2 дня
О сайте4 2 | М10-38737-8 1976 |
Песня Марфы ("Ховащина", 3 д. - М. Мусоргский) Песня Шинкарки ("Борис Годунов", 1 д. - М. Мусоргский) Две арии Княгини ("Русалка", 3 д. - А. Даргомыжский) Каватина Кончаковны ("Князь Игорь", 2 д - А. Бородин) Третья песня Леля ("Снегурочка", 3 д. - Н. Римский-Корсаков) Баркарола ("Сказки Гофмана" - Ж. Оффенбах) Сцена гадания, Сцена Кармен и Хозе ("Кармен", 1, 3 и 4 д., - Ж. Бизе) Архивные записи |
М10-38737-8. Евгения Збруева, меццо-сопрано Из серии "200 лет Большому театру" 01 01.Песня Марфы ("Ховащина", 3 д.) (М.Мусоргский) 02.Песня Шинкарки ("Борис Годунов", 1 д.) (М.Мусоргский) 03.Ария Княгини ("Русалка", 3 д.) (А.Даргомыжский) 04.Ария Княгини ("Русалка", 3 д.) (А.Даргомыжский) 05.Каватина Кончаковны ("Князь Игорь", 2 д.) (А.Бородин) 06.Третья песня Леля ("Снегурочка", 3 д.) (Н.Римский-Корсаков) 02 07.Баркарола ("Сказки Гофмана") (Ж.Оффенбах) 08.Ария Зибеля ("Фауст", 3 д.) (Ш.Гуно) 09.Сегидилья ("Кармен", 1 д.) (Ж.Бизе) 10.Сцена гадания ("Кармен", 3 д.) (Ж.Бизе) 11.Сцена Кармен и Хозе ("Кармен", 4 д.) (Ж.Бизе) Хозе – Е.Витинг (11) Архивные записи Редактор И.Орлова |
Евгения Ивановна Збруева — замечательная русская певица, соратница Шаляпина, Ершова, Собинова, Обуховой, Неждановой. Она по праву принадлежит к «могучей кучке» отечественных исполнителей, проложивших новые пути в вокально-сценическом искусстве. Их роднят широта натуры, смелость суждений, поразительная щедрость самоотдачи в искусстве и неуемный темперамент — черты русских талантов-самородков. Эти качества Е. И. Збруева могла унаследовать от своего отца, известного композитора Петра Петровича Булахо-ва. Выходец из низов, он в своих вокальных произведениях сумел схватить самое характерное для тогдашнего «разночинного» музицирования — пылкость и непосредственность высказывания. Начало музыкального образования Евгении Ивановны Збруевой было положено домашними занятиями. Позже, учась в московском Мариинском институте, она пользовалась консультациями А. С. Аренского в игре на фортепиано. Услышав пение Збруевой, Аренский настойчиво советовал ей серьезно заниматься и рекомендовал Евгению Ивановну профессору Московской консерватории Е. Лавровской. В 1889 году Збруева была зачислена сразу на третий курс Московской консерватории. На выпускном экзамене она пела в «Тайном браке» Чимарозы и в «Орфее» Глюка (спектакли выпускников консерватории проходили в Большом театре). Ее исполнение привлекло внимание П. И. Чайковского, присутствовавшего на экзамене, и дирижера Большого театра И. Альтани. Вскоре Збруевой был предоставлен дебют, и она успешно спела на сцене Большого театра партию Вани в «Иване Сусанине» Глинки. Летом 1893 года Збруева, по совету Е. Лавровской, едет в Париж, где совершенствуется у Полины Виардо (эти уроки продолжались периодически и в последующие годы). С января 1894 года Евгения Ивановна Збруева — солистка Большого театра. Первый успех принесла ей партия Анны Болейн в опере Сен-Санса «Генрих VIII». Затем она спела Зибеля и Марту в «Фаусте» Гуно, Гензель в опере Гумпердинка «Гензель и Гретель». Но не эти роли определили рост молодой артистки; с первых шагов на профессиональной сцене главное направление ее творчества связано с русской оперой («Опричник» Чайковского, «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Русалка» Даргомыжского). Огромный успех сопутствовал Збруевой в партии Кармен. Впервые она спела Кармен в 1903 году, а со временем эта роль стала коронной в ее репертуаре. Певица создала образ самобытный, необычайно жизненный, во многом новый для оперного театра того времени. Непосредственность исполнения и гркая внешность артистки также