2 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02454 (5 CD) 2016, дата записи: 2016 |
Иоганн Себастьян Бах Диск 1 Сюита № 1 для виолончели соло Соль мажор, BWV 1007 1 Прелюдия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.10 2 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.29 3 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.35 4 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.43 5 Менуэт I – Менуэт II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.58 6 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.51 Сюита № 2 для виолончели соло ре минор, BWV 1008 7 Прелюдия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.54 8 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.28 9 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.11 10 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.54 11 Менуэт I – Менуэт II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.37 12 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.46 Соната № 1 для виолончели и фортепиано Соль мажор, BWV 1027 13 I. Adagio – II. Allegro ma non tanto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.37 14 III. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.09 15 IV. Allegro moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.21 Соната № 2 для виолончели и фортепиано Ре мажор, BWV 1028 16 I. Adagio – II. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.48 17 III. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.07 18 IV. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.25 Общее время: 72.12 Александр Загоринский, виолончель Эйнар Стин-Ноклеберг, фортепиано (13–18) Диск 2 Сюита № 3 для виолончели соло До мажор, BWV 1009 1 Прелюдия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.44 2 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.05 3 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.01 4 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.20 5 Бурре I – Бурре II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.59 6 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.22 Сюита № 4 для виолончели соло Ми-бемоль мажор, BWV 1010 7 Прелюдия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.22 8 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.17 9 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.10 10 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.01 11 Бурре I – Бурре II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.55 12 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.02 Соната № 3 для виолончели и фортепиано соль минор, BWV 1029 13 I. Vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.42 14 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.26 15 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.49 Общее время: 71.23 Александр Загоринский, виолончель Эйнар Стин-Ноклеберг, фортепиано (13–15) Диск 3 Сюита № 5 для виолончели соло до минор, BWV 1011 1 Прелюдия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.15 2 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.44 3 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.56 4 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.04 5 Гавот I – Гавот II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.32 6 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.27 Сюита № 6 для виолончели соло Ре мажор, BWV 1012 7 Прелюдия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.05 8 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.43 9 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.11 10 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.48 11 Гавот I – Гавот II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.08 12 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.23 Общее время: 68.22 Александр Загоринский, виолончель Диск 4 Французская сюита № 1 ре минор, BWV 812 1 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.25 2 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.03 3 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.25 4 Менуэт I – Менуэт II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.10 5 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.32 Французская сюита № 2 до минор, BWV 813 6 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.03 7 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.55 8 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.34 9 Ария . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.33 10 Менуэт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.52 11 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.15 Французская сюита № 3 си минор, BWV 814 12 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.45 13 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.13 14 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.32 15 Англез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.29 16 Менуэт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.59 17 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.17 Общее время: 50.11 Эйнар Стин-Ноклеберг, фортепиано Диск 5 Французская сюита № 4 Ми-бемоль мажор, BWV 815 1 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.36 2 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.47 3 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.08 4 Гавот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.21 5 Менуэт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.01 6 Ария . