целостность богослужения. В Древней Руси хоровое пение было унисонным, и большинство песнопений всенощного бдения вплоть до XVI века исполнялось знаменным распевом; песнопения записывались специальными знаками-крюками. В XVI веке с Запада на Русь начала проникать линейная нотация, позволявшая обозначать абсолютную высоту каждого звука, а вместе с ней и трех- или четырехголосное партесное пение (т.е. пение по партиям). К XVIII веку певческий обиход стали составлять разрозненные песнопения партесного стиля вперемешку с песнопениями древних распевов. Это нарушило внутреннюю и интонационную целостность богослужения, превратило его в серию не связанных между собой концертных номеров. Ко второй половине XIX – началу ХХ века относятся попытки церковных и светских композиторов решить проблему композиционной целостности богослужения путем создания полных циклов всенощного бдения. Среди авторов полных всенощных – П. Чайковский, А. Никольский, А. Гречанинов, С. Рахманинов, А. Архангельский, П. Чесноков. Традиция создания всенощных не прервалась и в послереволюционное время. Митрополит Иларион в цикле «Всенощное бдение» опирается на многовековую традицию русского церковного пения, преломленную через призму авторского музыкального восприятия и литургического опыта. Музыку бдения отличает напевность мелодий, простота и ясность гармонического языка, эмоциональная сдержанность и духовная глубина. В отдельных номерах используются традиционные обиходные напевы. В частности, в «Тропарях воскресных» и в заключительной части «Великого славословия» использован знаменный распев, звучащий в унисон, и исоном или в гармонизации. Предначинательный псалом «Благослови, душе моя, Господа» написан на мелодию греческого распева. Мелодия песнопения «Свете тихий» интонационно близка киевскому распеву, а в песнопении «Взбранной Воеводе» воспроизведен современный греческий напев по версии обихода Соловецкого монастыря. Два песнопения из всего цикла написаны для солирующего голоса в сопровождении хора: «Ныне отпущаеши» (для баритона) и «Под Твою милость» (для альта). В них слышны интонации русской песни. В произведении преобладает гомофонно-гармонический склад, наиболее характерный для русской духовной музыки последних столетий. Лишь изредка, в частности, в музыке предначинательного псалма, использованы элементы полифонии. Всенощное бдение было написано в Москве в период между серединой июля и серединой августа 2006 года. Впервые исполнено 7 декабря в Большом зале Московской консерватории Хором Государственной Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова. |
Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, народный артист СССР. Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева в опере – в театре им. Кирова (ныне Мариинский театр). С 1974 года Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, с 1997 по 2006 – главный дирижер Венского симфонического оркестра; с 1997 – постоянный гостевой дирижер оперного театра Цюриха, с 2000 – первый гостевой дирижер оркестра Токийской филармонии, приглашенный дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра Французского радио (Париж), симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. Является первым исполнителем многих произведений Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова (СССР), Кшиштофа Пендерецкого (Польша), Рагнара Седерлинга (Норвегия) и других. Среди наград и почетных званий маэстро – «Золотой Орфей» французской национальной академии грамзаписи (за оперу Римского-Корсакова «Майская ночь»), Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича); орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден «Почетного Креста I степени» за заслуги в культуре Австрии, Золотая медаль Международного общества Густава Малера, орден преподобного Сергия Радонежского I степени. Владимир Спиваков – скрипач и дирижер, народный артист СССР. Будучи молодым музыкантом, Спиваков стал лауреатом престижных конкурсов в Париже, Генуе, Монреале и Москве. В 1975 году после гастролей Спивакова в США началась его международная карьера, он выступал с лучшими оркестрами мира. В 1979 году Владимир Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», став его дирижером и солистом. В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный фестиваль в Кольмаре (Франция). С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием мировых звезд и молодых музыкантов. В. Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году был создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. В 1999–2002 годы В. Спиваков являлся главным дирижером Российского национального оркестра, а в 2003 году стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. Владимир Спиваков удостоен Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации, ордена «Дружбы народов», ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени и II степени, двух высших наград Франции – ордена Искусств и Литературы и ордена Почетного Легиона. Павел Коган – скрипач, дирижер, лауреат Международного конкурса скрипачей им. Сибелиуса в Хельсинки (1970), народный артист РФ (1994). Дирижерский дебют Когана, ученика И. Мусина и Л. Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. С тех пор он выступал с ведущими советскими оркестрами. С 1989 года Павел Коган является художественным руководителем и главным дирижером прославленного Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО). Выступает с лучшими оркестрами, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский симфонический оркестр, симфонические оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос-Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр радио и телевидения Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы. За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Коган был удостоен Государственной премии России. Он является действительным членом Российской академии искусств, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена Искусств и литературы, и других российских и международных наград. Алексей Пузаков – один из ведущих российских хоровых дирижеров, основатель и художественный руководитель Хора Государственной Третьяковской галереи, заслуженный артист России. Родился в 1966 году. Ученик и продолжатель традиции знаменитого московского регента Н.В. Матвеева, стремившегося объединить высокий артистизм исполнения с благоговейно-молитвенным отношением к церковному пению. Во второй половине 1980 годов Пузаков руководил церковными хорами в Москве и Вильнюсе. В начале 1990-х им создан Хор Государственной Третьяковской галереи, за годы своего существования ставший одним из лучших хоровых коллективов Москвы. В 2009 году возглавил Московский Синодальный хор, ведущий широкую концертную деятельность и регулярно участвующий в богослужениях в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Большая Ордынка. Хибла Герзмава (сопрано) – одна из наиболее востребованных российских певиц на мировой оперной сцене. Окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и аспирантуру консерватории (класс профессора И.И. Масленниковой). С 1995 года – солистка Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 2010 году Хибла Герзмава была удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» и премии Casta Diva в номинации «Лучшая певица», а также Премии Москвы в области литературы и искусства. Хибла Герзмава пела в Мариинском театре в Петербурге, Театре Елисейских полей и театре Шатле в Париже, Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Парижской опере, театре Комунале во Флоренции, Софийской опере, театре Лисеу в Барселоне, Баварской государственной опере в Мюнхене, Римской опере, театре Бунка Кайкан в Токио. Выступала с сольными концертами во Франции, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Греции, Испании, Швеции, Турции, США, Японии и по всей России. Стала одним из организаторов фестиваля «Хибла Герзмава приглашает...» в Абхазии. Лауреат III премии конкурса «Вердиевские голоса» (Италия, 1993), II премии Международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса (Барселона, 1994), II премии Международного конкурса вокалистов имени Н.А. Римского-Корсакова (Петербург, 1994). Гран-при X Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 1994). Народная артистка Абхазии (2006), народная артистка России (2012). Николай Диденко (бас) окончил Московское хоровое училище имени А.В. Свешникова. В 1996 году продолжил образование в Академии хорового искусства (ныне имени В.С. Попова). В 2003 году там же окончил аспирантуру (класс Дмитрия Вдовина). В 2002–2003 годах – ведущий солист московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова, в 2003–2005 – артист Оперной студии Большой оперы Хьюстона (США). С 2003 года выступает на сценах оперных театров и концертных залов Нью-Йорка, Вашингтона, Хьюстона, Парижа, Лондона, Берлина, Барселоны, Мадрида, Копенгагена, Кёльна, Варшавы, Зальцбурга, Москвы и др. Певец обладает обширным и разнообразным оперным и концертным репертуаром. Николай Диденко сотрудничал с такими известными дирижерами, как Антонелло Аллеманди, Патрик Саммерс, Эдоардо Мюллер, Нелло Санти, Марко Армильято, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Рудольф