5 дней
О сайте19 9 | М60-41989-90 1979, дата записи: 1940-е - 1960-е гг. |
I сторона ВСЕГДА С ПЕСНЕЙ, фантазия Г. Узинг, А. Островский СТРАНИЦЫ ВОСПОМИНАНИЙ, музыкальный рассказ КОГДА МЫ В МОРЕ УХОДИЛИ Е. Жарковский — В. Драгунский II сторона ОТ ЭПОХИ МЕНДЕЛЬСОНА ДО ЭПОХИ САКСОФОНА В. Людвиковский ЛЕНИНГРАДСКИЕ МОСТЫ М. Табачников — Л. Давидович, В. Драгунский ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЯ В. Мурадели — Э. Иванова-Баркова ЧЕТЫРЕ КАПУЦИНА П. Ж. Беранже, перевод Я. Родионова ПЕСНЯ АМЕРИКАНСКОГО БЕЗРАБОТНОГО Обработка А. Островского — В. Стенич АРХИМЕД В. Людвиковский — А. Олицкий ВСЮДУ ВАС ОЖИДАЮТ ДРУЗЬЯ Т. Маркова — Л. Куксо ДОРОГИЕ МОСКВИЧИ И. Дунаевский — В. Масс, М. Червинский Записи 40—60-х годов Редактор Г. Скороходов Художник В. Кузьмин |
Редактор Г.Скороходов Художник В.Кузьмин Фантазия «Всегда с песней», которой открывается программа этой пластинки, была написана к 15-летнему юбилею Государственного -эстрадного оркестра РСФСР. В первых ее аккордах оркестр, искусно имитируя паровоз, разводящий пары, медленно трогается в путь со своей начальной станции «Теаджаз». Постепенно набирая скорость, стремительно несется он во весь опор, громыхая на стыках «Джаза на повороте», мимо платформы «Музыкальный магазин»: весело, задорно (на первый взгляд, не очень приличествующе юбилейной обстановке) звучат утесовские приветственные куплеты «Ах, здрасьте!» Вот приехали мы к вам — Все ребята и я сам! Коля, Саша и Орест, Миша, Вася — весь оркестр! Слушатели легко узнавали знакомые имена: Коля — ударник и танцор Николай Самошников, Орест — саксофонист Орест Кандат, Миша — пианист, композитор и аранжировщик Михаил Воловац и так далее. Утесов обращался к оркестрантам так, как принято среди друзей, живущих единой семьей. И в том, что Утесов начинал юбилей забавным куплетом, частушкой, и в том, как он представлял музыкантов зрителям, была его принципиальная позиция — установить со слушателем особый контакт, доверительный, дружеский, располагающий и к шутке, и к откровенному разговору. Пройдет много лет, и Арам Ильич Хачатурян, специально подчеркнув особенность утесовцев — «это был очень веселый коллектив», отметит: «Утесов умел через юмор, веселье, беззаботность говорить об очень серьезных вещах». В фантазии «Всегда с песней», названной символично, — пятнадцать лет жизни оркестра и его руководителя, малая толика того, что было сыграно и спето; за ней встают не только страницы творческой биографии певца и коллектива, не только история песенной эстрады, в ней как бы нашла отражение сама наша жизнь: знаменитое «Полюшко-поле» — проводы молодых героев в Красную Армию; задушевное «Сердце», шагнувшее к слушателю с экрана вместе с ликующим «Маршем веселых ребят», знаменовавшим обращение Утесова к новому для него типу песен — лирико-патетическим; прославленные «Два друга», восхищавшие не одно поколение романтической строгой, скупой на слова мужской дружбы; грозный марш «Капитан Гастелло», исполненный оркестром в одной из программ, поставленной вскоре после начала великой битвы с фашизмом; сатирические куплеты «Гадам нет пощады!», сочетающие в себе, казалось бы, несочетаемое — ненависть и юмор, куплеты, которыми начал свой путь в песне известный в будущем композитор, а в ту пору пианист и аккордеонист оркестра Аркадий Островский. Ему же принадлежит «Сторонка родная» (включенная в фантазию уже после юбилея), отразившая возвращение к мирной жизни, о которой столько дней и ночей мечтал солдат на фронте... В 1979 году оркестр, которым руководит Леонид Утесов, отметил свое 50-летие — редкий случай в истории эстрадного искусства творческого долголетия. Программа, предлагаемая слушателям на этой пластинке, воскрешает страницы деятельности коллектива в 40 — 60-е годы. Во многих отношениях записи, включенные в нее, являются уникальными: