2 дня
О сайте11 6 | М40 46985 006 1986, дата записи: 1985 |
Литературные пародии Читает автор Звукорежиссёры: М. Пахтер, Л. Должников Редактор Н. Кислова Художник М. Беломлинский Фото Г. Прохорова Записи 1985 года из концертных залов. Цифровое издание MEL CO 0919 |
О ПАРОДИЯХ И ПАРОДИСТЕ Пародистов у нас любят. Причем, любят все: и читатели, и сами поэты. Правда, если говорить о поэтах, то их любовь к пародистам выражается несколько своеобразно. С одной стороны, каждый уважающий себя поэт буквально жаждет, чтобы пародист его заметил и, как можно скорее, написал талантливую «персональную» пародию. А с другой стороны, каждому уважающему себя поэту почему-то хочется, чтобы именно в этой персональной пародии пародист потерпел серьезную творческую неудачу. Но в обстановке, когда среди пишущей братии более всего популярны исключительно дружеские шаржи и чрезвычайно дружеские критические статьи, талантливый пародист необходим, как воздух. Дело в том, что он не дает поэтам сомлеть от благодушия, не позволяет им расслабиться, почить на лаврах. Талантливая пародия порою похожа на диссонанс в сладостном хоре привычных похвал, однако, на мой взгляд, без этого диссонанса весь литературно-поэтический оркестр звучал бы фальшиво. Александр Иванов – истинный, хороший пародист. Пишет он пародии не потому, что у него вредный характер, и вовсе не из-за желания кого-то подразнить, а во имя любви к настоящей литературе и настоящей поэзии. В лучших пародиях Иванова смысла больше, а оценки в них точнее, чем во многих пространных критических статьях. И пользы от этих пародий больше. Он блистательно пародирует манеру и стиль хороших поэтов, гиперболизирует их любимые приемы, «ходы» и своеобразную интонацию. Поэтов такие пародии не унижают, они только заставляют задуматься. Я знаю, что А. Иванова упрекают иногда в том, что, взяв какую-то бездарную строчку никому не известного стихотворца, он в остроумной пародии доводит эту строку до абсурда, до идиотизма, то есть пишет своеобразное сочинение на «предложенную тему». Ну а что прикажете делать, ежели единственной отличительной чертой иного стихотворца является безграмотность? А всё своеобразие другого заключено в том, что ему абсолютно нечего сказать? (Кстати, бывает, что оба эти «качества» счастливо соединяются в одном «творческом лице»...) Проходить мимо такой «поэзии» нельзя! Именно ее ненавидит Александр Иванов. Именно с нею он ярко и неустанно борется. Настоящим поэтам никакая пародия повредить не сможет. А что касается поэтов ненастоящих, то обижаться на пародиста им также не следует. Наоборот, уж ему-то они должны быть особенно благодарны! Ведь вполне возможно, что только благодаря стараниям и таланту Александра Иванова, их имена хоть как-то останутся в литературе. Роберт Рождественский Ленинградский завод |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-80 Сторона 1 |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-80 Сторона 2 |
ЛЗГ, 11.09.86 О ПАРОДИЯХ И ПАРОДИСТЕ Пародистов у нас любят. Причем, любят все: и читатели, и сами поэты. Правда, если говорить о поэтах, то их любовь к пародистам выражается несколько своеобразно. С одной стороны, каждый уважающий себя поэт буквально жаждет, чтобы пародист его заметил и, как можно скорее, написал талантливую «персональную» пародию. А с другой стороны, каждому уважающему себя поэту почему-то хочется, чтобы именно в этой персональной пародии пародист потерпел серьезную творческую неудачу. Но в обстановке, когда среди пишущей братии более всего популярны исключительно дружеские шаржи и чрезвычайно дружеские критические статьи, талантливый пародист необходим, как воздух. Дело в том, что он не дает поэтам сомлеть от благодушия, не позволяет им расслабиться, почить на лаврах. Талантливая пародия порою похожа на диссонанс в сладостном хоре привычных похвал, однако, на мой взгляд, без этого диссонанса весь литературно-поэтический оркестр звучал бы фальшиво. Александр Иванов — истинный, хороший пародист. Пишет он пародии не потому, что у него вредный характер, и вовсе не из-за желания кого-то подразнить, а во имя любви к настоящей литературе и настоящей поэзии. В лучших пародиях Иванова смысла больше, а оценки в них точнее, чем во многих пространных критических статьях. И пользы от этих пародий больше. Он блистательно пародирует манеру и стиль хороших поэтов, гиперболизирует их любимые приемы, «ходы» и своеобразную интонацию. Поэтов такие пародии не унижают, они только заставляют задуматься. Я знаю, что А. Иванова упрекают иногда в том, что, взяв какую-то бездарную строчку никому не известного стихотворца, он в остроумной пародии доводит эту строку до абсурда, до идиотизма, то есть пишет своеобразное сочинение на «предложенную тему». Ну а что прикажете делать, ежели единственной отличительной чертой иного стихотворца является безграмотность? А всё своеобразие другого заключено в том, что ему абсолютно нечего сказать? (Кстати, бывает, что оба эти «качества» счастливо соединяются в одном «творческом лице»...) Проходить мимо такой «поэзии» нельзя! Именно ее ненавидит Александр Иванов. Именно с нею он ярко и неустанно борется. Настоящим поэтам никакая пародия повредить не сможет. А что касается поэтов ненастоящих, то обижаться на пародиста им также не следует. Наоборот, уж ' ему-то они должны быть особенно благодарны! Ведь вполне возможно, что только благодаря стараниям и таланту Александра Иванова, их имена хоть как-то останутся в литературе. Роберт Рождественский |