6 дней
О сайте7 | SUCD 10 00058 1990, дата записи: 1987 |
Скрипичные соло в русских балетах Сторона 1 А. Корещенко. ФРАГМЕНТЫ ИЗ БАЛЕТА «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО» 1. Сцена — 2.02 2. Вариация — 1.14 3. Адажио — 4.55 4. Вальс принцессы — 1.32 А. Аренский 5. ADAGIO SOSTENUTO ИЗ БАЛЕТА «ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ» — 7.04 А. Глазунов 6. БОЛЬШОЕ АДАЖИО — 4.37 7. ВАРИАЦИЯ III («РАЙМОНДА») — 2.01 П. Чайковский 8. АНТРАКТ (№ 18) ИЗ БАЛЕТА «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» — 6.11 ТРИ ФРАГМЕНТА ИЗ БАЛЕТА «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» 9. Русский танец — 4.11 10. Pas d'action (№ 13, V) — 6.46 11. Pas de deux (№5 I, II) —7.26 Общее время звучания — 48.43 СЕРГЕЙ СТАДЛЕР, скрипка ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР. Дирижер АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ Запись 1987 г. Звукорежиссер П. Кондрашин. Редактор И. Слепнев Оформление художника Е. Усковой. Фото А. Малахина и Е. Барановского винил А10 00371 000 |
Арсений Николаевич Корещенко (1870-1921) – русский композитор, дирижер, педагог. С золотой медалью окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у С.И. Танеева, по классу композиции у А.С. Аренского. Выступал как пианист в ансамбле с Ф.И. Шаляпиным, С.И. Мигаем, в трио с И.В. Гржимали (позднее с К.К. Григоровичем) и А.А. Брандуковым. Автор опер «Ледяной дом» (либретто М.И. Чайковского), «Пир Валтасара», поставленных в Большом театре, «Ангел смерти» (по М.Ю. Лермонтову), симфонических, камерных, вокальных, инструментальных сочинений, более двухсот музыкально-критических статей. Балет Корещенко «Волшебное зеркало» был написан в 1902 году на сюжет, составленный М.И. Петипа по мотивам сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» и сказок братьев Гримм. Спектакль предназначался для бенефиса Петипа 9 февраля 1903 года в Мариинском театре. * * * Балет Антона Степановича Аренского «Египетские ночи» написан в 1900 году. Сюжет «Египетских ночей», использованный в литературе А.С. Пушкиным, В.Я. Брюсовым, заимствован Аренским и Петипа (работавшими над сценарием) из новеллы Т. Готье «Одна ночь Клеопатры». Роковая страсть молодого египтянина Амуна, пораженного красотой Клеопатры, заставляет его расплатиться жизнью за ночь любви с жестокой царицей. «Наступает час расплаты, – описывает сцену Клеопатры и Амуна (скрипичное соло) Ю.И. Слонимский. – Приносят чашу с ядом. Ему страшно. Но глаза чаровницы Клеопатры по-прежнему манят и сулят забвение. Он схватывает чашу и осушает ее». Впервые «Египетские ночи» были поставлены Михаилом Фокиным в Мариинском театре 8 марта 1908 года, а годом позже с триумфальным успехом показаны в Париже в «Русских сезонах» С.П. Дягилева (балетмейстер М. Фокин, художник Л. Бакст, дирижер Н. Черепнин). * * * Первый и самый значительный балет Александра Константиновича Глазунова «Раймонда» был закончен композитором в октябре 1897 года. Премьера, состоявшаяся 7 января 1898 года в Мариинском театре (балетмейстер М.И. Петипа) и прошедшая с невероятным успехом, привлекла весь музыкальный Петербург. Скрипичное соло – Большое адажио – является центром картины грез и сновидений Раймонды, «песней любви» героев балета: юной Раймонде во сне является ее жених, рыцарь де Бриен. Вальс-вариация Раймонды взята композитором из «Балетной сюиты», сочиненной за три года до создания «Раймонды». Современники единодушно хвалили музыку вальса – «нежную песню скрипки». Постановка вариации явилась одним из шедевров Петипа. Драматические события завершают первую картину II действия балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица». Принцесса Аврора, уколовшись о веретено, под воздействием чар злой феи Карабос засыпает. Все вокруг погружается в вековой сон. Вторая картина: царство сна. Сюда, с помощью доброй феи Сирени, придет принц Дезире, чтобы своим поцелуем освободить от злых чар спящую красавицу. Между этими картинами Чайковский поместил «Антракт» – удивительное по красоте скрипичное соло. Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» был написан в 1875-1876 годах и поставлен 20 февраля 1877 года в Большом театре (балетмейстер В. Резингер) в бенефис балерины П. Карпаковой. «Русский танец» – скрипичное соло – сочинен Чайковским уже после написания балета специально для П. Карпаковой, первой исполнительницы партии Одетты, и вставлен в третий акт между неаполитанским и испанским танцами. Второе действие «Лебединого озера» многие балетные труппы ставят как самостоятельное произведение. Сцена Одетты и Принца – знаменитое скрипичное соло – лирическая кульминация действия. «Это – полный мольбы, печальный рассказ заколдованной девушки, – писал М.И. Чайковский, – спасти которую может только любовь нетронутого сердца, готового пожертвовать жизнью для нее». Завершает программу фрагмент Pas de deux из первого действия – также сольный номер скрипки – инструмента, которому великий композитор отвел в своем творчестве столь значительное место. Сергей Стадлер |