2 дня
О сайте9 | С10—19543 001 (2 пл.) 1983, дата записи: 1958 |
«Сокровищницы мирового исполнительского искусства» Дирижёр Леопольд СТОКОВСКИЙ (1882–1977) Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906–1975) Симфония № 11 соль минор «1905 год», соч. 103 Первая пластинка (С10—19543-4): Сторона 1 1. Дворцовая площадь. Adagio — 15:21 Сторона 2 2. 9 Января. Allegro. Adagio — 20:18 Вторая пластинка (С10—19545-6): Сторона 3 3. Вечная память. Adagio — 11:50 Сторона 4 4. Набат. Allegro non troppo. Allegro. Allegro — 16:10 Хьюстонский симфонический оркестр Дирижёр Леопольд Стоковский Архивная запись 1958 г. Реставратор Н. Андреева Редактор П. Грюнберг Художник Б. Белов *** Апрелевский завод |
Музыка - это поэзия, выраженная в звуках. Л. Стоковский Знаменитый американский дирижер ЛеоПольд Станислав Антони Стоковский родился 18 апреля 1882 года в Лондоне (его отец, Болеслав Стоковский, был поляк, мать - шотландка). Заниматься музыкой начал в восемь - на скрипке и на фортепиано. Позднее изучал теорию музыки и композицию, игру на органе, а поступив в Королевский музыкальный колледж в Лондоне - также и дирижирование. Степень бакалавра музыкального искусства Стоковский получил в Оксфордском колледже королевы в 1903 году, после чего совершенствовался в Париже, Мюнхене и Берлине. Фантастическая музыкальная карьера Леопольда Стоковского началась со скромной должности органиста и хормейстера церкви Сент-Джеймс в Лондоне, которую он занял еще будучи студентом. В 1905 году он переехал США и первое время также служил органистом одной из нью-йоркских церквей. Дирижерский дебют Стоковского состоялся в его родном Лондоне, где в 1908 году он провел серию летних концертов под открытым небом. Уже на следующий год музыкант становится руководителем симфонического оркестра в американском городе Цинциннати, а в 1912 году его как уже известного дирижера приглашают на пост руководителя Филадельфийского симфонического оркестра. Созданный в 1900 году, этот оркестр не пользовался особой популярностью. Могучая организаторская и исполнительская энергия Стоковского в короткое время превратила Филадельфийский оркестр в один из лучших симфонических коллективов мира. Филигранная виртуозная техника, идеальная сыгранность ансамбля, огромный динамический диапазон позволяют этому оркестру исполнять музыку любых эпох и стилей, а воспитанная Стоковским строгая дисциплина - выполнять мельчайшие указания дирижера. Неутомимый пропагандист новой музыки, Стоковский провел с Филадельфийским оркестром несколько американских премьep крупнейших симфонических полотен ХХ века. Ярким событием музыкальной жизни Америки явилась премьера в 1916 году грандиозной Восьмой симфонии Густава Малера, с которой началась мировая слава и дирижера, и оркестра. Вскоре Стоковский организовал ставшие знаменитыми циклы концертов в Нью-Йорке, абонементы для детей и юношества. Эта просветительская деятельность дирижера продолжалась всю его жизнь. Расширяя репертуар своего оркестра, Стоковский включал в программы как старые, незаслуженно забытые произведения, так и новые современные сочинения. Многие молодые американские композиторы обязаны своим признанием ero доброжелательности и мастерству. Именно благодаря Стоковскому американские слушатели познакомились с такими европейскими знаменитостями, как А. Шёнберг и А. Берг, Э. Варез и Э. Сати, И. Стравинский и С. Прокофьев. Он открыл Америке Д. Шостаковича. Новизна была стилем работы этого дирижера. Узнав о появлении нового произведения знаменитого композитора, он старался первым исполнить его в Америке. Постепенно за Стоковским закрепилась слава «дирижера премьер», и многие композиторы стали сами обращаться к нему с просьбой о первом исполнении, уверенные, что безупречный вкус, подлинно интеллектуальная культура и виртуозная техника дирижера обеспечат образцовую интерпретацию. В своей работе с оркестром Стоковский постоянно экспериментировал, то по-новому размещая музыкантов, то назначая концертмейстерами поочередно Bсex членов инструментальных групп. Добиваясь наиболее полного восприятия содержания музыки, он применял в концертном зале световые эффекты, вводил в