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.40 7 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.36 Французская сюита № 5 Соль мажор, BWV 816 8 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.16 9 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.39 10 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.40 11 Гавот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.15 12 Бурре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.22 13 Лур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.35 14 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.34 Французская сюита № 6 Ми мажор, BWV 817 15 Аллеманда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.34 16 Куранта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.31 17 Сарабанда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.13 18 Гавот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.17 19 Полонез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.31 20 Менуэт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.43 21 Бурре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.29 22 Жига . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.32 Общее время: 49.30 Эйнар Стин-Ноклеберг, фортепиано Запись 2016 г. Звукорежиссер – Александр Волков Редакторы: Дмитрий Масляков, Наталья Сторчак Дизайн – Григорий Жуков Фото – Таня Сазанская Текст – Борис Мукосей Перевод – Николай Кузнецов Виолончель работы мастера Андрея Зубенко |
Фирма «Мелодия» представляет запись камерной музыки Иоганна Себастьяна Баха в исполнении дуэта Александра Загоринского (виолончель) и Эйнара Стин-Ноклеберга (фортепиано, Норвегия). История ансамбля началась в 2002 году. Его участники демонстрируют выдающееся профессиональное мастерство и полное единодушие в эмоционально-стилевом прочтении музыки. Если первый совместный диск Александра Загоринского и Эйнара Стин-Ноклеберга, выпущенный фирмой «Мелодия», был посвящен эпохе романтизма, то на этот раз они обратились к музыке Иоганна Себастьяна Баха. В комплекте представлены три сонаты для виолончели и клавира, шесть сольных виолончельных сюит и шесть «Французских сюит» для клавира. Свою запись музыканты посвятили Татьяне Николаевой – выдающейся отечественной пианистке, победительнице Международного конкурса имени И.С. Баха; ее концерты оказали значительное влияние на формирование музыкального вкуса обоих музыкантов. В детстве моя музыкальная жизнь во многом проходила под впечатлением от фортепианного искусства знаменитой советской пианистки Татьяны Петровны Николаевой. Мой дедушка был страстным поклонником ее таланта и постоянно водил нас с сестрой на ее концерты в филармонию. Мы посещали все концерты Татьяны Петровны в Москве. Это было самое лучшее музыкальное образование. Особенно впечатляющим было исполнение Николаевой музыки И.С. Баха. Татьяна Петровна получила первую премию на I Международном конкурсе имени И.С. Баха в Лейпциге; она исполняла все клавирные сочинения Баха и всегда наизусть. Особенно мне запомнился цикл исторических концертов в Большом зале Московской консерватории, когда Татьяна Петровна со своими учениками исполнила все 12 клавирных концертов Баха для одного, двух, трех и четырех фортепиано с Литовским камерным оркестром, которым дирижировал Саулюс Сондецкис. Эти концерты производили сильное впечатление ярким исполнением, высочайшим качеством звучания, гениальной музыкой. Народная артистка СССР, профессор Московской консерватории, лауреат государственных премий Татьяна Петровна Николаева много гастролировала, вела мастер-классы в разных странах и воспитала большое количество учеников по всему миру. Своей яркой, артистичной игрой и своим удивительным творческим и личностным обаянием она оказала огромное влияние на многих музыкантов мира. Приезжая в Москву, выдающийся норвежский пианист Эйнар Стин-Ноклеберг каждый раз с благодарностью вспоминает Николаеву и много рассказывает об общении с ней на международных мастер-классах, конкурсах. Татьяна Петровна неоднократно выступала и в Норвегии. Эйнар Стин-Ноклеберг вспоминает о многих творческих советах русской пианистки, которым он следовал в своей исполнительской практике. Особенно это касается интерпретации музыки Баха и Шостаковича. Общая память о великом искусстве Татьяны Николаевой привела нас к идее записать альбом из произведений Баха. Запись шести сюит для виолончели соло, шести «Французских сюит» для фортепиано и трех сонат для виолы да гамба и чембало в переложении для виолончели и фортепиано мы решили посвятить памяти великой русской пианистки Татьяны Петровны Николаевой. Александр Загоринский Три сонаты для виолы да гамба и клавира были написаны Иоганном Себастьяном Бахом между 1717 и 1723 годами в период пребывания на посту капельмейстера и «директора камерной музыки» в Кётене. Княжеский двор Кётена исповедовал кальвинизм, при котором не допускалось звучание органа в церкви. А потому Бах был освобожден от обязанности участвовать в церковных службах, но зато в свое распоряжение он получил капеллу из 17 великолепных музыкантов и дружескую поддержку князя Леопольда – страстного любителя музыки. Не слишком обремененный служебными обязанностями Бах активно работал в оркестровых, концертных, сольных и камерных инструментальных жанрах. В Кётене были написаны «Бранденбургские концерты» и оркестровые «увертюры» (сюиты), концерты для различных инструментов, первый том «Хорошо темперированного клавира», множество сольных произведений для клавесина, флейты, скрипки и виолы да гамба, а также ансамблевые сонаты для этих инструментов. Сонаты для виолы да гамба (барочный вариант виолончели) и клавира не так трудны в виртуозно-техническом отношении, как сольные виолончельные сюиты. Партия клавира в сонатах очень развита, и ее исполнитель является равноправным участником ансамбля (а нередко и его солистом). Лишь в отдельных фрагментах (в начале Andante Сонаты Ре мажор и в первых тактах Сонаты соль минор) Бах прибегает к распространенной в эпоху барокко практике «basso continuo» (цифрованного баса), во всех других местах партия клавира выписана полностью. Об этом свидетельствуют и финальные фугированные части сонат, полифоническое мастерство которых не уступает сольным фугам для клавира. Им предшествуют исполненные эмоциональной глубины медленные части – своеобразные лирические кульминации сонат с их выразительной глубиной гармонического письма. Открывающие первые две сонаты медленные части аналогичны «прелюдиям» в сольных циклах, их неторопливую поступь сменяют энергичные Allegri (в Сонате Ре мажор вторая часть также является фугой). В каждой из трех сонат есть свои особенности. Первая (BWV 1027), наиболее камерная по звучанию, представляет собой авторское переложение Сонаты для двух флейт и баса (BWV 1039): один из голосов, транспонированный октавой ниже, был отдан виолончели, другой – клавесину (возможно, поэтому сонату отличает более четкая трехголосная фактура). В Сонате (BWV 1028) присутствуют некоторые черты концертности: ее Adagio написано в духе медленной, певучей сицилианы, в то время как финал включает виртуозные каденции для обоих инструментов. Яркий концертный характер присущ Сонате соль минор: унисонная тема, открывающая первую часть, заставляет вспомнить о начале третьего «Бранденбургского концерта»; заключительная фуга, тема которой свободно переходит от одного инструмента к другому, содержит контрастный музыкальный материал – певучую интермедию, предвосхищая этим черты сонатной формы. Возможно, Соната (BWV 1029) также является обработкой недошедшего до нас инструментального концерта Баха. Сонаты для виолы да гамба и клавира, как и большинство баховских произведений, не были опубликованы при жизни автора (впервые изданы в 1860 г.). Сегодня они занимают прочное место в репертуаре виолончелистов, хотя порой звучат и на других струнных инструментах. Шесть сюит для виолончели соло также были написаны в кётенский период жизни Баха. Внешне все сюиты следуют одной схеме шестичастной композиции (вступительная прелюдия, за которой следует ряд определенных танцевальных пьес), однако каждой из них свойственны индивидуальные черты. Тон задает прелюдия, определяющая основной характер сюиты в целом: лирическая, кантиленная во второй сюите, полная импровизационной патетики в четвертой и эпически развертывающаяся в последней. Масштаб трудностей виртуозно-технического и художественного плана, выдвигаемых в сюитах Баха перед исполнителем, оказался настолько велик, что отодвинул их широкое распространение более чем на полтора столетия (особенно выделяется шестая сюита, написанная для пятиструнного инструмента и требующая даже от современного виолончелиста поистине уникальных возможностей). Только в начале ХХ века благодаря Пабло Казальсу виолончельные сюиты прочно вошли в концертный репертуар. Среди произведений, написанных Бахом в Кётене, два сборника сюит для клавира: шесть «Французских сюит» и шесть «Английских» (позднее в Лейпциге Бах сочинил еще шесть сюит, названных им партитами). В творчестве Баха жанр клавирной сюиты был существенно обновлен. К танцам, составляющим основу сюиты (аллеманда, куранта, сарабанда, жига), Бах добавил пьесы нетанцевального характера. Во «Французских» появилась ария, в «Английских» – прелюдия, в партитах – прелюдия, токката, симфония, скерцо, каприччио. При этом основные части сюиты сохранили от танцев лишь общий характер движения, некоторые метро-ритмические признаки и трактуются Бахом