5 дней
О сайте5 | М40—38871-2 1976 |
В. БЫКОВ (1924): Волчья стая, фрагменты повести. Читает М. Ульянов Компакт-диск MEL CD 40 01888 Цифровое издание MEL CO 0765 |
Аннотация с конверта «Тема минувшей войны с некоторых пор стала для меня основным и главным содержанием моего литературного творчества. Я не задавался целью определить, что явилось причиной этого писательского пристрастия: может быть, надолго запечатлевшиеся в сознании картины моей фронтовой юности, а может, то обстоятельство, что я живу на земле, где, как ни в каком другом месте, все еще кровоточат раны войны и где слишком много от нее в делах, судьбах, жизни людей», — говорит белорусский писатель Василь Быков, удостоенный Государственной премии СССР 1974 года за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета». Среди множества произведений советской литературы о войне произведения В. Быкова занимают значительное место. В них с особой полнотой раскрываются живые, бессмертные связи поколения, громадный гуманистический смысл всенародного подвига, беспредельность человеческого мужества. В поле зрения В. Быкова — «великая правда войны». Так сам писатель определяет основную задачу художника, который берется рассказать о страшном испытании, используя в этом рассказе свой личный опыт. В. Быков смотрит на события глазами участника, а не повествователя, хотя жанр, в котором он почти исключительно выступает,— именно повесть. Образ «от автора» если и появляется, то настолько плотно входит в круг героев, что становится одним из них. Таков Левчук из «Волчьей стаи». Его глазами смотрим мы на происходящее, его внутренним слухом, нервами, сердцем постигаем страшную обыденность смерти, нечеловеческих страданий... Буквально по следам за Левчуком идет смерть, и мы, читатели, чувствуем себя рядом, нам так же страшно, так же одиноко... И все-таки «смерть — не самое худшее из всех бед войны». Много лет назад появилась «Альпийская баллада» В. Быкова, где эти слова произносит советский солдат Иван Терешко, погибающий, чтобы отвлечь внимание «волчьей стаи» фашистов от случайно встретившейся ему девушки. Новые произведения писателя, обладающего умением в неброской, негромкой манере говорить о вещах глубинного смысла, все более емко и рельефно раскрывают центральную тему его творчества — выявление в смертельно опасных обстоятельствах нравственных, гуманистических начал в Человеке. О высшей мере человеческой доброты, которая становится героизмом, об умении отстоять в себе Человека в нечеловечески тяжелых испытаниях — «Волчья стая». То, что совершает раненый партизан-боец Левчук, на первый взгляд — невероятно. Через огненный вихрь, ежесекундно петляя и оглядываясь, прячась, замерзая и задыхаясь в дыму, этот простой, совсем еще молодой парень выносит новорожденного младенца... А через тридцать лет Левчук отправляется на поиски спасенного им человека, всей душой надеясь, что Виктор, оставшийся в живых буквально чудом, стал настоящим Чело¬веком. Ведь именно ради Человека стоило вести «ошалелую борьбу за жизнь». Не ради наград, да их и не было: «наибольшей для него наградой оставался этот младенец». Путем тончайшего психологического анализа Василь Быков раскрывает важнейшие, глубокие философские проблемы. Тот самый Левчук, для которого вначале существовала единственная проблема: как увернуться от пули, потом, когда погибли его товарищи, когда пути к спасению были отрезаны, — какую выбрать смерть, вдруг встает перед жесточайшей необходимостью, во что бы то ни стало выжить. Во имя чего? «С какой-то еще не осмысленной надеждой он ухватился за эту кроху человеческой жизни и ни за что не хо¬тел с ней расстаться... Этот младенец связывал его со всеми, кто был ему дорог, и кого уже не стало... То, что происходит с «негероическим» обыкновенным человеком, происходило со всей страной, со всем советским народом, одержавшим победу в нечеловечески жестоком бою с фашизмом. Это, как выразительно определил Александр Твардовский, «смертный бой не ради славы — ради жизни на земле». Героям поставлены памятники. Но никогда не исчезнет память — она выше обелисков, крепче гранита. Память эта — жизнь, ради которой, во имя которой сражались и гибли миллионы людей. Поэтому мы снова и снова как бы перелистываем «мирные» страницы повести фронтовика Василя Быкова, стараясь из отдельных деталей, намеков, обрывков слов понять, вырос ли спасенный «малой» в настоящего Человека… Фрагменты повести Василя Быкова «Волчья стая» звучат в исполнении народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Михаила Ульянова. В сложном искусстве художественного слова он не новичок. Среди лучших чтецких работ Ульянова — фадеевская «Молодая гвардия», главы из «Тихого Дона» М. Шолохова. Проза белорусского писателя привлекла Михаила Ульянова своей предельной достоверностью. «Василь Быков,— говорит артист, — пишет очень зримо, рельефно. Вероятно, это качество его писательской манеры исходит не только из разнообразия и глубины таланта, но и из особого видения им мира, людей. Он не живописец, я бы сказал, он скульптор, с такой уверенностью и безошибочностью внутреннего зрения он вырубает фигуры и образы. Читать быковскую прозу и легко, и трудно. Легко, потому что фигуры эти выпуклы, индивидуализированы, явственны. И трудно, очень трудно потому, что в создаваемых им образах сочетаются вот эта рельефность с тончайшим проникновением во внутренний мир человека. В стремлении передать явственность, рельефность, точность облика и одновременно глубину, психологизм — сложность и прелесть чтецкой работы над Быковыми. М. Бабаева |