5 час.
О сайте4 | MEL CD 10 02452 2016, дата записи: 1993 |
Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано ре минор, соч. 40 1 I. Allegro non troppo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12.26 2 II. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.13 3 III. Largo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.41 4 IV. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.08 Альфред Шнитке Соната № 1 для виолончели и фортепиано, соч. 1978 г. 5 I. Largo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.15 6 II. Presto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.26 7 III. Largo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.21 Леонид Десятников 8 «Вариации на обретение жилища» для виолончели и фортепиано, соч. 1990 г. . . . . . 8.29 Родион Щедрин 9 «Кадриль» для виолончели и фортепиано из оперы «Не только любовь» . . . . . . . . . 7.22 Бонус трек: Габриэль Форе 10 Элегия для виолончели и фортепиано, соч. 24 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.28 Общее время: 72.01 Олег Ведерников, виолончель Алексей Гориболь, фортепиано Запись 1993 г. Звукорежиссеры: В. Бахарев (1–7, 9–10), Л. Литвинова (8) Мастеринг – С. Важов Ремастеринг – Е. Барыкина Руководитель проекта – К. Абрамян Редактор – Т. Казарновская Дизайн – И. Крюков Менеджер проекта – М. Лыгина Фото на обложке – И. Соловьёв |
буклет -------- Этот диск выходит, когда Олега Ведерникова уже больше года нет с нами. Программа записана осенью 1993 года. Это была наша первая совместная работа. Запись не издавалась, но чудом сохранилась в фонотеке Дома композиторов Санкт-Петербурга. Когда Олега не стало, я все внимательно переслушал – и был поражен тем, что не могу идентифицировать себя с услышанным. Меня захватила энергия двух как бы незнакомых мне молодых людей, уверенно интерпретирующих – четверть века назад! – сложную, остроконфликтную классику XX века. Теперь этот диск перед вами. А начиналось все так. В июне 1991 года я попросил очень почитаемую мной Наталию Николаевну Шаховскую порекомендовать мне кого-либо из учеников: я хотел организовать дуэт, чтобы поехать на конкурс камерных ансамблей в сицилийском городе Трапани. Не задумываясь ни на секунду, она назвала имя Олега Ведерникова. Он в то время был ее аспирантом и одним из любимцев. «Думаю, вы подойдете друг другу», – сказала Наталия Николаевна – и оказалась права. Наша первая репетиция состоялась в тот августовский день 1991 года, когда по Москве шли танки. Мы могли противопоставить им лишь Сонату Шостаковича и нашу обоюдную радость от обретения музыканта своей группы крови. События развивались стремительно. Госконцерт, желая послать в Трапани мощный десант российских музыкантов, устроил в стенах Московской консерватории предварительное прослушивание многочисленных дуэтов, трио, квартетов, но нас с Олегом местные отборщики оценили не очень высоко. Шаховская тем не менее верила в нас. Она велела приходить к ней в класс три раза в неделю и «шлифовала» с нами сонаты Бетховена, Брамса, Дебюсси, Шостаковича, Шнитке. Эти уроки, точнее, мастер-классы с Наталией Николаевной незабываемы. Тогда уже были открыты границы. Родители помогли нам купить билеты на самолет, Иветта Воронова через Российский фонд культуры помогла с паспортами и визами, и мы полетели в Рим. К слову сказать, отобранные на том прослушивании и профинансированные Госконцертом ансамбли все как один слетели с первого тура. А мы с Олегом стали победителями. Наш итальянский успех оказался замечен и в Москве. Программа «Время» сделала сюжет, легендарная Элеонора Беляева пригласила нас в свой «Музыкальный киоск», Фонд культуры включил наш дуэт в программу концертов-презентаций в «Кеннеди-центре» и Конгрессе США, а главный эстрадный конкурс того времени «Ялта–92» почему-то открывался «Песней менестреля» Глазунова и Скерцо Шостаковича в нашем исполнении. Мы объездили всю страну, обрели множество друзей в разных городах России. И, как это часто бывает, в один момент все закончилось. Филармоническая жизнь перестраивалась на новый лад, всходили новые имена, а нас забыли. Потом случился тот разгромный конкурс Чайковского, когда первые три премии просто не были присуждены. Олег готовился