3 дня
О сайте3 | MEL CD 30 01845 (2 CD) |
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ВОЛЖСКИХ ТАТАР Антология народной музыки. Душа народа Диск 1 1 Сәхрәләрдә (В полях), Ф. Сулейманова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.51 2 Рамай (Рамай, имя юноши), Р. Абдуллин (пение), Г. Валиев (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.41 3 Өнсә авыл көе (Напев деревни Унса), Р. Ильясов (пение), И. Шарипов, Х. Сафин (баяны) . . . . . . . . . . . . 4.23 4 Өммегөлсем (Уммугульсум, имя девушки), Г. Сулейманова (пение), М. Ахмадеев (баян) . . . . . . . . . . . . 2.33 5 Туган ил (Родной край), И. Шакиров (пение), С. Гарифуллин, Р. Курамшин (баяны) . . . . . . . . . . . . . . . . 4.13 6 Олы юлның тузаны (Пыль большой дороги), Р. Ильясов (пение), И. Шарипов, Х. Сафин (баяны) . . . . . . 4.47 7 Беләзегем, йөзәгем (Браслетик, перстенёчек), Г. Гафиатуллина (пение), Н. Вильданов, Ф. Исхаков (баяны) 2.40 8 Сәгать чылбыры (Цепочка от часов), Г. Сулейманова (пение), Р. Ибрагимова (баян) . . . . . . . . . . . . . . . 3.01 9 Бөрлегән (Костяника), А. Афзалова (пение), Ф. Гильмутдинов, Р. Сибгатуллин (баяны) . . . . . . . . . . . . . 1.12 10 Сарман (Сарман, название реки), И. Шакиров (пение), С. Гарифуллин, Р. Курамшин (баяны) . . . . . . . . . 3.54 11 Салкын чишмә (Студёный родник), Г. Валиев (гармоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.09 12 Һаваларда йолдыз (Звёзды в небесах), Ф. Туишев (гармоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.53 13 Әпипә (Апипа, имя девушки), З. Ахметова (кубыз), Х. Бакиров (курай) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.17 14 Галиябану (Галиябану, имя девушки), Г. Сулейманова (пение), Р. Сафиуллин (баян) . . . . . . . . . . . . . . . 3.13 15 Уел (Уил, название реки), Р. Ильясов (пение), Н. Вильданов (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.50 16 Әлфия (Альфия, имя девушки), Р. Вагапов (пение), Г. Валиев (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.48 17 Минзәлә (Мензелинск, название города), Г. Гафиатуллина (пение), Н. Вильданов, Ф. Исхаков (баяны) . . . 3.01 18 Сания (Сания, имя девушки), Г. Сулейманова (пение), М. Ахмадеев (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.29 19 Жаныем-бәгърем (Милочка-душечка), Г. Рахимкулов (пение), С. Гарифулин, Д. Хафизов (баяны) . . . . . . 1.47 20 Кара урман аша (Сквозь дремучий лес), М. Имашев (пение), М. Макаров, Х. Нигмятзянов (баяны) . . . . 4.36 21 Фазыл чишмәсе (Родник Фазыла), Г. Гафиатуллина (пение), Н. Вильданов, Ф. Исхаков (баяны) . . . . . . . 1.33 22 Зәңгәр күлмәк (Голубое платье), Г. Рахимкулов (пение), С. Гарифулин, Д. Хафизов (баяны) . . . . . . . . . . 3.29 23 Авыл көе (Деревенский напев), Г. Гафиатуллина (пение), Н. Вильданов, Ф. Исхаков (баяны) . . . . . . . . . . 3.34 Общее время: 71.05 |
Диск 2 1 Исле гөл (Душистый цветок), Г. Гафиатуллина (пение), Н. Вильданов, Ф. Исхаков (баяны) . . . . . . . . . . . 3.50 2 Ачма тәрәзәңне (Не открывай окошка), М. Имашев (пение), М. Макаров, Х. Нигмятзянов (баяны) . . . . . 1.40 3 Гөлләр үсә (Растут цветы), Г. Сулейманова (пение), Р. Ибрагимова (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.23 4 Авыл көе (Деревенский напев), Н. Габидуллин (пение), Ф. Жамалетдинов (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.52 5 Зәңгәр төймә (Голубые пуговицы), Г. Гафиатуллина (пение), Н. Вильданов, (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.54 6 Сажидә (Саджида, имя девушки), М. Имашев (пение), М. Макаров, Х. Нигмятзянов (баяны) . . . . . . . . . 