способствовали единодушному признанию ее трактовки. Десятилетие работы Евгении Ивановны Збруевой на сцене Большого театра было торжественно отмечено 2 января 1904 года спектаклем «Руслан и Людмила». Ее исполнение партии Ратмира, безупречное мастерство, красота голоса вызвали множество восторженных отзывов. «Как из-под смычка отличного виолончелиста-виртуоза, несется ровный, свободный, чистый, бархатистый звук. И какое при этом беспредельное дыхание!» — писал известный музыкальный критик С. Кругликов. В 1905 году Е. И. Збруева переехала в Петербург. Ее выступления на сцене Мариинского театра вскоре завоевывают и взыскательную петербургскую публику. Здесь достигает расцвета ее прекрасное реалистическое искусство. Вершиной вокально-сценического творчества певицы становится в эти годы партия Марфы в «Хованщине» Мусоргского. Спектакль был поставлен в 1911 году; в качестве режиссера выступил Федор Иванович Шаляпин. Работа с великим артистом необычайно обогатила Збруеву, помогла использовать в образе Марфы весь свой жизненный и артистический опыт, все ресурсы таланта и мастерства. Многогранное, яркое дарование Евгении Ивановны Збруевой нашло свое выражение и в концертной деятельности, которая началась с первых же послеконсер-ваторских лет и продолжалась до конца жизни. Ее первым консультантом и партнером на концертной эстраде был А. С. Аренский. Позднее она постоянно выступала в концертах с С. В. Рахманиновым и А. И. Зилоти. В Петербурге готовила камерный репертуар с Ф. М. Блуменфельдом и А. К. Лядовым, посвятившим певице свои пять русских песен для голоса с оркестром. Репертуар артистки включал многие произведе- ния русских композиторов — все песни Мусоргского, романсы Глинки, Аренского, Балакирева, Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского; она страстно любила и много пела Баха, Шумана, Брамса, Гуго Вольфа, Малера. Збруева всегда с увлечением музицировала на фортепиано. Живя в Петербурге, она стала постоянной участницей ансамблевых вечеров в доме знаменитого виолончелиста А. Вержбиловича и однажды даже сыграла сонату С. Франка с приехавшим на гастроли Пабло Ка-зальсом. Блистательный талант русской певицы имел много восторженных поклонников не только на родине. Еще в 1907 году она завоевывает «европейское» имя, выступая в «русских концертах», организованных С. Дягилевым в Париже; в 1908 — снова поет в Париже, в постановке отрывков из «Руслана и Людмилы» Глинки и «Юдифи» Серова. Затем с русской оперной труппой гастролирует по Германии («Русалка», «Борис Годунов», «Снегурочка», «Царская невеста»), В 1910 году по приглашению известного дирижера Феликса Моттля Збруева с триумфом поет в Мюнхене партию Эрды в «Кольце Нибелунгов» Вагнера (это был первый случай участия русской артистки в вагнеровских национальных празднествах). В 1912 году с таким же успехом она выступает во Франкфурте-на-Майне. Е. И. Збруева известна и своей благородной просветительской деятельностью. Вместе с А. И. Зилоти она много концертировала в провинциальных городах России, часто пела в концертах студенческих землячеств, в общедоступных бесплатных концертах петербургского Народного дома. В первые послереволюционные годы Збруева, уже оставив театр и концертную эстраду (ее последний концерт состоялся в Киеве в 1918 году), работала педагогом в Болшевской трудовой коммуне, много занималась с самодеятельными певцами. Увлеченная идеями Станиславского, она стала его деятельной помощницей в оперной студии, где раскрылось еще одно качество ее природного таланта — качество педагога и воспитателя. Записи Е. И. Збруевой, представленные на этой пластинке, были сделаны в период с 1905 по 1917 год. |