2 дня
О сайте5 | MEL CD 10 02409 2015, дата записи: 2015 |
Валерий Арзуманов Избранные пьесы из цикла «27 легких пьес для фортепиано», соч. 74 (1985 г.) 1 За светлое будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.39 2 Позабыт-позаброшен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.53 3 Голубые города . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.13 4 Непоседа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.47 5 ...Провожала... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.43 6 Посвящение Лещенко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.30 7 Посвящение Малеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.30 8 Перед экзаменом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.22 9 Ты не плачь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.43 10 Шут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.37 11 Посвящение Буцко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.40 12 Подожди немного, отдохнешь и ты . . . . . . . . . . . . . . . . 1.49 13 Молитва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.48 14 Последний вальс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.40 Леонид Десятников «Отзвуки театра» (1985 г.) 15 1. Увертюра. Маски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.10 16 2. Из жизни Кащея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.10 17 3. Водевиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.15 18 4. Jamais... (Элегия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.40 19 5. Рондо-погоня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.37 20 6. Колокольчики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.43 21 7. Финал. Маски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.17 Владимир Рябов Избранные русские песни в обработке для фортепиано, соч. 73, 74 (1989– 1990 гг.) 22 «Буря море раздымает» (кант) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.12 23 «Однозвучно гремит колокольчик» (романс) . . . . . . . . . . . 2.37 24 «Славное море – священный Байкал» (гимн) . . . . . . . . . . . . 2.51 25 «Вдоль по Питерской» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.05 26 «Помню, я еще молодушкой была» . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.34 27 «Меж крутых бережков» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.18 28 «Над полями да над чистыми» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.37 29 «Светит месяц» (русская рапсодия) . . . . . . . . . . . . . . . . 6.08 30 «Вечерний звон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.16 31 «Эй, ухнем!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.44 Общее время: 69.23 Лукас Генюшас, фортепиано Запись 2015 г. Редактор – Полина Добрышкина Звукорежиссер записи, сведение и монтаж – Мария Соболева (2015) Дизайн – Анна Ким Цифровое издание: Роман Томлянкин, Дмитрий Масляков Авторы статей: Лукас Генюшас, Елена Харакидзян Перевод: Уильям Вескотт и Екатерина Курдюкова, Николай Кузнецов Фото – Ира Полярная (2015) |
буклет ------ ПОСТМОДЕРНИЗМ 1980-х В СОВЕТСКОЙ МУЗЫКЕ: И ВНОВЬ «НОВАЯ ПРОСТОТА» Понятие «новая простота» в музыке может быть истолковано по-разному. Как явление эпохи, как метафора перехода композитора в пространство нового, «очищенного» языка, как эффект времени и места, проявленный в творчестве группы авторов. В ХХ веке не один композитор (Б. Барток, К. Шимановский, отчасти С. Прокофьев) проходил через метаморфозы и поиски языка, чтобы в позднем творчестве вернуться к более простым, мелодически ясным средствам выразительности. В программе этого диска слушатель найдет одно из проявлений той новой простоты, которое я понимаю как эффект времени и места, как одну из масок пресловутого постмодернизма, как реакцию на господство радикального авангарда, ставшего мейнстримом академической музыки второй половины ХХ века. Опусы Валерия Арзуманова, Леонида Десятникова и Владимира Рябова возвращают нас в пространство эмоциональных, мирских образов, семью мелодии, гармонии и ритма. Корни музыкальной эстетики этих авторов, как мне кажется, тесно переплетены, с чем и связана идея объединения их музыки в одну программу. Их биографии почти не пересекались, за исключением того, что все они в разное время учились и преподавали в Санкт-Петербурге. Валерий Арзуманов, много лет назад покинувший Россию, во Франции учился у Оливье Мессиана. Впрочем, услышать его влияние в чудных миниатюрах из сборника «27 легких пьес» (1985) не удастся! Пьесы предназначены для исполнения учениками 5–8 классов музыкальных школ. Сочинение изобилует символикой эпохи: названия пьес, советские песни, дружелюбная пародия на эстраду, характерные образы киномузыки. Эмигрантская ностальгия по советской культуре, выраженная чисто музыкальными средствами – хотя, порой, нечто гораздо большее. Цикл «Отзвуки театра» составлен Леонидом Десятниковым из музыки к спектаклям кукольного театра, которую он писал в 1980-е годы. Его прикладной, «несерьезный» характер скрывает очевидный при более внимательном рассмотрении почерк большого мастера, тонко и искусно преображающего банальное. Однажды Десятников сам охарактеризовал черты стиля своей музыки (хотя, конечно, с долей самоиронии), сведя их до трех максим: «эмансипация консонанса», «преображение банального», «минимализм с человеческим лицом». Думаю, эти определения стоит экстраполировать и на музыку других авторов этого диска. Музыка Владимира Рябова крайне разнообразна. Говоря о ней в настоящем контексте, я бы, прежде всего, отталкивался от шедевральности первоисточника, с которым автор работает. Русские народные песни, ставшие для многих анахронизмом в процессе индустриализации, оживают и обнаруживают себя как выдающийся музыкально-поэтический материал, переосмысленный и претворенный в новых формах. Многогранный, разнородный, но при этом предельно живой язык этой музыки гармонично сочетается с куплетно-вариационной формой. Лукас Генюшас ЛУКАС ГЕНЮШАС ЭМАНСИПАЦИЯ КОНСОНАНСА Лукас Генюшас принадлежит к числу творческих индивидуальностей, для которых музыка является способом познания мира и средством выражения своего отношения к нему. Внимательно вслушиваясь в традиции русской и западной музыкальной культуры, он прокладывает свой собственный путь как представитель нового поколения музыкантов XXI века. Он родился в 1990 году в семье музыкантов и в пять лет уже начал играть на фортепиано. В 2004 году Лукас закончил ДМШ при училище им. Ф. Шопена (класс А.