3.20 7 Әй, жаныем, суларда (Ой, душенька), А. Афзалова (пение), Ф. Гильмутдинов, Р. Сибгатуллин (баяны) . . . 1.31 8 Кәләү Гайшә (Имя девушки), Г. Валиев (гармоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.35 9 Сибелә чәчәк (Опадают цветы), Ф. Тушев (гармоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.14 10 Һаман истә (Помню всегда), Ф. Сулейманова (пение), М. Макаров (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.09 11 Фирдәвескәй (Фирдаус, имя девушки), Р. Вагапов (пение), Г. Валиев (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.00 12 Болын (Луг), Р. Ильясов (пение), И. Шарипов, Х. Сафин (баяны) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.42 13 Озату (Проводы), Р. Абдуллин (пение), Г. Валиев (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.36 14 Каз канаты (Гусиные крылья), Ф. Кудашева (пение), Б. Гайсин (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.55 15 Алсу (Румяная), Р. Вагапов (пение), Ф. Садыков (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.02 16 Шахта (Шахта), М. Имашев (пение), М. Макаров, Х. Нигмятзянов (баяны) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.19 17 Сүнмәс дәрт (Неугасимое чувство), Р. Ильясов (пение), И. Шарипов, Х. Сафин (баяны) . . . . . . . . . . . . 2.35 18 Суларда (На реке), Г. Гафиатуллина (пение), Н. Вильданов (баян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.36 19 Әткәемнең өендә (В доме батюшки моего), Ф. Сулейманова (пение), М. Макаров (баян) . . . . . . . . . . . . 2.20 20 Ишкәкче жыры (Песня гребца), М. Имашев (пение), М. Макаров, Х. Нигмятзянов (баяны) . . . . . . . . . . 3.54 21 Иске кара урман (Старый дремучий лес), З. Ахтямова (пение), Н. Вильданов (баян) . . . . . . . . . . . . . . . 4.14 22 Карачтау авыл көе (Напев деревни Карачтау), Т. Якупов (пение), Н. Вильданов (баян) . . . . . . . . . . . . . 3.53 23 Ал Зәйнәбем (Прекрасная Зейнаб), Г. Гафиатуллина (пение), Н. Вильданов, Ф. Исхаков (баяны) . . . . . . . 3.56 Общее время: 70.44 Записи: 1960-1981 гг. Руководитель проекта: Е. Растегаева Редактор: Р. Валиуллина Ремастеринг: Н. Радугина Дизайн: И. Крюков Перевод: Н. Кузнецов |
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ВОЛЖСКИХ ТАТАР Антология народной музыки. Душа народа «Наши деды вынесли когда-то из бескрайних степей долгие-долгие напевы. А с берегов извилистых рек принесли они мелодии быстрые и весёлые. Омыв их в водах Каспия и Чёрного моря, освежив ветрами Урала и Кавказа, они завещали их не только нам. Они завещали их всей России. Мелодии дедов, не имеющие конца. Напевы бабушек, звучащие из самого их сердца…» – так говорил о родной музыке татарский писатель Гаяз Исхаки. Песенное творчество волжских татар представляет собой уникальный сплав певческих традиций древнего Востока и художественных приемов европейской музыкальной культуры. О глубоких азиатских корнях свидетельствует обычай сольного пения с богатейшей звуковой орнаментикой. Исполнитель ведет мелодию, прихотливо украшая каждый слог песни мелкими звуковыми узорами. Искусство мелизматики – украшения напева – почиталось и ценилось как певцами, так и любителями послушать настоящую татарскую песню. Своей вершины искусство орнаментики достигло в жанре «озын көй» – протяжной песни («Уел», «Сәхрәләрдә», «Иске кара урман»). Протяжная песня стала своеобразным «символом» татарского музыкального