в высшей степени свободно и индивидуально. В промежуточных частях (например, в менуэте, гавоте, полонезе) жанровые черты выражены более отчетливо. Из всех клавирных сюит «Французские» самые ясные и простые по композиционному замыслу и содержанию. Они начинаются с напевной аллеманды, за которой следует контрастная подвижная куранта. Лирический центр сюиты – задумчивая, отрешенная сарабанда, в минорных сюитах (BWV 812–814) близкая по характеру оперным ариям lamento. При этом в сарабандах из мажорных сюит (BWV 815–817) также нередко присутствуют скорбные минорные оттенки. Легкие и непринужденные промежуточные танцы, контрастные эмоционально насыщенной сарабанде, образуют переход от самой медленной части сюиты к самой быстрой из пьес – жиге. Александр Загоринский родился в Москве в 1962 г. В 1986 г. он окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу виолончели профессора Натальи Шаховской, а годом ранее стал лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Кишинёве. После окончания ассистентуры-стажировки в 1988 г. он был удостоен звания лауреата на Международном конкурсе в Трапани (Италия), в 1990 г. – VI премии и звания лауреата IX Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В 1991–2000 гг. Александр Загоринский был первым концертмейстером группы виолончелей Академического симфонического оркестра Московской филармонии, в 2001–2007 гг. – солистом-концертмейстером Государственного камерного оркестра России, параллельно занимался концертной и педагогической деятельностью. В настоящее время он является профессором Российской академии музыки имени Гнесиных. Александр Загоринский заслужил репутацию превосходного ансамблиста, регулярно выступая вместе со многими выдающимися музыкантами. Среди них Игорь Жуков, Юрий Розум, Юлия Туркина, Марина Евсеева, Николай Капустин, Михаил Дубов (фортепиано), Алексей Семенов, Алексей Шмитов (орган), Александр Тростянский (скрипка), Дора Шварцберг (скрипка), Нора Романофф (альт), Александр Корнеев (флейта), Евгений Непало (гобой), Евгений Петров (кларнет), Алексей Волков (саксофон), Наталья Загоринская (сопрано). В репертуаре Загоринского виолончельная музыка четырех столетий: шедевры европейского барокко, концерты Гайдна, Шумана, Сен-Санса, Шостаковича, Денисова, «Вариации на тему рококо» Чайковского, сонаты и ансамбли Бетховена, Брамса, Франка, Грига, Рахманинова, Дебюсси и Мессиана, Тансмана, Корнгольда, сочинения современных композиторов Леры Ауэрбах, Николая Капустина, Джонатана Остлунда, Джона Эпплтона, Владимира Рябова, Ольги Викторовой и многих других. Александр Загоринский входит в жюри ряда международных конкурсов, участвует в фестивалях классической и современной музыки в России и за рубежом. Он удостоен звания заслуженный артист России и ордена Дружбы. Важнейший шаг на творческом пути любого по-настоящему талантливого музыканта-инструменталиста – поиск «своего» концертмейстера, вместе с которым в подлинно гармоничном ансамбле может полностью раскрыться его артистическая индивидуальность. Таким был Лев Оборин для Давида Ойстраха, Даниэль Баренбойм для Жаклин дю Пре и Брукс Смит, отобранный из множества кандидатов Яшей Хейфецем. Первая встреча Александра Загоринского и норвежского пианиста Эйнара Стин-Ноклеберга состоялась в 2002 г. на концерте, посвященном Э. Григу в зале Российской академии музыки. Еще накануне исполнители не знали друг друга, совместному выступлению предшествовала всего одна репетиция, но результат казался чудом – публика осталась в убеждении, что два музыканта разных поколений и исполнительских традиций, впервые играющие на одной сцене, составляют слаженный многолетний ансамбль, настолько единым было их понимание и слышание исполняемой музыки. Эйнар Стин-Ноклеберг (р. 1944) является одним из крупнейших норвежских музыкантов современности. Президент Международного общества Грига, председатель Международного конкурса исполнителей и композиторов имени Грига в Осло, он осуществил полное собрание записей фортепианной музыки великого норвежского композитора (издано фирмой Naxos Records), получившее широкое международное признание. Его исполнение концерта Грига с Лондонским симфоническим оркестром, по мнению BBC Saturday Review, было признано лучшим за всю историю записей этого произведения. Профессор Норвежской государственной академии музыки в Осло, Высшей школы музыки в Ганновере и консерватории в Пекине, Эйнар Стин-Ноклеберг выступает и дает мастер-классы по всему миру (в т.ч. в знаменитой летней академии «Моцартеум» в Зальцбурге), участвует в жюри международных фортепианных конкурсов. Дискография пианиста, включающая произведения классиков норвежской и европейской музыки, насчитывает более 50 компакт-дисков, а его книга «На сцене с Григом» переведена на многие языки мира. Стин-Ноклеберг был дважды удостоен премии Грига, он произведен в рыцари Ордена св. Олафа королем Норвегии за выдающиеся заслуги в развитии норвежского искусства. Борис Мукосей |