Баршай, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский. С 2005 года Николай Диденко является художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход, поющие реки России», направленной на творческое развитие и реабилитацию музыкально одаренных детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных, неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Протодиакон Виктор Шиловский (баритон) родился 27 сентября 1959 года в Вене в семье священника. После окончания средней школы поступил в Венскую консерваторию, которую окончил в 1992 году по классу сольного оперного пения. С детских лет прислуживал в венском Свято-Николаевском кафедральном соборе Русской Православной Церкви. В 1978–1984 годах учился в Ленинградской духовной семинарии. 19 октября 1986 года рукоположен в сан диакона, в 1995 году возведен в сан протодиакона. Награжден орденами и медалями Русской Православной Церкви. Солист Венской оперы, финалист международных оперных конкурсов. Неоднократно участвовал в исполнении духовных произведений митрополита Илариона (Алфеева), в том числе в премьерах «Страстей по Матфею» и «Рождественской оратории». Светлана Касьян (сопрано) родилась 24 июля 1984 года в Батуми (Грузия). В 2006 году окончила музыкальный колледж в Актобе (Казахстан) и в 2011 году Московскую консерваторию, класс Г. Писаренко, стажировалась у Д. Вдовина, а также у Пласидо Доминго в Вашингтоне. Лауреат V Международного конкурса вокалистов в г. Нинбо (Китай). С 2009 по 2011 годы – член молодежной программы Большого театра, в 2010 дебютировала на сцене Большого театра в партии Купавы в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», позднее выступала на этой же сцене в партиях Фата Морганы («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева) и Настасьи («Чародейка» П. Чайковского). В 2011 году спела главную партию в опере Дж. Пуччини «Тоска» в Екатеринбургском оперном театре и в том же году – в Большом театре. В последующие годы выступала на сцене мировых оперных театров в партиях королевы Елизаветы («Дон Карлос» Дж. Верди), Чио-Чио-Сан («Мадам Батерфляй» Дж. Пуччини), партии Ли («Турандот» Дж. Пуччини) и других. Работает с такими дирижерами, как Кент Нагано, Джанандреа Нозеда, Стефан Антон Рек, Кристофер Мулдс, Павел Коган, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский. Дмитрий Мурин (гитара) – молодой российский гитарист, вокалист и дирижер, лауреат международных конкурсов, старший преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве. Дмитрий является художественным руководителем и организатором крупнейшего в России Международного конкурса и фестиваля гитаристов имени Александра Фраучи в Москве. Музыкант ведет активную концертную деятельность, выступает в разных странах, играет на сценах лучших концертных залов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Сотрудничает со многими известными музыкантами, коллективами и оркестрами. Дмитрий является арт-директором, одним из основателей и участником гитарного квартета имени Фраучи. Игорь Гольденберг (клавесин) – выпускник Московской консерватории имени П.И. Чайковского по классам композиции, фортепиано и органа. Член Союза композиторов России, основатель ансамбля «Sebastien», уделяющего особое внимание старинной музыке. Стажировался у ведущих зарубежных профессоров, среди которых M. Хазельбёк (Австрия), Ж. Гийу (Франция), П. Kee (Голландия), Э. Kойман (Голландия), Л. Ломан (Германия), Й. Труммер (Австрия), K. Който (Швейцария). Окончил Высшую школу музыки в Лозанне. Принимал участие в многочисленных концертах и фестивалях в России и за рубежом. Как органист работал с такими дирижерами, как Владимир Федосеев, Владимир Минин, Михаил Плетнев, Саулюс Сондецкис, Юстус Франц и др. Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был организован в 1930 году и предназначался для трансляций по радио классической музыки. Его первым руководителем стал Александр Орлов. В ходе постепенного становления коллектива, репертуара, его функции как оркестра для радиотрансляций значительно расширились и музыканты принимали участие в концертах как в СССР, так и за рубежом. Художественными руководителями и главными дирижерами оркестра в разные годы были такие выдающиеся музыканты, как Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский. С 1974 года и по сей день его возглавляет Владимир Федосеев. С оркестром выступали и записывались в разные годы Эмиль Гилельс, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году и является одним из старейших симфонических оркестров России. Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Впоследствии оркестром руководили такие прославленные советские музыканты, как Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, но был известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С.С. Прокофьева, Н.Я Мясковского, Д.Д. Шостаковича, Р.М. Глиэра. Оркестр ежегодно дает концерты в Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени П.И. Чайковского, в том числе в рамках популярных персональных и смешанных абонементных циклов; выступает в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича и на сценах других городов России, проводит турне за рубежом. Национальный филармонический оркестр России (НФОР) был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России. В составе оркестра объединены лучшие представители оркестровой элиты и талантливые молодые музыканты. Оркестр возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер Владимир Спиваков. С НФОР сотрудничают и регулярно выступают выдающиеся маэстро, в том числе постоянные приглашенные дирижеры Джеймс Конлон и Александр Лазарев, а также Кшиштоф Пендерецкий, Юкка-Пекка Сарасте, Джон Нелсон, Мишель Плассон, Кен-Дэвид Мазур и другие. Своей важнейшей задачей НФОР считает преемственность традиций трех великих русских дирижеров – Евгения Мравинского, Кирилла Кондрашина и Евгения Светланова. В концертных программах оркестра принимают участие выдающиеся музыканты: звезды мировой оперной сцены, прославленные солисты-инструменталисты. Репертуар НФОР охватывает период от ранних классических симфоний до новейших сочинений современности. Национальный филармонический оркестр России дает концерты и проводит фестивали в различных регионах страны, ежегодно принимает участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция), регулярно гастролирует в США, Японии, странах Европы и СНГ. Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова принадлежит учебному заведению, созданному в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А.В. Свешникова. В сентябре 2009 года академии присвоено имя ее основателя – выдающегося дирижера-хормейстера, народного артиста СССР, профессора Виктора Сергеевича Попова. Академия объединила в своих стенах начальную, среднюю, высшую ступени профессионального обучения и аспирантуру. Наряду с образовательным процессом одной из основ полноценной подготовки музыкантов академии является насыщенная концертная деятельность. Большим хором академии исполнено более 2000 произведений и записано более 40 компакт-дисков. Он выступает в различных регионах России и за ее пределами, а также участвует в международных музыкальных фестивалях. Среди важнейших культурных событий, в которых принимал участие хор академии, мировые премьеры оратории Э. Денисова «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» во Франкфуртской Alte Oper (1994), песнопения К. Пендерецкого «Слава Святому Даниилу, князю Московскому» (Москва, 1997), духовных сочинений митрополита Илариона (Алфеева) (Москва, 2009–2012). С 2008 года хором руководит Алексей Петров – выпускник Академии хорового искусства, лауреат первой премии I Московского конкурса хоровых дирижеров (2005), кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой хорового дирижирования АХИ. Хор мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова был образован в 1944 году одновременно с основанием А.В. Свешниковым этого учебного учреждения. В 1970 годы коллектив возглавил ученик А.В. Свешникова, выдающийся мастер хорового дела В.С. Попов. С созданием Академии хорового искусства хор мальчиков стал частью единого хора академии и в то же время остался самостоятельным творческим коллективом. В настоящее время хором руководят заслуженный артист России Александр Шишонков и Андрей Герасименко. Московский синодальный хор создан в начале 1990-х годов. В репертуаре хора – многочисленные произведения русских церковных композиторов, в том числе Литургия и Всенощное бдение Рахманинова, Литургия Чайковского. Большое внимание А. Пузаков и возглавляемый им хор уделяют музыке Баха («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», кантаты). Достойное место в репертуаре хора отведено музыке современных композиторов, таких как Арво Пярт, Георгий Свиридов, епископ Иларион (Алфеев). Многие хоровые произведения Пярта были впервые исполнены в России именно Московским Синодальным хором. Хор регулярно выступает с концертами в Большом зале Московской консерватории, гастролирует в странах Западной Европы, в том числе в Великобритании, Франции, Италии, Испании, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Исландии. |