искусства, благодаря глубокой лиричности и большой степени самобытности, национальной неповторимости. «Озын көй» считаются наиболее трудными для исполнения, поются исключительно одноголосно и требуют большого вокального мастерства и художественного вкуса от певца. Признаки Европы – просвещенной и рациональной – проявились в структурной логике и архитектоничности излюбленных татарами лирических и шуточных куплетов. А когда в XIX веке, сначала в татарские города, а затем и в села, проникла гармонь, оказалось, что ее настройка идеально совпадает с формой и ладовым строем татарских деревенских напевов («авыл көй») и городских лирических песен. Гармоника стала постоянным и обязательным инструментом, сопровождающим татарских певцов. В наше время, особенно на сцене, чаще звучит баян – инструмент, обладающий большим диапазоном исполнительских возможностей. Мелодии татарских песен в исполнении гармоники и баяна – с виртуозной импровизационностью, с бесконечной энергетикой и темпераментом – завоевали особую любовь. Но клавишно-духовые инструменты не вытеснили собой более древние тембры народных музыкальных инструментов: кубыза (варган) и курая (продольная флейта). Если звук курая способен нежно и легко украсить лирическую песню, то кубыз прекрасно поддерживает ритм веселых и шуточных коротких напевов («кыска көй»). Своеобразие музыке волжских татар придают пентатоника – пятиступенная гамма, как в китайской, японской или монгольской музыке, обильное украшение слоговым распевом – как в арабской, персидской и индийской песне, и органное звучание аккомпанирующих баянов. О чем повествует народная песня? О том, что дорого и близко, о том, чем полнится душа в минуты грусти и веселья. Излюбленная тема – красота родного края: густые леса и ягодные поляны, хрустальный звон многочисленных родников, ясные звезды в синем небе и трели соловья («Кара урман», «Салкын чишмә», «Һавалада йолдыз»). Когда-то, наверное, каждый аул создавал свою песню, посвященную родной земле. Поэтому так часто встречаются напевы с названиями татарских сел: «Карачтау авыл көе», «Өнсә авыл көе». Многие песни именуются просто «Авыл көе» (деревенский напев). Любовная лирика представлена в народном творчестве весьма широко. Невероятно много татарских песен, названных именами возлюбленных: «Әльфия», «Сания», «Ал Зәйнәбем», «Фирдәвескәй» и, конечно же, «Галиябану». Тексты любовных песен отличаютсябогатством поэтических сравнений, изобилуют красочными эпитетами и добрыми пожеланиями в адрес любимого человека. Особую область татарского музыкального фольклора занимают «кыска көй» (короткие напевы) – жанр, воплощающий народное веселье. Но веселье не разудалое, а, скорее, изящное и деликатное, наполненное юмором и шуткой, очерченное рамками культуры городских жителей – мусульман («Әпипә», «Әйе шул», «Бөрлегән»). Мелодии коротких напевов послужили основой для огромного количества плясовых инструментальных вариаций – прежде всего на гармонике и баяне. На дисках «Антологии народной музыки» представлены татарские песни различных жанров в исполнении известных и любимых певцов – народных артистов Ильхама Шакирова и Габдуллы Рахимкулова, Альфии Афзаловой и Гульсум Сулеймановой. Образцы народнопесенной классики звучат голосами Рафаэля Ильясова, Флеры Сулеймановой, Масгута Имашева и других популярных исполнителей. Кроме того, в антологию включены записи инструментальных вариантов народных песен в звучании гармоники, кубыза и курая. |