6 дней
О сайте4 | SUCD 10 00101 дата записи: 1984 |
МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ, фортепиано Ф. ЛИСТ Соната для фортепиано си минор — 34.22 Мефисто-вальс — 11.38 Фонтаны виллы д’Эсте — 7.09 Мыслитель — 6.12 Венгерская рапсодия № 15 «Ракоци-марш» — 6.22 Время звучания — 65.43 Редактор Л. Абелян Художник А. Дьячков Запись фирмы Ariola-Eurodisc GmbH, Мюнхен, 1984 г. винил А10 00221 003 |
Михаил Плетнев родился в 1957 году в Архангельске в семье музыкантов. Его учителями были К. А. Шашкина (в специальной музыкальной школе при Казанской консерватории), Е. М. Тимакин (в московской Центральной музыкальной школе), Я. В. Флиср и Л. Н. Власенко (в Московской консерватории). В 1974 году, будучи выпускником ЦМШ, Плетнев удостоился Grand Prix конкурса музыкальной молодежи в Париже, затем стал победителем Всесоюзного конкурса пианистов (1977, Ленинград) и У1 Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1978, Москва). Концертная деятельность Плетнева, начавшаяся в 1978 году, отмечена премией Ленинского комсомола (1979) и Государственной премией РСФСР имени М. И. Глинки (1982). Выступления Плетнева на Всесоюзном конкурсе и на Конкурсе имени Чайковского и первый же проведенный им концертный сезон ознаменовали появление на концертной эстраде музыканта громадного таланта, оставившего позади, хотя он едва перешагнул порог двадцатилетия, период ученичества. Свои замыслы пианист воплощал с поразительным совершенством, с непоколебимой убежденностью, без тени опасливой оглядки на то, привычны его трактовки или нет. При этом существенность содержания искусства Плетнева несовместима со стремлением к самоцсльной оригинальности интерпретаций, а примечательной чертой феерических проявлений его пианистического мастерства является их концепционная обусловленность. Плетнев одарен не только как пианист, но также как композитор и дирижер. В Большом зале Московской консерватории его дирижерский дебют состоялся в декабре 1986 года при участии Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР и Л. Н. Власенко в качестве солиста (исполнялись произведения Ф. Листа для фортепиано с оркестром - Концерты No 1 и 2, „Пляска смерти'*, „Фантазия на венгерские темы“). Триединство композитора, пианиста и дирижера выражено в занимавших видное место в репертуаре Плетнева в пору его выхода на большую концертную эстраду фортепианных обработках нескольких номеров из балетов - „Щелкунчика** П. И. Чайковского и „Анны Карениной'* Р. К. Щедрина. (Транскрипции и их авторская грамзапись, осуществленная фирмой „Мелодия", изданы в 1978 году). В этой сфере творчества, как и в фортепианном исполнительстве. Плетнев сразу оказался мастером. Его обработки, идеально пианистичные. но не содержащие при всем их виртуозном блеске ни капли „фортепианной воды", принадлежат к высоким образцам „перевода** оркестровой партитуры на „язык" фортепиано. Плетнев - художник по преимуществу интеллектуального склада. С тчением времени его трактовки все чаще озадачивают многих слушателей своей новизной. Нередко она является в значительной мере следствием содержательного анализа исполняемых им произведений, в конструкции которых запечатлен авторский образ мира. Опираясь на такой анализ, Плетнев счищает с произведений наслоения исполнительских штампов и выстраивает становящиеся с годами все более лаконичными и аскетичными интерпретации, где каждая деталь несет огромную конструктивную и смысловую нагрузку. Поэтому восприятие этих интерпретаций требует немалого интеллектуального напряжения. В них воплощены миропонимание и духовные искания глубоко чувствующего, умного и честного человека, напряженно размышляющего о вечных вопросах бытия. Тому пример - художественные открытия пианиста в музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Шумана, Шопена. Листа, Брамса, Чайковского. Грига. Рахманинова. Прокофьева. Шостаковича... А. Кандинский- Рыбников Appreciating Plctnev’s art requires not a little intellectual strain: his interpretations arc laconic, his phenomenal piano technique is never an exercise in self-admiration tending towards external effects but always towards a perfect execution of the conception. Pletnev’s recordings serve to remind that at his best Liszt was and will forever remain a great thinker-musician. The performance of the В minor Sonata conveys the essence of that work that can stand for Liszt’s spiritual biography: a challenge to destiny from a giant individual, delights of life, love and creation, dismay born of Satan’s temptations, a search for the Light of Truth mixed with deep scepticism, attempts to lean on religion in face of death’s mystery - and finally, a tragic failure to find the solution. The Sonata ends as it opens with the Sphinx-like theme of Fatum. “II Pensieroso” was inspired by Michclangelo’s statue of that name, also by the sculptor’s short poem to his "Night** statue. Liszt wished that the orchestral version of the piece be performed at his funeral. Pletnev shows what great significance "II Pensieroso" contains. “Mephisto Waltz” (episode from Lenau’s "Faust") is a tragic piece in Pletnev’s treatment. The fatally demonic background is also felt in the 15th Hungarian Rhapsody. The "Jeux d’eaux h la Villa d'Este” has a magically orchestral sound. The epigraph from St. John’s Gospel helps to divine its full meaning. |