4 дня
О сайте17 5 | Д 19035-6 1966 |
Сторона 1 Сказки венского леса, вальс Сторона 2 Вальс из оперетты "Летучая мышь" Весенние голоса, вальс Симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер С. Самосуд «Две вещи на земле очень трудны: во-первых, добиться славы, во-вторых, ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от Бетховена до Штрауса, каждому в своем роде». В этих словах немецкого композитора Роберта Шумана заключено благодарное признание замечательной роли, которую сыграли вальсы Штрауса в истории музыкальной культуры. Народно-песенные истоки вальса многообразны. Зародившийся еще в XVI веке в ряде провинций Австрии, Германии и Швейцарии, вальс постепенно проник во все сферы музыкального быта. В конце XVIII — начале XIX века вальс приходит на смену чопорному менуэту, к тому времени окончательно утратившему первоначально свойственные ему народные черты. Вальс привлекает внимание композиторов романтиков — Шуберта и Вебера, Шумана и Шопена, Берлиоза и Листа. Венский вальс как танцевальный жанр окончательно кристаллизуется в произведениях Иозефа Ланнера (1801 — 1843) и Иоганна Штрауса-отца (1804—1849). Знаменитый «король вальса» Иоганн Штраус-сын — самый прославленный представитель композиторской династии Штраусов. Именно в его творчестве вальс достиг вершины своего развития, приобрел черты обобщенной музыкально-хореографической поэмы. Талант композитора особенно ярко раскрылся в создании мелодии нового типа — протяжной, широко льющейся, вокальной по своей природе. Укрупняя форму отдельных эпизодов цикла, Штраус широко пользуется вариационными повторениями и другими приемами музыкального развития; значительно возрастает у него роль вступления и заключительной коды (финала). Непревзойденный оркестровщик, Штраус обогатил звучание вальса красками современного оркестра. Венский вальс постепенно завоевывал симфоническую эстраду благодаря гению Штрауса. Его лучшие вальсы словно вырываются из оков сугубо прикладной танцевальной музыки, превращаясь в глубоко поэтические, одухотворенные лирическим чувством музыкальные картины. Таковы и относящиеся к годам расцвета штраусовского гения вальсы, представленные в настоящей записи. «Сказки Венского леса» — один из шедевров, в котором запечатлено нечто большее, чем самодовлеющая красота музыки. В нем — музыкальные образы Вены, напоенные ароматом живописной природы, пронизанные мягким солнечным светом, в нем — апофеоз юности и любви. Вслед за широко развитым симфоническим вступлением одна за другой возникают пять вальсовых тем. Поток опьяняюще прекрасных мелодий завершается ликующей кодой. Непосредственность воздействия этой музыки, ее поэтическое очарование поистине удивительны. Совершенно иной эмоциональный тонус пронизывает написанный спустя несколько лет вальс «Весенние голоса». Энергичное вступление — краткий, но решительный разбег к стремительно проносящейся первой вальсовой теме. Кипучая энергия, бурное весеннее половодье пробуждающихся к жизни сил — все здесь плещет через край, захватывает сокрушительным эмоциональным напором. В последние три десятилетия своей жизни Штраус обратился к созданию оперетт. Вальс из оперетты «Летучая мышь» написан в традиции лучших штраусовских вальсов: он полон жизнерадостных, широко льющихся мелодий, превосходно оркестрован. Эти достоинства позволяют часто включать его в программы симфонических концертов. «Музыкальнейшей головой столетия» назвал Иоганна Штрауса его великий современник Рихард Вагнер. Время ничего не убавило в славе замечательного венского маэстро. Вальсы Штрауса живут и сегодня; они доставляют много радости каждому, кто обращается к музыке. |