к нему очень ответственно, конкурс мог бы дать новый импульс его карьере. Но этого не произошло: он и несколько его достойных соотечественников попросту не прошли в финал. Но друзья, среди которых были выдающиеся деятели искусства, не давали унывать. Внешняя выразительность и одухотворенный образ Олега оказались востребованными в театре и кино. Режиссер Юрий Борисов пригласил Олега в спектакль «Человек в футляре» и снял его в роли Ариэля в фильме «Мне скучно, бес», где он был партнером отца Юры, великого русского артиста Олега Борисова. А в превосходном спектакле Валерия Фокина «Еще Ван Гог» контрапунктом монологов Евгения Миронова была виолончель Олега Ведерникова. В начале нулевых годов Олег принял предложение возглавить группу виолончелей Пекинского симфонического оркестра и более чем на 10 лет переехал в Китай. С этим коллективом Олег объездил полмира, выступал на всех главных концертных площадках, часто солировал в концертах Дворжака, Шумана и «Вариациях на тему рококо» Чайковского. Он обрел материальный достаток и производил впечатление спокойного, уравновешенного человека. Успех Олега был далеко не случаен. Он был носителем лучших виолончельных традиций. В школьные годы его первым педагогом была Елизавета Антропова – замечательная виолончелистка и прекраснейший человек, ученица Мстислава Ростроповича. Она сформировала его технику и выпестовала звук уникальной красоты. В Уральской консерватории ее ученик Сергей Пешков продолжил огранять талант Олега, пройдя с ним весь базовый виолончельный концертный репертуар. И в завершение – аспирантура у Шаховской, которая сделала масштабным его артистизм, дала ему энергию и длинное дыхание. Я благодарен коллективу фирмы «Мелодия» и персонально Карине Абрамян за моментальное понимание важности выхода этого диска. Я также благодарю петербургского композитора и нашего друга Станислава Важова, который не только сохранил эти записи, но и заново оцифровал их. И, конечно, я благодарен Олегу за дружбу и музыку, которые навсегда со мной. Алексей Гориболь Вернувшись из Китая в Москву, Олег оказался в трудной ситуации, нуждаясь в работе и поддержке друзей. Так совпало, что именно в этот период из Московского ансамбля современной музыки ушел виолончелист. Таким образом, МАСМ в лице Олега приобрел великолепного, тонкого, харизматичного музыканта и прекрасного друга. Конечно, Олег был сложной личностью. Как и любой другой выдающийся артист, он имел свои музыкальные пристрастия. Он бывал порой непримирим и капризен, если полагал, что музыка, которую ансамблю необходимо исполнить, была в чем-то слабой, неумело записанной или недостаточно выразительной. Но как же удивительно он чувствовал ансамбль, каким внимательным и чутким партнером он был в сложнейших пьесах, таких как «Камерная симфония» А. Шёнберга, сочинения А. Шнитке, Л. Десятникова, А. Пярта, Ф. Бедроссяна, Б. Фуррера. Олег честно старался полюбить некоторые экспериментальные, иногда экстремальные современные композиции; он готовился, тщательно размечал партии. Но чувствовалось, что со временем ему было все труднее видеть и слышать себя исполняющим всевозможные шорохи, шумы и скрежеты, часто встречающиеся в произведениях молодых авторов, или использовать свою виолончель как ударный инструмент. Ему становилось жаль своего времени; ему как воздух нужны были Шуман и Брамс, Дебюсси и Шостакович. Таким образом, ровно через год решение Олега уйти из МАСМа оказалось неизбежным и осознанным. Тем более, что немногим ранее Татьяна Гринденко предложила ему попробовать себя в качестве солиста своего знаменитого ансамбля OPUS POSTH. Владислав Песин ЗОЛОТОЙ ВЕК ОЛЕГА ВЕДЕРНИКОВА В январе 1994 года в Ялте собрались молодые кинематографисты, а вместе с ними – журналисты, музыканты, люди театра. Случился «праздник непослушания» поколения, которое в смутном времени, без «старших товарищей» и участия государства решило объединиться и понять собственные перспективы – на жизнь и на творчество. И так получилось, что без беды не обошлось: сорвался с балкона и погиб один наш товарищ. Это был не просто шок, это было испытание для очень многих людей. Считайте, для того же поколения. Ведь поправить, увы, уже ничего было нельзя, но