3 дня
О сайте38 4 | Д 024311-12 1969 |
1. Русская песня (А. Пахмутова — Е. Долматовский); 2. Куда б ни шел, ни ехал ты (Н. Кутузов — М. Исаковский); 3. Песня о моей России (Е. Жарковский — Э. Михайлов); 4. Оренбургский пуховый платок (Г. Пономаренко — В. Боков); 5. Енисей (Г. Пономаренко — И. Кашежева); 6. Что ж ты сделала, подруга? (В. Левашов — К. Ваншенкин); 7. Ты скажи, скажи, Волга-матушка (Г. Пономаренко — П. Рублев); 8. Сосны (А. Двоскин — В. Харитонов); 9. Лучинушка (Ночь темна); 10. Не брани меня, родная (А. Дюбюк — А. Разоренов) - на конверте указано как "русская народная песня" 11. Волжские страдания (У меня есть дружок тайный); 12. Как у месяца; 13. Ты воспой в саду, соловейка (русские народные песни) Голос Людмилы Зыкиной знают повсюду. Его отличат из тысячи других в самых отдаленных уголках нашей необъятной страны. Торжественный и светлый, широкий и сильный, нежный и трепетный, неповторимый зыкинский голос. Это уже очень много — не часто природа наделяет человека таким сокровищем. И этого, однако, мало. Мало, чтобы быть не только певицей, но художником. Я убежден: Людмила Зыкина — явление в нашем сегодняшнем музыкальном искусстве. Это крупная художественная личность, яркая индивидуальность. Ее многогранность, непохожесть трудно поддается классификации. Она может очень многое. Замечательно исполняет песни советских композиторов, поразительно поет старинные и современные русские народные песни, знает бесчисленное количество плачей, причи-тов, страданий, запевок, с энтузиазмом участвует в премьере нового вокально-симфонического произведения. Мы часто обращаемся к слову «талант», чтобы образовать от него прилагательное «талантливый», ставшее чуть ли не обязательным для любой рецензии. Но, говоря о Л. Зыкиной, мне хочется с особым смыслом произнести это слово. Именно талант характеризует все сделанное ею в искусстве. Именно талант освещает каждое ее выступление. Удивительно своеобразна и современна манера ее пенил. Мы явственно слышим отголоски старинных традиций русского сольного женского музицирования: наверное, что-то «зыкинское» было в голосах предков наших сказительниц, деревенских плакальщиц — эпическое спокойствие и какая-то щемящая отчаянная «бабья» нота... Но мы определенно слышим и интонации сегодняшней России, то, что характеризует неизменное развитие народного, доказывает, что понятие это всегда находится в движении, не стоит на месте. Представляется интересным и умение Л. Зыкиной разукрасить мелодию, инкрустировать ее, расписать узорами. Прием этот тоже в старых традициях русской народной музыки, но в голосе Зыкиной он приобретает такую естественность, что кажется ею ррожденным. Подобное «соучастие» в творчестве — дело чрезвычайно тонкое, тактичное, требующее абсолютного вкуса. Артистка обладает и этим редким даром. К исполнительской манере певицы надо отнести и постоянную внутреннюю наполненность, содержательность. Каждая нота в ее голосе буквально удваивает, утраивает свое значение. Не случайно поэтому то напряженное внимание, которое всегда царит в зале, когда поет Людмила Зыкина. А каким смыслом наполняет певица каждую фразу народной песни, плача! По праву можно отнести к ней слова Гоголя, что «самые обыкновенные предметы... облекаются невыразимою поэзией». Мне дважды довелось работать с Л. Зыкиной (она участвовала в исполнении двух моих ораторий, где спела партии, специально для нее написанные). И должен сказать, что первое из чувств, испытанных мною в репетиционных буднях от общения с актрисой, было чувство удивления. Так всегда удивляет талант, этим он отличается от обыденности. Голосовые возможности ее оказались поистине неисчерпаемыми. В новом, непривычном для себя жанре, столкнувшись с труднейшей в техническом отношении вокальной партией, она показала мудрость, зрелость, умение быстро ориентироваться. Вообще артистичность — качество, присущее ей чрезвычайно. Конечно, каждое публичное выступление сопровождается у нее обычным предконцертным волнением, здесь она не представляет собой исключения. Но сцена всегда преображает ее, вселяет уверенность, непоколебимость в ее творческой правоте. Я убежден, что еще много советских композиторов будут писать и писать для Л. Зыкиной, так как в лице ее они имеют заинтересованного пропагандиста и чуткого соавтора. Убежден, что впереди ее ждут новые открытия — так много заложено в ней природой. Но и то, что уже сделано Людмилой Зыкиной, — в первую очередь ее концертные программы «Песни советских композиторов», «Тебе, женщина!» (к 50-летию Советской власти), «Старинные русские народные песни», удостоенные Ленинской премии, — заслуживает этой самой высокой оценки. Родион Щедрин конверт АОЛЗГ |
Ташкентский завод, ГОСТ 68 Г. ПАВЛОВА |
Людмила Зыкина — одна из наиболее популярных исполнительниц русских народных песен и песен советских композиторов. В 1947 году она начала петь в Государственном русском народном хоре им. Пятницкого, несколько лет была солисткой хора русской песни Всесоюзного радио; ныне Людмила Зыкина — артистка Московского концертного объединения. Работа в хоре явилась для Зыкиной великолепной певческой школой. Здесь она овладела стилем подлинно народного исполнения, здесь сложилась и ее собственная, очень своеобразная манера пения. Влияние многогранного и самобытного народного искусства сказалось и на репертуаре артистки. С удивительным проникновением, широтой и выразительностью исполняет она русские песни — лирические, протяжные, плясовые, шуточные. Большая заслуга принадлежит певице и в деле популяризации песенного творчества советских композиторов. Многие советские песни впервые прозвучали и приобрели известность именно в исполнении Людмилы Зыкиной. За годы концертной деятельности у нее сложились постоянные творческие связи с композиторами, работающими в жанре русской песни. Наиболее впечатляет искусство Л. Зыкиной в песнях лирического жанра. В них голос певицы звучит особенно красиво, задушевно, в них ярко проявляются ее музыкальность, мастерское владение всеми средствами художественной выразительности, чистота стиля. Излюбленный прием Зыкиной — контрастное сопоставление на одном дыхании насыщенного, яркого и нежного, словно «засурдиненного», звучания. Для артистки это не просто эффектная вокальная краска, но средство выражения бесконечно разнообразных движений человеческой души, придающее ее пению какую-то особую доверительность и правдивость. Немалую роль в создании песенного образа играет и сценическая манера Зыкиной. Все в ней красиво, просто: по-русски величаво-статная фигура, спокойное лицо, осанка; только голосу и сердцу доверена песня. Потому-то, наверное, исполнение Зыкиной всегда находит душевный отклик у самой широкой аудитории. Лауреат нескольких всесоюзных и всероссийских конкурсов, заслуженная артистка РСФСР, Людмила Зыкина часто выступает по радио и телевидению, многие песни в ее исполнении записаны на грампластинки. С искусством певицы знакомы и зарубежные слушатели. Она побывала во многих странах мира, где ее концерты всегда проходили с большим успехом. |
ЛЗГ Зак. 791. Тир. 2060 з. 3726. т. 5000 21.05.85 |