2 дня
О сайте6 | SUCD 10 00097 1990, дата записи: 1983, 1984 |
В. А. МОЦАРТ (1756 — 1791) Квартет № 15 для двух скрипок, альта и виолончели ре минор, KV 421 1 1. Allegro — 10.03 2 2. Andante — 7.09 3 3. Menuetlo — 3.45 4 4. Allegretto non troppo — 9.29 И. БРАМС (1833 — 1897) Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели си-бемоль мажор, соч. 67 5 1. Vivace 6 2. Andante — 18.15 7 3. Agitato. (Allegretto non troppo) 8 4. Poco allegretto con variazioni — 17.54 Общее время звучания — 66.35 Квартет имени Бородина: Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский Записи из Большого зала Московской консерватории 25 октября 1984 г. и 1983 г. (цифровые) Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева (1), Э. Шахназарян (2) Редактор И. Слепнев Художник Т. Барышникова Фото В. Пчелкина |
Моцарта связывала тесная дружба с его старшим современником Йозефом Гайдном. «Искусству писать квартеты я научился у Гайдна», – говорил он. Особое восхищение вызвали у Моцарта шесть квартетов Гайдна, соч. 33. Под их впечатлением Моцарт после девятилетнего перерыва вновь обратился к струнному квартету. Серию из шести квартетов (№ 14-19), создававшихся с 1782-го по 1785 год, он посвятил Гайдну, предпослав им обращение на итальянском языке, служащее свидетельством глубокой и искренней дружбы двух величайших композиторов. Квартеты, посвященные Гайдну, и поныне, не перестают поражать своим смелым новаторством, широчайшим образным диапазоном, глубиной содержания, тонким и многогранным использованием возможностей ансамбля. Несмотря на влияние, квартетного стиля Гайдна, моцартовские квартеты остаются глубоко самобытными, потрясая широтой мелодического дыхания, вдохновенной лирикой, драматической экспрессией. Квартет № 15 ре минор, KV 421 – второй в серии – был завершен в июне 1783 года. Это произведение выделяется необыкновенной глубиной драматизма, трагической заострённостью. К наиболее традиционному из видов инструментального ансамбля – струнному квартету Иоганнес Брамс обращался сравнительно редко. Известны только три квартета композитора. Первый и второй были завершены летом в 1873 году и изданы в том же году как соч. 51. Третий квартет си-бемоль мажор, соч. 67 был создан летом 1875 года в Цигельхаузене близ Гейдельберга и издан в следующем году с посвящением другу композитора профессору Теодору Вильгельму Энгельману. Это сочинение, по словам австрийского исследователя творчества Брамса Карла Гейрингера, «представляет собой радостно идиллический контраст по отношению к обоим ранее написанным произведениям этого рода… Лёгкость, окрыленность, пасторальность, чувство юмора – таковы его черты». Выдающийся советский камерный ансамбль – Квартет имени Бородина – сформировался в 1945 году. Имя Александра Бородина – одного из основателей камерного инструментального жанра в России – присвоено квартету в 1955 году. В обширном исполнительском репертуаре ансамбля представлены произведения западноевропейских, русских и советских авторов. |