нельзя было выйти из этой драматической ситуации «нашкодившими щенками», побежденными. Надо было сохранить достоинство. И не опошлить память погибшего, и улететь из Ялты не только с чувством вины, но и с убеждением, что в этом непростом, тревожном времени молодым удалось что-то важное понять и сказать – себе, друг другу, окружающим… После церемонии закрытия – с приглушенным светом, без цветов и аплодисментов – ко мне подошел Олег Ведерников и сказал: «И это все? Так не может быть! Это несправедливо! Неправильно! Ведь все получилось! Я буду играть всю ночь!» И Олег играл – на своем дивном инструменте старинного мастера. Когда Олег летел в Ялту, он был моим приятелем. А возвращался уже другом – и не только моим. И человеком, который всех спас – и прежде всего, потому что вселил в каждого из нас чувство гордости и достоинства. Пусть и с привкусом горечи… Справедливость, гордость, достоинство – это слова про него, про Олега Ведерникова. Наверное, этого нельзя говорить, но скажу: будь в его жизни этих качеств поменьше, и жизнь его была бы проще и основательнее – в карьерном плане, по крайней мере. Да и подлиннее… Он тоже словно бы сорвался с балкона времени – нового времени, которое и не предполагало заботу о художнике делать одной из своих добродетелей. Олег родился в Свердловске в семье инженеров. Он был любимцем в семье и музыкальной школе, в которой ему прочили, и не без оснований, большое будущее. После Уральской консерватории поступил в аспирантуру Московской, в класс Натальи Шаховской, которая, насколько я знаю, тоже относилась к нему с огромной нежностью. Началась сольная карьера. И посыпались премии профессиональных конкурсов – сначала в Ярославле, потом в итальянском городе Трапани, во Флоренции… Это был уже 1991 год, когда сложился уникальный творческий дуэт виолончелиста Олега Ведерникова и пианиста Алексея Гориболя. Золотой век Олега. Он боготворил Ростроповича и познакомился с великим музыкантом. И фотографией маэстро с дарственной надписью всегда очень гордился. А дальше было ожидание Международного конкурса имени П.И. Чайковского, к которому Олег готовился истово, самозабвенно. Как, может быть, к главной творческой и профессиональной цели всей жизни… Говорят: «пути, которые мы выбираем». Но есть пути, ведущие по очень узким тропинкам. И они часто обрываются – совсем не по вине путника. А 90-е были еще и временем, когда в стране практически прекратилась гастрольная деятельность, когда большинство просто выживало – нередко ценой потери карьеры, профессии. И достоинства. А то и самой жизни… И каково в этих обстоятельствах было тонкому, пронзительному музыканту, который ни в чем не мог, не хотел и не имел права изменять самому себе? Мне, человеку не из музыкального мира, трудно судить, что произошло в 1994 году, когда жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского решило не присуждать целых три первых премии! Наверное, это был беспрецедентный случай и – почти катастрофический для Олега Ведерникова и других российских музыкантов. Наверное, в тот год и образовалась зловещая черта, за которой уже зияли жизненная рутина и пустота, утлый быт рядового музыканта, которому уже не положено думать о самостоятельной сольной карьере. Да что там говорить: страна-то у нас маленькая, почти Люксембург, и в каждом виде музыкального искусства, как в спорте, «положен» только один корифей. Так, между прочим, удобнее всем – не только власти… Алексей Гориболь сделал большое дело, найдя возможность отреставрировать записанный, но не вышедший в свое время диск с записями их с Ведерниковым творческого дуэта и выпустить их в год, когда Олегу Ведерникову исполнилось бы 50. Это не просто красивый жест в память о друге. Это реальное, каждодневное продолжение жизни Олега, потому что только в музыке теперь мы можем найти все, что осталось за чертой, в той прекрасной, талантливой жизни музыканта, которая так рано оборвалась. Вячеслав Шмыров, киновед, член Российской академии кинематографических искусств Олег Ведерников родился 13 августа 1966 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). Отец Геннадий Григорьевич – инженер-конструктор, мать Вероника Александровна – инженер завода медпрепаратов. Олег