в оркестр необычные инструменты. Жесты его изумительных по красоте рук часто бывали рассчитаны не только на оркестр, но и на публику. И все это создавало ту особенную приподнятую эмоциональную атмосферу, когда каждое исполнение становилось событием, каждый концерт праздником искусства. Необычайная трудоспособность позволяла Стоковскому одновременно работать и с другими коллективами - Сан-Францисским, Лос-Анджелесским, Всеамериканским симфоническими оркестрами. Период руководства Филадельфийским оркестром закончился триумфальной гастрольной поездкой дирижера и его коллектива по двадцати семи городам Западной Европы. С 1936 года начинается новый, удивительный этап жизни Стоковского - работа на радио, в студиях звукозаписи, в кино. Проведенные им циклы радиопередач о классической музыке и о музыке народов мира сыграли значительную роль в культурном развитии страны (впоследствии опыт этих радиолекций был сконцентрирован Стоковским в книге «Музыка для всех нас», опубликованной в Нью-Йорке в 1943 году). Техника звукозаписи привлекает дирижера возможностями рельефной передачи музыкальной ткани, специальных эффектов, фиксации национального фольклора. И, наконец, кино. Один за другим выходят фильмы с участием дирижера Стоковского - «Большая радиопередача», «Сто мужчин и одна девушка», «Карнеги-холл». В фильме Уолта Диснея «Фан- тазия» Стоковский не только играл и дирижировал, но и был соавтором музыкального оформления, изобретателем звуковых эффектов. Работа на радио и в кино принесла Стоковскому невероятную популярность, послужившую в свою очередь все той же цели - популяризации великого искусства музыки среди широких масс слушателей. C 1940 года Стоковский возвращается к концертной деятельности и одновременно выступает в новой роли - создателя симфонических коллективов. Он основывает Всеамериканский молодежный симфонический оркестр и в течение двух лет ездит с ним по всей стране. Затем - Городской симфонический оркестр Нью-Иорка и некоторое время руководит им. А после ликвидации созданного для Артуро Тосканини оркестра «Эн-би-си-» - организует на базе этого коллектива Американский симфонический оркестр, которым руководит до самой смерти (с этим оркестром Стоковский триумфально исполнил и записал на грампластинку Четвертую симфонию Чарлза Айвза). В этот период Стоковский работал также с такими известными коллективами, как Голливудский, Хьюстонский, Нью-Йоркский Филармонический, Лондонский симфонический оркестры. За свою долгую жизнь дирижер объехал почти все страны мира. В 1935 году он впервые посетил Советский Союз, интересовался у нас традициями исполнения русской музыки, произведениями молодых советских композиторов. Дирижер любил русскую музыку и охотно играл ее, постоянно знакомил американских слушателей с произведениями Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского, Хренникова, Глиэра, Амирова... В 1958 году Стоковский снова приехал в нашу страну, на этот раз с концертами, которые состоялись в Москве, Ленинграде и Киеве. Он сыграл Одиннадцатую симфонию Д. Шостаковича (с Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио) и в том же 1958 году впервые за рубежом исполнил и записал это произведение с Хьюстонским симфоническим оркестром. Репертуар дирижера состоял преимущественно из музыки ХХ века, но он славился также исполнением сочинений Листа, Чайковского, собственных оркестровых обработок обработок органных произведений И. С. Баха. Оркестр под управлением Стоковского звучал мощно, разнообразно по краскам, с очень выразительной динамикой и агогикой. При внешне скупом жесте его манера дирижирования отличалась мощной сконцентрированной энергией. Обладая необычайным артистическим обаянием, он воздействовал на слушателей непосредственностью, яркостью интерпретаций. Захватывал сам процесс исполнения, жизнь артиста в музыке. Деятельность Стоковского внесла неоценимый вклад в музыкальную культуру США, в частности в дело музыкального воспитания. Он был также сотрудником американского отделения Международного общества современной музыки, членом американской Лиги композиторов. Скончался Леопольд Стоковский в Англии 13 сентября 1977 года. |