Н. Беломестнова) и стал стипендиатом Благотворительного фонда Мстислава Ростроповича. Летом 2013 года он окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора В.В. Горностаевой) и продолжил обучение в ассистентуре-стажировке. Будучи воспитанником Горностаевой, ученицы и продолжателя традиций школы Генриха Нейгауза, Лукас является его «музыкальным внуком». Профессиональная жизнь пианиста началась с детства – регулярные концертные выступления, участие в фестивалях и международных конкурсах. В юные годы Лукас был неоднократно удостоен наград Правительства Москвы (грант «Юные дарования XXI века», Федеральная стипендия «Юные дарования»). В 2008 году Лукас стал золотым медалистом VII Молодежных Дельфийских игр России. К настоящему моменту его конкурсная история насчитывает 12 высоких наград. Последние и наиболее значительные из них – I премия Международного конкурса имени Джины Бахауер в США (2010), II премия Международного конкурса им. Фредерика Шопена в Варшаве (2011), Немецкая фортепианная премия Deutscher Pianistenpreis 2012 во Франкфурте и II премия XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015). Репертуар артиста весьма разнообразен и с каждым годом стремительно расширяется. Особый интерес вызывают значительные монографии, которые можно услышать в его концертных программах: 24 этюда и три сонаты Ф. Шопена, пять концертов Л. ван Бетховена, Ludus Tonalis П. Хиндемита, 24 прелюдии С. Рахманинова. Выступления Лукаса проходят на крупнейших мировых сценах. За последние годы он дал много сольных, симфонических и камерных концертов, выступив с выдающимися музыкантами современности, среди которых Гидон Кремер, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Саулюс Сондецкис, Дмитрий Ситковецкий, Андрей Борейко, Марио Брунелло, Миша Майский и многие другие. В 2011 году Лукас принял участие в постановке балета Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии» (Большой театр), в партитуре которого ведущая роль отведена солирующему фортепиано. В январе 2014 года серия спектаклей, в которых Лукас также играл сольную партию, с большим успехом прошла в Парижской опере Гарнье. С 2013 года Лукас является участником программы Московской филармонии «Звезды XXI века», превратившейся в Федеральный проект Министерства культуры Российской Федерации, в рамках которого молодые музыканты гастролируют по всей стране. В сезоне 2014/2015 состоялись дебюты Лукаса в лондонском Вигмор-холле и в Аудитории Лувра в Париже. За последние четыре года записи Генюшаса с произведениями Шопена и Рахманинова вышли на лейблах NIFC, Art Classic и DUX. Двойной диск с произведениями Шопена выпустил Институт Ф. Шопена в Польше (Narodowy Instytut Fryderyka Chopina). В 2013 году Московская консерватория выпустила диск с 24 прелюдиями Рахманинова, записанными в Большом зале во время концерта, посвященного юбилею композитора). Эта запись была совсем недавно переиздана в Нидерландах на фирме Piano Classics, где годом раньше вышел диск с сонатами Бетховена и Брамса. Лукас Генюшас – один из самых одаренных российских музыкантов своего поколения. Его по праву можно назвать представителем «золотого фонда» молодежной отечественной культуры, поддерживающим престиж русской фортепианной школы во всем мире. Елена Харакидзян Лукас Генюшас выражает особую благодарность Леониду Десятникову, Валерию Арзуманову и Владимиру Рябову за их великолепную музыку, Елене Харакидзян за энтузиазм в организации и подготовке проекта, Вере Горностаевой за музыкальное и личностное воспитание и своей семье за поддержку. «Лукас Генюшас принадлежит к тому редкому нынче типу исполнителей, разговор об искусстве которых позволительно не сводить к одним лишь частностям. ...Его сосредоточенно-углубленный сценический имидж столь радикально отличается от тотального шоуменства ближайших коллег по цеху. Пока конкуренты господина Генюшаса стремятся главным образом нравиться публике и следовать конъюнктуре мировой музыкальной индустрии, он озабочен куда менее сиюминутными проблемами: мучительно трудным поиском исполнительского стиля, созвучного сегодняшнему дню и выражающего дух времени» Дмитрий Ренанский, «Коммерсант», 2011 г. «...По яркости дарования, необычайной музыкальности и цельности музыкантского мироощущения пианист и впрямь уникален. ...В свои 22 года музыкант играет очень зрело. Его способность к концентрации поражает. ...Удивительно, что он, еще такой юный, отнюдь не стремился к показухе, к игре на публику. Ни тени суеты: только истовая преданность музыке, вслушивание в глубинные, имманентные смыслы, которые передоверил исполнителю автор» Гюляра Садых-Заде, «Ведомости», 2012 г. «...Музыкант поразительно органичный, с роскошным многоцветным звуком и стилистическим чувством, легко и с удовольствием сочетающий в игре традицию и свободу...» Юлия Бедерова, «Коммерсант», 2013 г. «С первого прикосновения стало ясно – перед нами пианист мирового класса. Это уже не юное дарование, а чудесный (и зрелый – sic!) мастер с непредвидимой перспективой развивающегося таланта, который способен в каждой фазе эволюции явить качества, отмеченные единичностью» Павел Картуш, «Piano Форум», 2012 г. |