14 дней
О сайте4 2 | Д 023621-2 1968 |
М. Горький: Рассказ о безответной любви, композиция (А. Борисов; С. Сорокин, гитара) ВСГ, ГОСТ 68 Цифровое издание MEL CO 1029 Текст с пластинки В начале 90-х годов 19 века рассказом «Макар Чудра» в русскую литературу вошел великий писатель Максим Горький. Эта романтическая повесть о красавице Радде и Лойко Зобаре была воспринята современниками как гимн жизни, любви, наполняющей сердца гордым и великим чувством уважения к человеку, верой в идеалы прекрасного. На протяжении всей своей творческой жизни Горький неоднократно возвращался к этой теме: в своих произведениях он писал о любви радостной, возвышающей, которая способна сделать человека сильным, счастливым, и о той, что опустошает сердца... В 1923 году в рассказе «О первой любви» писатель устами своего героя говорит: «Самое умное, чего достиг человек, – это умение любить женщину, проклоняться ее красоте, от любви к женщине родилось все прекрасное на земле». К этим размышлениям он обращается и в своем «Рассказе о безответной любви», написанном в том же году. Сюжет его прост и правдив, как правдива история, рассказанная человеком, которого встретил случайно Горький на большом жизненном пути. ...Сын богатого мыловара Петр Торсуев влюбился в актрису провинциального театра, влюбился безнадежно, безответно. Ни отсутствие взаимности, ни самоубийство младшего брата (от несчастной любви к этой женщине) не смогли заставить его отказаться от своего чувства. Продав фабрику, Торсуев следует за своей избранницей, переезжает с ней из города в город, перенося всевозможные унижения и невзгоды. А после ее смерти он поселяется неподалеку от того места, где она жила в начале их знакомства. И здесь его жизнь заполнена памятью о ней: он издает открытки с ее портретов, хотя она так и не стала большой актрисой... Но за этим несложным сюжетом возникает «история одной человеческой души», история «безответной любви», рассказанная замечательным художником-реалистом. И перед нами встают ужасающие в своей пустоте и никчемности картины русской провинциальной действительности, косной, тяжелой, лишенной духовности среды, где мается в мечтах о большом искусстве красивая умная женщина, так и не нашедшая ни своего истинного призвания, ни счастья, где страдает главный герой (от имени которого ведется рассказ) – человек, силой огромного всепоглощающего чувства преобразившийся из существа ограниченного и своекорыстного в личность, способную на самоотверженные и благородные поступки, великий счастливец в своем несчастье!.. Глубокая взволнованность, неподдельная искренность рассказа Горького привлекли внимание выдающегося мастера советского сценического искусства, артиста Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина, народного артиста СССР Александра Федоровича Борисова. Тонкий и вдохновенный художник, Борисов создал множество незабываемых образов. Здесь и роли, сыгранные им в спектаклях советской драматургии, – Павел Корчагин («Как закалялась сталь»), Семен Котко («Шел солдат с фронта» В. Катаева), Большаков («Сын века» И. Куприянова), Рекало («За тех, кто в море» Б. Лавренева), и роли в произведениях русской классики: Мелузов в «Талантах и поклонниках», Гаврила в «Горячем сердце», Аркашка в «Лесе» А. Островского. В последней из них с особой полнотой прозвучала одна из наиболее глубоких тем русской литературы – тема «униженного и оскорбленного человека». Эта тема нашла свое воплощение еще в одной замечательной роли Борисова – в Кузовкине из тургеневского «Нахлебника». Поставленный в 1968 году на сцене Ленинградского академического театра им. А. С. Пушкина, спектакль этот, благодаря участию в нем А. Ф. Борисова, стал значительным явлением не только в творческой биографии артиста, но и в истории всего театрального искусства. Широчайшую известность принес А. Ф. Борисову кинематограф. Артист сыграл центральные роли в фильмах «Мусоргский», «Академик Иван Павлов», «Верные друзья». Те, кто видели Борисова в последнем из перечисленных фильмов, конечно, не забыли, как тепло и задушевно Александр Федорович поет лирические песни. Задушевная манера исполнения, простота и искренность – все это способствовало раскрытию образа, его характера. Наследник замечательных творческих традиций прославленных мастеров русской сцены, А. Борисов нередко выступает перед слушателями как исполнитель старинных романсов и песен. И здесь, в этом рассказе Горького Александр Федорович поет старинные романсы, придавая повествованию особую лирическую атмосферу. Аккомпанирует А. Ф. Борисову известный гитарист, заслуженный артист РСФСР Сергей Александрович Сорокин. Еще подростком Сергей Сорокин начал выступать в концертах. В 20-х годах судьба столкнула его с Горьким, по совету которого музыкант начал работать в Большом драматическом театре. Позднее Сорокин работал и в других театрах, и прежде всего в Театре драмы имени Пушкина, став непременным участником таких спектаклей, как «Живой труп», «Бесприданница» и многие другие. Василий Лебедев, 1968 |