проявил музыкальные способности очень рано и в семилетнем возрасте поступил в среднюю специальную музыкальную школу при консерватории в класс преподавателя Елизаветы Антроповой. Затем учился в Уральской государственной консерватории имени Мусоргского (класс профессора Сергея Пешкова). В 1989–1991 гг. совершенствовался в ассистентуре-стажировке Московской государственной консерватории в классе народной артистки СССР, профессора Наталии Шаховской. В 1988 г. удостоен второй премии на Всесоюзном конкурсе виолончелистов в Ярославле. В 1991 г. стал обладателем первой премии на Международном конкурсе камерных ансамблей в Трапани (Италия). Активно гастролировал с сольными и камерными программами в Москве (в том числе в Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории), Санкт-Петербурге и других городах России. Выступал в европейских странах и США. Являлся первым исполнителем ряда сочинений российских авторов, написанных специально в расчете на его исполнительские возможности. Неоднократно выступал с симфоническими оркестрами под управлением таких дирижеров, как Дмитрий Лисс, Юрий Николаевский, Самуил Фридман, Питер Эш, Андрей Чистяков. Записал несколько компакт-дисков и концертных программ на Всероссийском радио, снимался в телевизионных музыкальных проектах РТР, принимал участие в музыкальных фестивалях «Декабрьские вечера», «Белые ночи», Дягилевском фестивале в Перми, «Сочинские музыкальные выставки», фестивале искусств в Костомукше и др. Сотрудничал с пианистами Алексеем Гориболем, Полиной Осетинской, Юрием Мартыновым, Михаилом Дубовым; среди его партнеров скрипачи Елена Ревич, Назар Кожухарь и Владислав Песин, альтист Константин Мережников. В 2001 г. Олег Ведерников возглавил группу виолончелей Пекинского симфонического оркестра и более десяти лет работал в КНР, совмещая работу в оркестре с деятельностью солиста и камерного ансамблиста. По возвращении из Китая в Россию стал солистом Московского ансамбля современной музыки (МАСМ); в последний год жизни работал в ансамбле OPUS POSTH под управлением Татьяны Гринденко. Олег Ведерников скончался 11 июня 2015 г. после тяжелой болезни. Алексей Гориболь – пианист, музыкальный деятель, заслуженный артист России. Концертирует в главных филармонических залах России, европейских странах, США и Японии, записывается на радио, выпустил 20 компакт-дисков, принимает участие в крупнейших российских и международных музыкальных фестивалях. Выступления пианиста, признанного выдающимся мастером камерного ансамбля, проходили в Консертгебау (Concertgebouw, Амстердам), Вигмор-холле (Wigmore Hall, Лондон), Берлинской филармонии, Гевандхаусе (Gewandhaus, Лейпциг), Концертхаусе (Konzerthaus, Вена), Кеннеди-центре (John F. Kennedy Center for the Performing Arts, Вашингтон). С 1989 г. он является инициатором и музыкальным руководителем многих проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Леонида Десятникова. Записанный под руководством Алексея Гориболя саундтрек к фильму «Москва» Л. Десятникова удостоен гран-при IV Всемирного биеннале в Бонне (2002). В 2009–2010 гг. подготовил и провел 30 телевизионных программ в рамках цикла Пятого канала «Ночь на Пятом» («Ночь. Звук. Гориболь»). С 2004 по 2007 гг. руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 г. стал инициатором и художественным руководителем двух фестивалей камерной музыки: Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». Алексей Гориболь является первым исполнителем многих сочинений современных композиторов, сотрудничает с мастерами Александром Чайковским, Георгием Пелецисом, Владимиром Мартыновым, Гией Канчели, Юрием Красавиным и с новым поколением композиторов: Павлом Кармановым, Владимиром Ранневым, Алексеем Айги, Сергеем Ахуновым. Алексей Гориболь в разные годы выступал инициатором монографических фестивалей Петра Чайковского, Яна Сибелиуса, Дмитрия Шостаковича, Бенджамина Бриттена в Москве и Петербурге. Алексей Гориболь сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром Наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», Институтом имени Гёте, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Британским советом, «Фондом Микаэла Таривердиева», «Фондом Дианы Вишневой». |