2 дня
О сайте8 1 | SUCD 10 00064 1990, дата записи: 1984 |
А. ШНИТКЕ СИМФОНИЯ №3, соч. 1981 г. 1 I. Moderato—13.51 2 2. Allegro — 12.45 3 3. Allegro pesante 4 4. Adagio — 26.44 Общее время звучания — 53.20 . Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер Геннадий Рождественский Запись 1984 г. Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева Редактор И. Слепнев Художник В. Байков. Фото Б. Палатника винил С10 25175 009 |
Композиторский почерк Альфреда Шнитке (р. 1934) весьма определён, и тем не менее каждое новое его произведение – это всегда иная художественная концепция, иной взгляд на мир, иной комплекс проблем. В индивидуальном стиле Шнитке как бы сплетаются приметы разных музыкальных эпох, соединяясь в особом, «объемном» контексте, просматриваясь во временной перспективе. Четыре симфонии Шнитке не похожи друг на друга. Редко в творчестве одного автора можно найти столь различный подход к трактовке этого жанра. Симфония, «созвучие», становится сферой поисков общих линий между «всегда», «вчера» и «сегодня», превращается в звучащий микрокосм, в культурологическое исследование, в логико-философское эссе. Композитор как бы предлагает прислушаться к миру с разных, порой противоположных сторон. Симфонии Шнитке показывают пути синтеза прошлого и настоящего, локального и универсального, отражают многие грани огромного духовного опыта человечества. Третья симфония (1981) – наиболее монументальное из всех симфонических произведений Шнитке. Как и в двух первых симфониях, Шнитке обращается здесь к большому составу оркестра, подключая к нему полный «набор» клавишных (орган, клавесин, рояль, челеста)‚ а также гитару и бас-гитару. И традиционные инструменты, и группы оркестра используются композитором на редкость интенсивно. Звуковая палитра оказывается предельно детализированной: оркестр превращается в многослойный ансамбль разнообразных тембров, каждая линия приобретает самостоятельную выразительную значимость. Судьба классической симфонии, идеи классического мироощущения в целом, ясного, гармоничного, рационального отношения человека к действительности – вот смысл Третьей симфонии Шнитке. Симфония была написана Шнитке в связи с юбилеем лейпцигского симфонического оркестра «Гавандхауз» и по случаю открытия нового концертного зала «Гавандхауз». Премьера с огромным успехом состоялась в Лейпциге 5 ноября 1981 года, дирижировал Курт Мазур. В Советском Союзе симфония впервые была исполнена Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР под управлением Геннадия Рождественского осенью 1982 года. Запись Третьей симфонии Шнитке – труднейшая задача. Уникальная многослойность и полифонических сложность партитуры требуют особого искусства звукорежиссёра. Звукорежиссеры И. Вепринцев и Е. Бунеева осуществили запись Третьей симфонии Шнитке в помещении спортивного зала «Дружба» в Лужниках с помощью 24-канального магнитофона. Это позволило максимально рельефно прочертить линии отдельных инструментов и реально передать в записи задуманную композитором звуковую картину. А. Ивашкин. |