во-первых, они дают возможность кому-то впервые познакомиться, а кому-то и просто вспомнить лучшие произведения, исполненные Утесовым в этот период и не выходившие прежде на долгоиграющих дисках; во-вторых, записи эти воссоздают ту неповторимую атмосферу сердечности, радостной приподнятости, доброго веселья, взаимного внимания, которая неизменно царила на утесовских концертах; и в третьих, позволяют услышать не только Утесова-певца, но и Утесова-рассказчика. Последнее обстоятельство представляется особенно ценным, ибо искусство Утесова — собеседника, чтеца, повествователя, мастера конферанса — в записях почти не зафиксировано. Очевидно, поэтому особый интерес вызывает включенный в программу музыкальный рассказ, где Утесов со свойственным ему юмором и веселой наблюдательностью создает жанровые картинки из жизни города его детства, делится впечатлениями о первых, весьма своеобразных встречах с музыкой, встречах, так или иначе оказавших влияние на его судьбу, на всю его жизнь, которая неразрывно связана с песней. Записи, сделанные по трансляции в разное время в течение двадцати лет, из различных залов, и прежде всего из Московского летнего эстрадного театра «Эрмитаж», где долгие годы проходили премьеры многочисленных программ утесовского коллектива, собраны на пластинке в один концерт. Естественно, что песни здесь, как и в жизни певца, заняли главное место. Они раскрывают перед слушателями многогранный талант «правофлангового советской эстрады», его умение всегда, что бы он ни исполнял, оставаться предельно органичным. Шуточная, полная неизбывного оптимизма песня «Ленинградские мосты» соседствует в этой программе с лирическими раздумьями «Когда мы в море уходили»; исполненные сатирического блеска «Четыре капуцина» сменяются глубоко драматической «Песней американского безработного»; «Любовная песня», отразившая жар души Утесова-лирика, естественно сосуществует с куплетами «Архимед», в которых раскрывается богатый дар Утесова-комика, Утесова-сатирика. Еще в конце 30-х годов, когда готовилась к изданию книга Утесова «Записки актера», И. Бабель написал к ней предисловие. Вот что там говорилось: «Утесов столько же актер — сколько пропагандист. Пропагандирует он неутомимую и простодушную любовь к жизни, веселье, доброту, лукавство человека легкой души, охваченного жаждой веселости и познания... Революция открыла Утесову важность богатств, которыми он обладает, великую серьезность легкомысленного его искусства, народность, заразительность его певучей души. Тайна утесовского успеха... лежит в том, что советский наш зритель находит черты народности в образе, созданном Утесовым, черты родственного ему мироощущения, выраженного зажигательно, щедро, певуче... Сценическое создание Утесова — великолепный этот, заряженный электричеством парень, опьяненный жизнью, всегда готовый к движению сердца и бурной борьбе со злом, может стать образцом, народным спутником, радующим людей». Прогноз, высказанный писателем, полностью сбылся. Г. Скороходов |
М60-41989-90 УТЕСОВ Леонид. «На концерте Леонида Утесова»: Всегда с песней, фантазия (Г. Узинг, А. Островский); Страницы воспоминаний, музыкальный рассказ; Когда мы в море уходили (Е. Жарковский — В. Драгунский); От эпохи Мендельсона до эпохи саксофона (В. Людвиковский); Ленинградские мосты (М. Табачников — Л. Давидович, В. Драгунский); Любовная песня (М. Мурадели — Э. Иванова-Баркова); Четыре капуцина (П. Беранже, перевод Я. Родионова); Песня американского безработного (обр. А. Островского — В. Стенич); Архимед (В. Людвиковский — А. Олицкий); Всюду вас ожидают друзья (Т. Маркова — Л. Куксо); Дорогие москвичи (И. Дунаевский — В. Масс, М. Червинский). Записи из концертных залов 40-х — 60-х годов |
Оборот конверта (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок) |
ЛЗ Другое расположение текста Сторона 2 |