Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
5
3
3 участника имеют этот альбом
Д 18853-4
1966, дата записи: 1948-1949
melodist / 2014-06-12 15:02:36 / Редакция № 2: 2014-10-07 18:40:44
Романс Тамары («Демон», 3 д.— А. Рубинштейн);
Ариетта Снегурочки («Снегурочка» , пролог — Н. Римский-Корсаков);
Ария Мими («Богема», 1 д.— Дж. Пуччини);
Ария Сюзанны («Свадьба Фигаро», 4 д.—В. Моцарт);

Строфы Лакме («Лакме», 1 д.—Л. Делиб);
Оркестр Всесоюзного радиокомитета. Дирижер Брон Онисим. 1948 г.

Романс Миньон («Миньон», 1 д.—А. Тома) 17.12.1947

Записи 1948-49 гг.
melodist / 2014-06-12 15:02:55 / Редакция № 3: 2022-06-14 15:03:46
Изображение
Елена Клементьевна Катульская (1888 - 1966) [10'' Д 18853-4] Записи 1948-1949 гг.
RaPeGer / 2014-10-07 18:43:57
Изображение
Оборот конверта
RaPeGer / 2014-10-07 18:44:24
Изображение
ВСГ
mvaleryi / 2015-06-15 15:57:08 / Редакция № 1: 2019-12-19 22:10:30
Изображение
Народная артистка СССР Елена Клементьевна Катульская — одна из крупнейших оперных певиц. Редкий по красоте, ровности диапазона и тембру голос, огромная музыкальная культура, совершенная техника, мастерство сценического перевоплощения позволили певице создать галерею замечательных образов в операх русских и западноевропейских композиторов.
Антонида и Людмила («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки), Снегурочка, Волхова, Марфа («Снегурочка», «Садко», «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Джильда и Виолетта («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Маргарита и Джульетта («Фауст», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно) стали подлинными вершинами творчества певицы, жемчужинами русского исполнительского искусства.
Колоратурное сопрано Е. К. Катульской отличает блеск верхнего регистра, свобода его предельных нот. Ее легкому и подвижному голосу подвластны любые технические пассажи, сложные узоры фиоритур. Особую теплоту, задушевность, проникновенную искренность придают голосу Катульской компактность грудных нот, насыщенность «середины». В них — источник силы голоса, его драматической, эмоциональной окраски.
Неистощимая творческая фантазия и мастерство большого художника, обладающего великолепным даром глубоко захватывать, волновать слушателей, давали возможность Катульской создавать и светлые, проникновенные лирические образы, полные жизненного огня, веселья, и образы драматические.
Увлечение музыкой началось рано. 8-ми лет Е. Катульская начала учиться игре на фортепиано и была неизменным участником домашних любительских концертов. Закончив музыкальные курсы, она стала профессиональной пианисткой.
В 14 лет Е. Катульская начала посещать спектакли Одесского оперного театра — одного из лучших в России, на сцене которого выступали ведущие русские и итальянские певцы. Постепенно интерес к театру становится для будущей певицы определяющим. Она берет уроки по вокалу у Супру-новского, который уже через три года рекомендует Елене Клементьевне поступить в оперный театр. Однако, вопреки советам учителя, молодая певица едет в Петербург и поступает учиться к И. Прянишникову — знаменитому певцу, продолжателю лучших традиций русской вокальной школы.
Дальнейшее совершенствование Е. Катульской связано с Петербургской консерваторией, где она занимается в классе Н. Ирецкой. Пребывание в консерватории в течение двух лет дало молодой певице очень много. И вот выпускные экзамены; в программе—труднейшая, виртуозная ария Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» и партия мисс Форд в «Виндзорских проказницах» О. Николаи. Директор консерватории А. К. Глазунов первым поздравил Е. Катульскую с выдающимся успехом.
Блестящий дебют на сщне Мариинского театра состоялся 10 апреля 1909 года—Е. Катульская исполняла партию Лакме в одноименной опере Л. Делиба. Елена Клементьевна вступила в Мариинский театр в период, когда на его сцене блистали такие певицы, как Л. Липковская, Н. Забела-Врубель, М. Славина, И. Ершов, И. Алчевский, М. Фигнер, М. Черкасская. На сцене этого театра часто выступали А. Нежданова, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, В. Петров. Творческое общение с выдающимися музыкантами способствовало развитию дарования Катульской. «Когда в первый же год моей работы в Мариинском театре я получила возможность близко наблюдать сценическое творчество Шаляпина и Ершова — я усвоила очень многое из того, о чем раньше лишь смутно догадывалась». В «Борисе Годунове» и «Севильском цирюльнике» Е. Катульская пела с Шаляпиным. Пресса того времени отмечала, что молодая певица была «вполне достойной партнершей великого Шаляпина».
В 1913 году Елена Клементьевна переходит в труппу Большого театра, где дирижерами были в ту пору такие выдающиеся музыканты как С. Рахманинов и В. Сук. Более четырех десятилетий артистическая биография певицы связана с Большим театром. Е. К. Катульская стала одной из лучших исполнительниц партий в операх Н. Римского-Корсакова—Царевны Лебедя («Сказка о царе Салтане»), Шемаханской царицы («Золотой петушок»), птицы Сирин («Сказание о невидимом граде Китеже»), Панночки («Майская ночь»), Красы Ненаглядной («Кащей Бессмертный»).
Артистическая биография Катульской неразрывно связана с широкой концертно-исполнительской деятельностью. Камерный репертуар певицы включал около 700 произведений, среди которых — романсы, арии из опер русских, советских и западноевропейских композиторов, русские народные песни и старинные романсы.
Много творческих сил и энергии отдавала Елена Клементьевна педагогической деятельности: в течение семи лет она была консультантом оперной труппы Большого театра, а с 1948 года — профессором Московской консерватории. Взыскательный, требовательный педагог, Катульская щедро делилась с молодежью своим богатейшим творческим опытом. Среди ее учеников — солисты Большого театра Т. Милашкина, А. Масленников, артисты Ю. Якушев, Г. Зенкова и многие другие.
Творчество Елены Клементьевны Катульской — одна из ярких, блестящих страниц истории отечественного вокального искусства.
Е. Долинская
mvaleryi / 2015-06-15 15:57:28
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка