2 дня
О сайте5 | SUCD 11 00313 1991, дата записи: 1975 |
Д. ШОСТАКОВИЧ (1906 - 1975) Квартет № 14 для двух скрипок, альта и виолончели фа-диез мажор, соч. 142 1 1. Allegretto — 8.20 2 2. Adagio. 3. Allegretto — 17.59 Квартет № 15 для двух скрипок, альта и виолончели ми-бемоль минор, соч. 144 — 36.08 4. Элегия. Adagio 5. Серенада. Adagio 6. Интермеццо. Adagio 7. Ноктюрн. Adagio 8. Траурный марш. Adagio molto 9. Эпилог. Adagio Общее время звучания — 62.27 Государственный квартет имени Танеева: Владимир Овчарек, Григорий Луцкий, Виссарион Соловьёв, Иосиф Левинзон Запись 1975 г. Звукорежиссер Г. Цес Редактор К. Иванова Художник М. Волкова |
Квартет № 14 фа-диез мажор, соч. 142, созданный Д. Шостаковичем в 1973 году и впервые исполненный в Ленинграде 12 ноября того же года Квартетом имени Бетховена, посвящённый С.П. Ширинскому, виолончелисту ансамбля. Цикл состоит из трёх частей. В музыке его – черты более ранних произведений сочетаются с теми, которые сложились в поздний период творчества Шостаковича. Так, начальная тема Первой части (наиболее характерной в этом отношении) напоминает танцевальные эпизоды первых квартетов, но дальнейшее её развитие и весь интонационный «контекст» – это сложный мир, свойственный поздним произведениям. И лишь кода финала вносит успокоение в музыку. Квартет № 15 ми-бемоль минор, соч. 114 написан в 1974 году и впервые исполнен 15 ноября этого года в Ленинграде Квартетом имени Танеева. Последний квартет Шостаковича проникнут ощущением прощания. Все его шесть частей, исполняющиеся без перерыва, медленные, звучат в миноре, в музыке отсутствуют светлые краски тихая звучность лишь иногда прерывается кульминационными всплесками. Отсутствие быстрых темпов, сглаженный переход одной части в другую создают впечатление монолитного одночастного цикла: он заканчивается мелодией траурного марша. Строение и скрыто-програмный характер (все части имеют название) этого квартета напоминают Одинадцатый квартет, но траурность колорита здесь гораздо сильнее. Квартет имени Танеева, впервые выступивший в 1946 году, когда его участники были студентами второго курса Ленинградской консерватории, в течение всей своей творческой жизни обращался к квартетам Шостаковича. Ансамбль исполнил и записал все его квартеты. На партитуре Пятнадцатого квартета, подаренной автором первым исполнителям, надпись: «Квартету имени Танеева от горячего почитателя». И подпись «Д. Шостакович, 7 октября 1974 года». |