2 дня
О сайте4 1 | MEL CD 10 02345 |
Джоаккино Россини 1 Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» 4:37 Вольфганг Амадей Моцарт 2 Ария Дон Жуана из оперы «Дон Жуан» 1:53 3 Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» 3:49 Жорж Бизе 4 Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» (на итальянском языке) 4:01 Александр Бородин 5 Ария Князя Игоря из оперы «Князь Игорь» 7:29 Шарль Гуно 6 Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» (на русском языке) 2:03 Петр Чайковский 7 Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин» 2:05 Джузеппе Верди 8 Ария Риголетто из оперы «Риголетто» 4:37 9 Сцена Амонасро из оперы «Аида» 3:13 10 Ария Яго из оперы «Отелло» 4:53 Руджеро Леонкавалло 11 Пролог из оперы «Паяцы» 5:49 12 Ария Каскара из оперы «Заза» 2:02 13 Романс Каскара из оперы «Заза» 2:47 Узеир Гаджибеков 14 Ария Гасан хана из оперы «Кёроглы» 2:13 Муслим Магомаев-старший 15 Ария Аслан хана из оперы «Шах Исмаил» 4:08 Общее время звучания: 56:41 Муслим Магомаев, баритон Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения Дирижер – Ниязи Тагизаде-Гаджибеков (1–4, 7, 8, 10, 11) Оркестр кинематографии Дирижер – Владимир Терлецкий (6) Оркестр кинематографии Дирижер – Ниязи Тагизаде-Гаджибеков (5, 9, 12, 13–15) Записи: 1971 (6), 1964 (1–5, 7–15) гг. Звукорежиссер – В. Бабушкин Редактор – Т. Казарновская Ремастеринг – М. Пилипов Дизайн – И. Крюков «Мало кто в отечественном эстрадном искусстве мог соперничать по популярности с Муслимом Магомаевым, чей восхитительный баритон, высокий артистизм и душевная щедрость покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк: от опер до мюзиклов, от неаполитанских песен до вокальных произведений азербайджанских и русских композиторов...», – пишет в предисловии к книге певца «Любовь моя – мелодия» Святослав Бэлза. В искусстве Магомаева границы, разделения на «высокое» и «низкое», классику и эстраду кажутся как никогда условными и несущественными, настолько «по-магомаевски» близким сердцу звучит у него оперная ария, народная песня или популярный «шлягер»… В течение многих лет Муслим Магомаев, не изменяя себе и сохранив высочайшее вокальное мастерство, успешно сочетал выступления в оперном жанре с эстрадными концертами. Солист Азербайджанского театра оперы и балета, он прошел стажировку в «Ла Скала», выступал на многих оперных сценах СССР, но отказался (редчайший случай!) от приглашения в Большой театр, понимая колоссальную ответственность такого шага. Свою универсальность и открытость, контакт с миллионной аудиторией, концертную, студийную, актерскую и композиторскую работу он не мог и не хотел принести в жертву даже на такой роскошный оперный алтарь. Тем более ярко, с неожиданной свежестью, звучат сегодня его записи русской и зарубежной классической оперной музыки, осуществленные 50 лет назад в сотрудничестве с другом и соратником, замечательным азербайджанским композитором и дирижером Ниязи Тагизаде-Гаджибековым. Поражает искусство музыкально-драматического перевоплощения, во владении которым Магомаеву могли позавидовать именитые оперные артисты. Искрометный, никогда не унывающий Фигаро (свою коронную роль в «Севильском цирюльнике» певец «отшлифовал» в итальянской стажировке); излучающий мужской магнетизм Дон Жуан; погруженный в тяжелые думы и всей душой устремленный к любимой супруге князь Игорь; не сломленный, мечтающий о мести вождь эфиопов Амонасро; тонко «играющий» на суеверном ужасе толпы Мефистофель и поистине страшный в своем отчаянии Риголетто – все роли, исполненные Магомаевым даже в кратких фрагментах, объединяет глубокая человечность, заставляющая нас по-настоящему сопереживать. Одним из первых в Советском Союзе он стал петь оперные партии на языке оригинала, однако между Магомаевым и публикой никогда не существовало «языкового барьера». Несомненный интерес представляют и арии из классических опер азербайджанских композиторов, основателей национальной академической музыки – «Кёроглы» У. Гаджибекова и «Шах Исмаил» М. Магомаева (старшего). Эти яркие музыкальные страницы также нашли в лице Магомаева выдающегося интерпретатора. «Я всегда скучаю по нему и жду новых встреч, жду возможности услышать и увидеть то, что несет этот замечательный талант своим многочисленным почитателям», так когда-то писал о Муслиме Магомаеве Иннокентий Смоктуновский. Новых встреч с ним, уверен, будут ждать и сегодня, и много лет спустя, как будут слушать записи его любимых Марио Ланца, Марии Каллас, Тито Гобби, Фрэнка Синатры… Тех, кто без остатка отдавал себя слушателям, музыке, искусству. |